Синтаксические средства выразительности

Анафора — Не напрасно шла гроза. Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​. Противопоставление.
Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
Инверсия — Жили-были дед да баба. Обратный порядок слов.
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. Намеренное использование повторяющегося союза.
Оксюморон — Мёртвые души. Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) Сходное, параллельное построение фраз, строк.
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Одинаковая концовка нескольких предложений.

 

Что мы узнали?

Синтаксис, как и лексика и фонетика, принимает участие в создании художественного образа. Средства выразительности, основанные на синтаксисе: анафора, эпифора, инверсия, параллелизм, градация и другие – позволяют прозаику и особенно поэту создать многоплановую и выразительную картину. Как правило, автор использует не один синтаксический прием, а несколько сразу.

Упражнения по теме:

Сравните предложения в первой и второй части. Выпишите предложения, в которых содержится риторический вопрос.

1. Доколе, счастье, ты венцами
Злодеев будешь украшать?

(М.В.Ломоносов)

Видали ль вы литовские цветные пояса?
Как будто вдоль овса –
Средь маков васильковая струится полоса.

(Саша Черный)

2. Богатство хорошо иметь;
Но должно ль им кому гордиться сметь?
В собольей дурака я шубе видел,
Который всех людей, гордяся, ненавидел.
В ком много гордости, известно то, что тот,
Конечно, скот.

(А.П.Сумароков)

«Помилуй ты меня,- сказал он с удивленьем,-
Чем любоваться тут? Твой хор
Горланит вздор».

(И.А.Крылов)















Выпишите из текста поэмы Адама Мицкевича «Гражина» риторические вопросы, восклицания, обращения.

Пустую Русь, варяжские болота!..
Вот где мне быть! Он, верно, оттого-то
Родных и братьев гонит в край чужой,
Что всей намерен завладеть Литвой.
Вон как решил! Хоть разные дороги,
Да цель зато у Витольда одна:
Была бы спесь его вознесена,
А равные – повержены под ноги!

Иль не довольно Витольд на коне
Держал Литву? Навеки ль, в самом деле,
Кольчуги наши приросли к спине,
Ко лбу заклепки шлема прикипели?
……………………………………….
А я что взял за ратный труд? С пеленок
Что принял я? Кольчугу да шелом.
Природный князь, как нищий татарчонок,
Я был вскормлен кобыльим молоком.
………………………………………..
«А где ж посол?» - Гражина восклицает.
Паж удивленно брови поднимает,
В упор княгиня смотрит на пажа,
Тот говорит: «Что слышу, госпожа!
Иль ты не помнишь слов своих? Не мне ли,
Когда вторые петухи пропели,
Ты княжескую волю принесла,
Чтоб до зари спровадил я посла?
И твой приказ я выполнил на деле».

3. Выпишите предложения, в которых использовано риторическое обращение.

1) Клён ты мой опавший,
Клён заледенелый!
Что стоишь, согнувшись,
Под метелью белой?
(С.Есенин)

2) Ох, лето красное!
Любил бы я тебя…
(А.Пушкин)

3) Рассказала Даша и про ягоды, и про плавание. Дедушка туча-тучей, она его успокаивает: - Дедушка, всё ведь хорошо кончилось. Даже лодка нашлась. (В.Бахревский)

4) Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
(Ф.Тютчев)

5) Соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила:
- Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать.
(А.Солженицын)

6) Какими шелками расшила тебя, Алтай, щедрая природа-мать! (Пермитин Е.)

7) – Дай же отряхнуться, папаша, -говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, -я тебя всего запачкаю… (Тургенев И.)



































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: