Античная общинная и государственная

Карл Маркс – исторический материализм. Теория общественно-исторических формация и классовой борьбы. Философия истории марксизма.

Карл Ге́нрих Маркс — немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель, живший и работавший в Германии, Франции, Бельгии и Англии. Родоначальник марксизма. Из под его пера вышли такие книги как:

· К критике гегелевской философии права (1843)

· Экономическо-философские рукописи (1844)

· Тезисы о Фейербахе (1845)

· Немецкая идеология (1846) (написано в соавторстве с Фридрихом Энгельсом)

· Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона (1847)

· Наёмный труд и капитал (1847)

· Манифест коммунистической партии (1848) (с Фридрихом Энгельсом.)

· Классовая борьба во Франции (1850)

· Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (1852)

· Статьи об отмене крепостного права в России (1858)

· К критике политической экономии (1859)

· Статьи о Гражданской войне в США (1861)

· Заработная плата, цена и прибыль (1865)

· Капитал, т. 1. (1867)

· Гражданская война во Франции (1871)

· И т.д.

Выразить основное положение материалистического понимания истории можно цитатой из книги «Немецкая идеология»:

«Итак, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения – т.е. гражданское общество на его различных ступенях – как основу всей истории».

Исторический материализм.

По мнению Карла Маркса, первым условием всякой человеческой истории является существование главного её творца – человека. Но его бытие обусловлено телесной организацией, которая принуждает его к потреблению тех или иных продуктов для своего поддержания. Это в свою очередь порождает нужду в их производстве, а потому и главную деятельность человека – производство жизненных средств, или воспроизводство своей жизни. Протекает она в зависимости от уже наличествующих, первоначально доступных от природы, ресурсов и от того какие ресурсы мы хотим получить. Более того, процесс этот настолько важен, что происходи он ежедневно и ежечасно, а его прекращение повлекло бы за собой непредсказуемые последствия. Тем самым мы не просто воспроизводим свою жизнь, а просвещая этому массу времени и согласно нашей производственной деятельности формируем свой образ жизни – саму свою личность. Если сказать проще: крестьянин (имея в виду набор социальных и поведенческих особенностей), потому и крестьянин что он обрабатывает поля, пасет скотину, живет в деревне и т.д. (занимается крестьянским трудом).

Но самое первое удовлетворение своих потребностей, как в самом процессе, так и в ходе производства необходимых продуктов порождает новые потребности, удовлетворение которых вновь становится необходимым. Тем самым покрытие первых потребностей рождает вторые, третьи и так далее, как бы толкая человечество к развитию. Маркёром ступени, на котором находится данный процесс, служит разделение труда в обществе.  

Помимо того что человек воспроизводит свою собственную жизнь, он с первых моментов своей истории приступает к производству новой жизни – размножению. То есть вступает в отношения семьи.

Оба этих процесса (производство своей и чужой жизней) имею двойственный характер. С одной стороны, они естественны, но с другой, сразу же носят и общественный характер, так как порождают взаимодействие между людьми и тем самым определенные отношения. Более того, соответственно тому, как усложняется процесс производства, растут производственные силы, сам характер взаимодействия и отношений претерпевают изменения. Из этого проистекает вывод, что каждой стадии развития производственных сил человеческого общества присуща определяемая ею система отношений.

Само же развитие приводит к разделению труда в обществе, под влиянием расширения списка потребностей и появления возможности накапливать продукт. Это разделение с первых своих проявлений, первоначально естественных (между мужчиной и женщиной), а потом и носящих общественный характер, влечет за собой и неравенство в отношении к труду, раскалывая тем самым человеческое общество на антагонистические группы (от родов с разными интересами до противостоящих друг другу классов в дальнейшем). Но взаимозависимость элементов производства, подкрепляемое нуждой в борьбе с извне приходящими проблемами (природные катастрофы или конфликты с иными сообществами) принуждают к формированию ассоциации, а потому и к определению отношения друг к другу, к материалам, орудиям и продуктам производства – т.е. формы собственности. Однако она не устанавливается единожды и навсегда неизменной, в процесс все большего разделения труда, соответственно развития производственных сил и формы собственности претерпевают изменения.

Маркс выделял четыре формы собственности:

Племенная

Форма собственности соответствующая неразвитости, как производственных сил, так и разделению труда которое на данной стадии представляет из себя расширенное (по отношению к первоначальному) разделение внутри семьи – расширенная форма которой (племя) и представляет собой общественную структуру. Собственность на данном этапе практически полностью принадлежит ещё всему племени в целом. Однако именно на этой стадии зарождаются первые зачатки классов (появление рабства – хоть и в первой патриархальной форме) и частного владения в рамках подчинения женщин и детей воле мужа.

Античная общинная и государственная

Последующая форма собственности, развивающаяся в ходе соединения рядя племен в единый город (в ходе завоевания или договора) и формировании ими ассоциации, как перед лицом класса рабов, так и перед иноплеменниками (например: не гражданами полиса). На этом же этапе формируется частная движимая и не движимая собственность, однако она подконтрольна всей общине и не может покидать ее, а сам собственник скорее пользуется правом владения ей. Но с её (частной собственности) развитием общественны контроль буде ослабевать и в конечном итоге не сможет более исполнять свои задачи. Так же на этой ступени отчетливо формируются первые классы - свободные собственники (граждане) и рабы - и происходит одно из важнейших разделений труда на сельский и городской.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: