О.де Бальзак «Гобсек». Идейное содержание

I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Технологическая карта комбинированного занятия № 47

 

Название учебной дисциплины: Литература

 

Специальность: 34.02.01 – Сестринское дело

 

Курс: 1

 

Тема занятия: О.де Бальзак «Гобсек». Идейное содержание.                                     

Количество часов: 2

Тип занятия: комбинированное

Цели занятия

 

1. Образовательные цели: формирование представления о ростовщичестве, формирование умения работать с книгой, расширение кругозора обучающихся, самостоятельное конструирование знаний.

 

Студент должен знать:

– идейное содержание новеллы «Гобсек»;

– нравственную проблему новеллы.

 

Студент должен уметь:

– выявлять причинно-следственные связи;

– анализировать эпизоды новеллы.

 

2. Развивающие цели:

– развитие долговременной памяти, логического мышления,

– развитие умения выявлять причинно-следственные связи.

 

3. Воспитательные цели:

– создание условий для творческого самовыражения (работа в группе);

– содействовать формированию любви к классической литературе;

– трепетного отношения к такому высокому нравственному понятию как любовь.

Уровень освоения знаний: 2

Мотивация занятия: При изучении творчества О. де Бальзака необходимоформировать у обучающихся художественную культуру как составную часть материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию

Дополнительная:

1. Набоков В. Лекции по русской литературе. – М.: Просвещение,2001.- 268с.

2. Челышева И.Л. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы. 5-11классы. - Х.: Изд.группа «Основа», 2011. - 287с.

 3. Текст повести «Гобсек»



II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

О.де Бальзак «Гобсек». Идейное содержание

 

Эпиграф:          Романы Бальзака не появились бы на свет, если бы не было проблемы денег.

                                                                                                   Вюрмсер

 

 Ростовщик и ростовщичество – это тот фон, на котором мы будем рассматривать очень важную проблему: «Влияние «золотого мешка» на внутренний мир человека». Мы с вами вспомним, что еще Мольер в 17 веке касался этой проблемы. Сегодня мы не случайно работаем над этой темой, так как она созвучна нашему времени. Мы, как и герои Мольера, Гоголя, Бальзака, живем в эпоху «первоначального накопления капитала». Поэтому нам очень важно поразмышлять о герое, для которого главным стала нажива. Итак, человек, имеющий миллионы, но прозябающий в нищете, как самые бедные его сограждане. Этот образ не нов в мировой литературе. Как только в обществе сложились товарно-денежные отношения, возникла возможность сконцентрировать в одних руках значительные богатства, и тут же появился тип скряги, озабоченного только одним – сохранением и увеличением своего богатства.

 

 

Главный герой повести — миллионер-ростовщик. Его образ очень сложен и противоречив. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное», — говорит о нем адвокат Дервиль. Прошлое героя довольно неопределенно: возможно он был корсаром и избороздил все моря и океаны, торговал людьми и государственными тайнами. Полна загадок также и его настоящая жизнь. Неизвестны истоки его несметного богатства. Но одно не вызывает сомнений — это личность исключительная, сильная, наделенная глубоким философским складом ума. Гобсек способен подмечать мелкие детали и с уникальной проницательностью судить о мире, жизни и человеке. Эти качества героя в некотором смысле даже симпатичны автору. Однако, к сожалению, свой ум и проницательность Гобсек направляет в неправильное русло. Исследуя законы мира, он приходит к выводу, что «в золоте сосредоточены все силы человечества... что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? Золото — вот духовная сущность всего общества». Деньги полностью поработили его ум и мысли. «Этот старикашка, — говорит Дервиль, — вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением золота». Да, культ золота у Гобсека освящен философски осмысленным могуществом денег и вызывает некоторую общественную активность героя. Однако золото уже стало для него самой целью и содержанием всей жизни, постепенно вытеснив из его души все положительные начала, которые, возможно, могли бы проявиться при других обстоятельствах. Давая деньги в долг под невероятно большие проценты, ростовщик откровенно грабил людей, бессовестно пользуясь их бедственным положением, крайней нуждой и полной зависимостью от него. Черствый, бездушный, он стал уже даже не просто жестоким человеком, а «человеком-автоматом», «человеком-векселем»

 Дервиль узнал от Гобсека правду о жестокой борьбе интересов, которая определяет жизнь буржуазного общества. Трагически воспринял Дервиль сцены, связанные с разорением семьи Анастази де Ресто, Максима де Трай и самого Гобсека. Наблюдая за живоглотом (голландское имя «Гобсек» – по-французски «живоглот»), с циничной откровенностью обирающим своих клиентов, Дервиль понял зловещую причину господства Гобсека над многими людьми, а также истинную причину их трагедий, которые всегда имели общую основу «один отнимал деньги у другого». Да неужели все сводится к деньгам!»- восклицает он. Именно об этом и хотел сказать Бальзак своим произведением.

 

 Еще значительнее в этом отношении финал повести - смерть Гобсека. Живоглот св своей маниакальной привязанности к деньгам, превратился «на пороге смерти» в сумасшедшего, не хотел «расстаться с малейшей частицей своих богатств». Его дом стал складом гниющих продуктов... Старик все умел взвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он «не учел» только одного, что накопительство не может быть целью разумной человеческой жизни.

 

Вспомните высказывания Гобсека, раскрывающие его жизненную философию.

Продолжите цитаты, дополните их другими:

«На земле нет ничего прочного, кроме...» (золота).

«Человек везде одинаков: везде борьба...» (между бедными и богатыми).

«Лучше самому давить, чем...» (позволять, чтобы тебя давили).

«Тщеславие — это всегда...» (наше «я»).

«Я владею миром, а мир...» (не имет надо мной власти).

«Золото — это...» (духовная сущность всего нынешнего общества).

«Жизнь — это сложное и трудное ремесло, и надо...» (приложить усилие, чтобы ему научиться).

Домашнее задание:

 

Какие мысли Гобсека вы считаете интересными и актуальными?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: