При анализе языка прозы Платонова, обладающего огромной мощью, следует обратить особое внимание на дробные единицы текста, в которых ломается привычный грамматический склад книжной речи, нарушается смысловая связь между словами. «Время безнадёжно уходило обратно жизни», «Мимо телеги проходили травы назад», «Свет с востока сегодня походил на вспугнутую стаю птиц, мчавшихся по небу с кипящей скоростью в смутную высоту», «Туманы, словно сны, погибали под острым зрением солнца», «Зелёная страсть листвы». Можно даже говорить о «диалектике косноязычия», рождённого одним обстоятельством: язык выступает как средство, чтобы что-то высказать, но что-то и утаить, соединить иронию и патетику, усилить смеховое начало, выделить в жизни героев мгновения «прихода – ухода – дороги».
II. Домашнее задание
Переписать в рабочие тетради тему, план, опорный конспект.
Прочитать повесть А. Платонова «Котлован».
Выписать из повести 10 цитат («критическое чтение»).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
|
|
1) Почему любимого платоновского героя можно назвать «сокровенным человеком»? Какие исходные смыслы сосредоточены в слове «сокровенный»: «сокрываит», «утаивать», «схоронить» или «Сокровище», «сокровный» (т. е. родня, родственник, сродник)?
2) Что отрицает и что утверждает Платонов в повести «Котлован»?
3) В чём заключается драматизм приобщения героев Платонова к новой жизни в повести «Котлован»?
ЛИТЕРАТУРА
Обязательная:
1. Лебедев Ю.В. Литература. Учебник для общеобразовательных организаций, 11-й класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2016, с.16-32. 2. Коровин В.И. и др. Русская литература XX века: 11класс: Учебник: В 2 ч. – М., Просвещение, 2006, 357 с.
Дополнительная:
1. Тумина Л.Е. Творческие задания. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2007.
2. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. – М.: Материк Альфа. 2006.