Тема: «А ты знаешь правила дорожного движения?»
Профилактика детского травматизма на дорогах страны.
ДЮК «Белая ладья» педагог-организатор Усенко Л. И.
Цели:
-закрепить и проверить знания учащихся правил дорожного движения на улицах и дорогах страны.
-предупредить детский травматизм на дорогах.
Задачи:
-улучшать знания, учащихся о правилах дорожного движения;
-формировать представления, учащихся о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам;
-воспитывать навыки выполнения основных правил поведения, учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность.
По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
- Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35–40 %.
- Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств, или других препятствий, мешающих обзору 25–30 %.
- Неподчинение сигналам светофора 10–15 %.
- Игры на проезжей части, и ходьба по ней при наличии тротуара – 5–10 %.
- Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге?
Оборудование: дорожные знаки, плакаты по правилам дорожного движения, кружки красного, желтого, зеленого цвета. Видеофильм о правилах дорожного движения.
|
|
Ход мероприятия.
Рассказ-беседа с учащимися педагога-организатора.
Дорогие ребята, сегодня у нас будет беседа посвященная предотвращению детского травматизма.
-Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса).
Педагог дает историческую справку:
-Сегодня Государственная автомобильная инспекция – серьезная сила, в ней служат профессионалы. Им поручено очень важное дело – сохранять порядок на дорогах большой страны и решать много других задач. Передовой и самый мощный отряд Госавтоинспекции – дорожно-патрульная служба – ДПС. Эта служба следит за выполнение правил дорожного движения.
В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».
-Кто знает, когда был придуман первый светофор?
\Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский. \
|
|
Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.
С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.
Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
- Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса учащимися).
- Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей.
-Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 %, а вот в Румынии – 56 %. Еще несколько примеров. Оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».
Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так.
Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам –
велосипеда.
Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.
Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность.
Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство сохранения.
Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.
-На проезжую часть на велосипеде можно выезжать, если вам исполнилось 14 лет, но даже в 14 лет, прежде чем выехать, необходимо выучить Правила дорожного движения на велосипеде.
Если вам еще нет 14 лет, то выезжать на проезжую часть запрещается.
-Вам, ребята, на велосипеде лучше кататься на стадионе, в парке, в общем там, где нет машин.
На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.
Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этого транспортного средства на дорогах и во дворах нашего города и, и поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.
Предлагаю вам ребята, блиц-опрос.
\Используется плакаты о правилах дорожного движения. \
(Приглашаются 2 команды по 5 учащихся; выбирается жюри).
1. Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
2. Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?
3. Где и как должны ходить пешеходы по улице?
4. В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
5. Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?
6. Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?
7. Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?
8. Каков порядок посадки в автобус и выход из него? Правила перехода улиц и дорог.
9. Как надо правильно переходить улицу, дорогу?
|
|
10. Можно ли перебегать через улицу, дорогу?
11. Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?
12. Сколько сигналов у пешеходного светофора?
13. На какие группы делятся дорожные знаки?
14. Кто должен знать дорожные знаки?
15. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
16. Безбилетный пассажир?
17. Дорога для трамвая?
18. Дом для автомобиля?
19. Безрельсовый трамвай?
Сейчас, я предлагаю отгадать загадки:
Тихо ехать нас обяжет, Поворот вблизи покажет И напомнит, что и как, Вам в пути… (Дорожный знак). | Что за «зебра» на дороге? Все стоят, разинув рот. Ждут, когда мигнет зеленый, Значит это… (Переход). |
Встало с краю улицы в длинном сапоге Чучело трехглазое на одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает людям дорогу перейти. (Светофор). | Дом на рельсах тут как тут, Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай, Отправляется… (Трамвай). |
Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей, Ты знаком, конечно, с ней. Обувь носит из резины, называется… (Машина). | Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе). Человек, едущий на транспорте. (Пассажир). Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход). Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак). |
Место ожидания автобуса. (Остановка). Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай). | Номер телефона скорой помощи. (03). Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка). |
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус). | Водители-лихачи очень любят его совершать. (Обгон). |
Трехглазый постовой. (Светофор). | Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие). |
Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар). | Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП). |
Пешеходный переход по-другому. (Зебра). | Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток). |
Это «говорит» желтый свет светофора. (Внимание). | Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо). |
Его боятся нарушители правил. (Инспектор). | В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет). |
|
|
Выступление учащихся
(выносятся знаки, нарисованные на плакате). Каждый рассказывает о своём нарисованном знаке.
Рассказ учащихся: число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие – круглые с красной каймой (ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие – треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. – голубые круглые. Информационно – указательные знаки – они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, шестиугольные.
Просмотр видеофильма: «Предупреждение детского травматизма на дороге».