Урок № 27
Тема урока: Программная увертюра.
Цель: -освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании
музыкального образа;
- развитие ассоциативно-образного мышления;
- воспитание интереса к классической музыке;
- воспитание художественного вкуса;
- воспитание эмоционального и интеллектуального отклика на произведения классической музыки;
Музыкальное сопровождение: Л.В.Бетховен «Симфония № 5»; Л.В.Бетховен «Эгмонт»; Л.В.Бетховен «К Элизе»; Л.В.Бетховен «Соната №14 «Лунная»»; М. Таривердиев «Мгновения»
Ход урока
Ты – Прометей, сгорающий в огне,
Перед богами, как и он, греховен.
Гореть в огне не пламенем жаровен,
А факелом, с тобою наравне.
I. Музыкальная разминка
Исполнение распевок.
II Актуализация знаний
Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Бетховена, увертюрой «Эгмонт». Прежде чем говорить о новом произведении, давайте вспомним, что вы знаете о композиторе.
1. В каком веке? В какую эпоху жил Бетховен? В какой стране?
2. Каким был характер композитора?
3. Назовите современников Бетховена, почему их называли «венскими классиками»?
4. Какие образы преобладают в его произведениях, почему?
5. К каким жанрам обращался композитор?
6. Что такое «увертюра»? (Запись в тетради)
III. Знакомство с новым материалом.
Слово учителя
В 16 веке произошла освободительная борьба нидерландского народа от жестокого испанского владычества. Во главе испанского народа стоял граф Эгмонт
В 1810 году Бетховен написал музыку к трагедии Гетте «Эгмонт». Им было написано 9 музыкальных номеров, но первым из них была увертюра. Бетховен является основателем жанра симфонической увертюры.
Увертюра (в переводе с итал. - открытие)- инструментальная вступительная музыка к опере, балету, спектаклю или может быть самостоятельным музыкальным произведением
Слушание увертюры «Эгмонт» Л.В.Бетховена
Учитель: слушая музыку, постарайтесь ответить на вопросы.
- Как развивается музыка?
- Какие новые образы рождаются в процессе развития музыки?
- какова судьба главного героя?
- Каков итог борьбы?
- Какие музыкальные образы?
Анализ произведения:
Прослушав музыку, дети выявляют основные моменты
Тема вступления - образ столкновения (медленное вступление, в котором две контрастные темы. грозные, властные аккорды сочетающиеся с жалобными интонациями)
Основная часть - образ борьбы
Заключительная часть - образ победы (ликующая)
Все части объединяет - обобщенный образ Эгмонта
Учитель: Мы с вами теперь знаем, что в центре - образ главного героя Эгмонта. Этот образ не только сложен, но и двойственен. С одной стороны, победы, одержанные Эгмонтом на службе королю Филиппу II, высокое положение испанского графа и кавалера ордена «золотого руна»- все, казалось бы, прочно связывало его с испанским двором. А с другой стороны, он любил свой народ и был его любимцем. Эгмонт с легкостью разговаривал с простыми ремесленниками и бедными крестьянами. Люди любили его. Когда вспыхнуло восстание, после некоторых душевных колебаний Эгмонт становиться во главе народа.
Он обращается к народу со словами «За Родину сражайтесь! С радостью отдайте вы жизнь за то, что вам дороже всего: за вольность, за свободу!»
Учитель: Что происходит с графом Эгмонтом?
- Он погибает в этой борьбе. Но нам кажется, что он смело и бесстрашно шел навстречу смерти.
Учитель: Как это показано в музыке?
- Музыка стала звучать тихо, траурно. Такое ощущение, что была пауза.
Учитель: Какие слова повторял граф Эгмонт?
- За Родину! В бой! Сражайтесь!
Учитель: Когда погиб Эгмонт, что происходило дальше?
- в тишине стала возникать и развиваться новая тема, еще непонятная. Но постепенно она расширялась и влилась в ликующую, праздничную, торжественную коду. Народ ликовал, праздновал победу. Нидерландцы отомстили за смерть Эгмонта.
Учитель: Я предлагаю вам посмотреть картину Жана Луи Давида «Клятва Горациев»
- Как вы думаете, созвучна ли эта картина увертюре «Эгмонт»?
Учитель: Что обозначают слова Гете «Быть человеком - значит быть борцом»
- только борьба может принести человеку свободу и счастье.
Учитель: У Бетховена и Эгмонта было много общего, как в жизни, так и в смерти
Послушайте:
«Когда Бетховен умирал, внезапно разразилась страшная буря с градом и метелью. Удар грома потряс комнату, озаренную зловещим отблеском молнии на снегу. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом поднял правую руку со сжатым кулаком. Выражение его лица было страшно. Казалось, он сейчас крикнет: «Я вызываю вас на бой, враждебные силы! Мы победим! Вперед!» Рука упала. Глаза закрылись. Он пал в бою.»
Учитель: Ребята, а как вы считаете, умерли ли вместе с Бетховеном его идеи, идеалы, созданные им образы?
- Нет, не умерли. Нам кажется, что образы и идеалы вечные и бессмертные.
Учитель: Конечно, ребята они бессмертны и живут, вдохновляя новые поколения на борьбу и подвиги во имя свободы, справедливости
Учитель: Увертюры Бетховена тесно связаны с идеей сюжетной пьесы и положили начало целой эпохе симфонической музыки - программным увертюрам, поэмам, картинам, которые широко распространились в 19 веке.
IV. Работа над песней
Сегодня мы познакомимся с песней М. Таривердиева, Р. Рождественского «Мгновения».
Не думай о секундах свысока.
Hаступит время - сам поймешь, наверное:
Свистят они, как пули у виска, -
Мгновения, мгновения, мгновения.
У каждого мгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мгновенья раздают - кому позор,
Кому - бесславье, а кому - бессмертие!
Из крохотных мгновений соткан дождь:
Течет с небес вода обыкновенная,
И ты порой почти полжизни ждешь,
Когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно большое, как глоток,
Глоток воды во время зноя летнего.
А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего.
Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия,
И я не понимаю иногда,
Где первое мгновенье, где последнее.
Hе думай о секундах свысока.
Hаступит время - сам поймешь, наверное:
Свистят они, как пули у виска, -
Мгновения, мгновения, мгновения.
Впервые эта песня прозвучала в кинофильме «Семнадцать мгновений весны». Это произведение учит каждого из нас задуматься над тем, для чего живет человек, каким он должен быть, чтобы жизнь его не прошла бесцельно, а была наполнена высоким смыслом.
Слушание, исполнение.
Вопросы:
- Какие чувства вызывает эта песня?
- Почему автор называет ее «Мгновения»?
- Какие мгновения в жизни человека можно назвать благородными и прекрасными?
V. Рефлексия
- С творчеством какого композитора вы продолжили знакомство на этом уроке?
- Какие произведения этого композитора вам знакомы?
Д/З: Я предлагаю вам составить синквейн по теме: Л.В. Бетховен. «Граф Эгмонт»