Государственный надзор, ведомственный и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда

Система надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде в Беларуси имеет следующую структуру:

– государственный надзор и контроль;

– контроль, осуществляемый должностными лицами организации;

– ведомственный контроль;

– общественный контроль.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодатель­ства о труде – разновидность правоох­ранительной функции государства, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами в целях соблюдения за­конности в трудовых правоотношениях. Объектом надзора и контроля являются индивидуальные и коллек­тивные трудовые права человека. Систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законода­тельством (Ст. 462 Трудового кодекса).

Особое место в регулировании и организации трудовых отношений, а также в осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Сфера деятельности его определена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октяб­ря 2001 г. № 1589 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 07.02.2005 № 127), которым  утверждено Положение о Министер­стве труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Министерство труда и социальной защиты – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную по­литику, осуществляющий управление и государственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующий деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного уп­равления.

В систему Министерства труда и социальной защиты входят департа­мент государственной инспекции труда, органы государственной служ­бы занятости населения, а также областные и Минская городская экспертизы труда, Фонд социальной защиты населения и его региональ­ные отделения, центры по начислению и выплате пенсий и пособий, государственные учреждения социального обслуживания, другие орга­низации, созданные в установленном порядке.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодатель­ства о труде осуществляет департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты. Положение об этом органе утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959.

Департамент государственной инспекции труда является единственным специализированным органом по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда во всем его объеме. Основными задачами департамента государственной инспекции труда являются: осуществление госу­дарственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда; выявление и пресечение нарушений законодательства о труде, в том числе с применением в пределах предоставленных ему полномо­чий санкций к нанимателям и к должностным лицам, допустившим такие нарушения; обобщение практики применения законодательства о труде и обеспечение единообразного его применения; содействие ов­ладению нанимателями и работниками знаниями законодательства о труде.

В своей деятельности Департамент взаимодействует со специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, органами прокуратуры, профсоюзами. В соответствии с Положением государственный инспектор труда имеет право:

 по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в помещения нанимателя для проверки соблюдения законодательства о труде;

знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют законодательные ограничения;

направлять запросы в соответствующие государственные органы и получать от них информацию по вопросам, входящим в его компетенцию;

получать от нанимателей и уполномоченных должностных лиц необходимые документы (сведения) по операциям и счетам, связанные с начислением и выплатой заработной платы;

требовать от нанимателя путем выдачи предписаний проведения независимой экспертизы производственных зданий, технологических процессов, оборудования и других объектов, которые он имеет основание считать угрожающими безопасности или здоровью работников;

запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям нормативно-технической документации;

изымать для анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом нанимателя (уполномоченного должностного лица) и отсутствия ограничений на изъятие;

устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающего право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;

выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде;

требовать от нанимателей путем выдачи предписаний отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

приостанавливать (запрещать) путем выдачи предписания или пломбирования работу предприятий, цехов, производственных участков, станков, машин, другого оборудования в случае выявления нарушений правил по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения нарушений в установленном порядке;

проводить расследование несчастных случаев на производстве, давать заключения об их причинах, о лицах, допустивших нарушения законодательства о труде и охране труда;

налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде и охране труда штрафы на должностных лиц, применять к нанимателям экономические санкции или выносить им предупреждение;

составлять протоколы по делам об административных правонарушениях на должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд.

 Органом государственного контроля за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, даю­щих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установле­ния доплат за работу во вредных или опасных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по услови­ям труда является государственная экспертиза условий труда Респуб­лики Беларусь. Положение об органах государственной экспертизы условий труда Республики Бела­русь утверждено постановлением Совета Министров Республики Бела­русь от 29 мая 2002 г. № 694. Основными задачами орга­нов госэкспертизы условий труда являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной по­литики в области условий труда, совершенствования законодательства о пенсиях за работу с особыми условиями труда и контроль за правильно­стью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, за качеством проведения аттестации рабочих мест, за правильно­стью установления доплат за работу во вредных и (или) опасных услови­ях труда и др.

Положение о порядке проведения экспертизы условий труда утверж­дено постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 3 ап­реля 2000 г. № 44. В соответствии с этим Положением госэкспертиза условий труда и ее региональные органы выполняют сле­дующие виды экспертиз: условий труда в проектной документации на строительство, реконструкцию и ремонт зданий и сооружений производ­ственного назначения; условий труда на рабочих местах; правильности применения Списков № 1 и № 2; качества аттестации рабочих мест по условиям труда.

Госэкспертизе условий труда предоставляется право осуществлять проверки организаций; при выявлении нарушений законодательства выдавать соответствующие предписания; отменять результаты аттеста­ции рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведении и др.

Составной частью системы национальной безопасности нашей страны являются органы и подразделения Министерство по чрезвычайным ситу­ациям Республики Беларусь. Основными задачами этих органов и подразделений являются: организация мероприятий по ликвидации чрезвы­чайных ситуаций и участие в них, осуществление государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций, осуществление государственного пожарного над­зора, осуществление государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике и др.

Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готов­ности организаций, их эксплуатирующих, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. В целях проверки выполнения органи­зациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, тре­бований промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь государствен­ный надзор в области промышленной безопасности. Этим законом оп­ределена система государственного управления, над­зора и контроля в области промышленной безопасности.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сен­тября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных органи­заций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» и постанов­лением Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2001 г. № 1521 «О некоторых вопросах организации деятельности департаментов министерств» в системе Министерства по чрезвычайным ситуациям создан департамент по надзору за безопасным ведением ра­бот в промышленности (Госпромнадзор). Положение о департамен­те утверждено постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям от 29 декабря 2006 г. № 756. Основными задачами департамента являются:

осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполнительных и других) функций в области промышленной и технической безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр;

предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производственных и других объектах повышенной опасности Республики Беларусь;

регулирование деятельности организаций по обеспечению безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов;

В соответствии с возложенными на него задачами департамент осу­ществляет в установленном порядке государственный надзор за производствами и объектами, на которых возможно обра­зование взрывоопасных сред;  горными работами; подъемными сооружениями и машинами, паровыми и водогрейными котлами, сосудами, работающими под давле­нием, трубопроводами пара и горячей воды; промышленными взрывчатыми материалами и пиротехническими изделиями, их разработкой, из­готовлением и переработкой и др., а также контроль за организацией и осуществлением профессиональной подготовки, переподготовки и по­вышения квалификации, обучения безопасному ведению работ персона­ла для поднадзорных объектов, производств. Кроме того, на департамент возлагаются обязанности по разработке предложений по определению порядка проверки знаний действующего законодательства, норм и правил по промышленной и технической безопасности, охране и рациональному использова­нию недр, безопасной перевозке опасных грузов у специалистов республиканских органов государственного управления и иных госу­дарственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, руководителей и специалистов организаций, индивидуальных предпринимателей. В обязанности департамента вхо­дит выдача в установленном порядке разрешений и специальных разре­шений (лицензий) на осуществление опасных видов деятельности; разрешений на изготовление поднадзорного оборудования, технологий, материалов и веществ, а также на их поставку в страну иностранными производителями; сертификаты соответствия, аттестаты аккредитации, свидетельства на выполнение работ на опасных производственных объектах.

Департамент имеет право:

в пределах своей компетенции проводить проверку поднадзорных организаций, производств, объектов;

выдавать поднадзорным организациям, индивидуальным предпринимателям обязательные для исполнения указания и предписания об устранении нарушений, недостатков, в том числе о приостановке или запрещении работы оборудования, объектов, производств, цехов, изготовления поднадзорной продукции, технических устройств;

опечатывать оборудование, технические устройства, объекты, транспортные средства, перевозящие опасные грузы, если не обеспечивается соблюдение правил и норм промышленной и технической безопасности, охраны и рационального использования недр, безопасной перевозки опасных грузов;

изымать выданные департаментом лицензии, разрешения, аттестаты аккредитации, свидетельства, отменять или приостанавливать действие сертификатов, лицензий, разрешений, если не выполняются требования безопасности, охраны и рационального использования недр;

привлекать в установленном законодательством порядке к административной ответственности должностных лиц и граждан за невыполнение или нарушение ими правил и норм безопасности, охраны и рационального использования недр;

привлекать в установленном порядке высококвалифицированных специалистов и ученых к участию в проведении экспертизы и проверок состояния безопасности поднадзорных объектов, производств, охраны и рационального использования недр, безопасности перевозок опасных грузов, создавать в этих целях комиссии, экспертные советы;

аккредитовывать в установленном порядке специализированные предприятия для выполнения экспертной оценки технического состояния поднадзорного оборудования, специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, работы по предупреждению аварий и производственного травматизма на поднадзорных объектах, производствах, осуществления подконтрольных видов деятельности;

вносить в установленном порядке представления руководителям республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, об отмене их решений, если они приняты в нарушение действующего законодательства, требований нормативно-технических документов, а также об освобождении от занимаемых должностей лиц, не прошедших обучения правилам безопасности, систематически не выполняющих требований обеспечения безопасности поднадзорных объектов и производств, охраны и рационального использования недр, безопасной перевозки опасных грузов и др.

Следует отметить, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26 мая 2004 г. № 622 функции республиканской инспекции котлонадзора, стандартизации и метрологии Министерства сельского хозяйства и продовольствия возложены на департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и комитет по стандартизации, метрологии и сертификации.

  Государственный пожарный надзор за соблюдением республикан­скими органами государственного управления, местными исполнитель­ными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами требований законодательства о пожарной безопасности, а также выполнением стандартов, норм и пра­вил системы противопожарного нормирования и стандартизации осуще­ствляется органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям. Правовая основа и принципы государственного пожарного надзора определены в Законе Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-ХП «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями на декабрь 2013 года).

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пожарной безопас­ности» и в целях конкретизации нормативного регулирования дея­тельности органов государственного пожарного надзора постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям от 25 июня 2003 г. № 26 (в ред. постановл. МЧС 28.03.2006 № 14) утверждено Положение по осуществлению государственного пожарного надзора.

В своей деятельности органы Госпожнадзора выполняют следующие функции:

реализация государственной политики в сфере обеспечения пожарной безопасности;

государственное управление в области обеспечения пожарной безопасности;

осуществление надзора за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями и гражданами требований Закона Республики Беларусь "О пожарной безопасности", технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

проведение пожарно-технических обследований объектов;

проверка знания вопросов пожарной безопасности у работников и граждан в предусмотренных законодательством случаях;

участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов;

осуществление выборочного контроля за выполнением проектными и строительными организациями и гражданами противопожарных требований при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом переоснащении объектов;

согласование проектов на строительство объектов с обоснованными отступлениями от противопожарных требований;

проведение лицензирования в области пожарной безопасности;

проведение сертификации продукции, товаров (работ и услуг) на соответствие требованиям пожарной безопасности;

осуществление надзора за соответствием требованиям пожарной безопасности продукции и товаров (работ и услуг), использование которых может представлять пожарную опасность для жизни, здоровья или имущества граждан и причинить вред окружающей среде, выпускаемых (выполняемых и оказываемых) в Республике Беларусь, а также закупаемых за ее пределами для использования на внутреннем рынке организациями и др.

При обнаружении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности составляется про­токол на лицо, совершившее административное правонарушение, и дол­жностное лицо органа пожарного надзора рассматривает дело об административном правонарушении или определяет дату, время и место его рассмотрения. По результатам рассмотрения дела об администра­тивном правонарушении может быть вынесено постановление о наложе­нии административного взыскания.

По результатам обследований при наличии оснований должностные лица органов пожарного надзора:

приостанавливают полностью или час­тично при невыполнении соответствующих предупреждений работу организаций, ремонт объектов и производство других;

запрещают экс­плуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудо­вания и других устройств, функционирующих с нарушением противопожарных требований, выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей требованиям технических норматив­ных правовых актов системы противопожарного нормирования и стан­дартизации.

Для приостановки (запрещения) должностное лицо органа пожарного надзора направляет руководителю объекта предупреждение с указани­ем выявленных нарушений противопожарных требований и уведомлени­ем о возможном применении меры административного пресечения в случае неустранении нарушений в установленный срок. Приостановка осуществляется без соответствующего предупрежде­ния, если создана непосредственная угроза возникновения пожара.

Органами, осуществляющими государственный энергетический надзор, являются управление государственного энергетического надзора Белорусского государственного энергетического концерна Министерства энергетики Республики Беларусь (Белэнерго), предприятия "Энергонадзор" производственных объединений энергетики и электрификации. Положение о государственном энергетическом и газовом надзоре в Республике Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2019 г. № 213.

Государственный энергетический надзор осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивого функционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения, соблюдения правил пользования электрической и тепловой энергией. Он производится в отношении юридических и физических лиц - потребителей электрической и тепловой энергии и энергоснабжающих организаций.

Органы государственного энергетического надзора в соответствии с возложенными на них задачами контролируют:

соблюдение потребителями правил устройства электроустановок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил по технике безопасности при их эксплуатации;

соблюдение потребителями и энергоснабжающими организациями правил пользования электрической и тепловой энергией и др.

Главному государственному инспектору Республики Беларусь по энергетическому надзору и его заместителям, старшим государственным инспекторам и государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставляется право:

давать обязательные для всех потребителей предписания об устранении нарушений правил устройства электроустановок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил по технике безопасности при их эксплуатации, правил пользования электрической и тепловой энергией;

требовать от потребителей соблюдения установленных величин и режимов потребления энергии и электрической мощности;

требовать от потребителей незамедлительного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, угрожающих возникновением аварий, пожаров либо представляющих угрозу жизни людей;

осуществлять осмотр присоединяемых к электрическим и тепловым сетям энергоснабжающих организаций электрических и теплоиспользующих установок потребителей и давать заключение о возможности их ввода в эксплуатацию;

беспрепятственного доступа в любое время суток для выполнения возложенных на них обязанностей к электрическим и теплоиспользующим установкам при предъявлении удостоверения.

Система государственного санитарного надзора определена Законом Республики Беларусь  № 340-З от 07.01.2012 «О санитарно-эпидемическом благополучии населе­ния».


гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил возложено на органы санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

 Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 17.11.2006 № 1546 утвердил Положение об осуществлении государственно­го санитарного надзора в Республике Беларусь. Основными задачами государственного санитарного надзора в Республике Беларусь являются:

осуществление надзора за соблюдением физическими и юридическими лицами санитарно-эпидемиологического законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также за организацией и проведением ими мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости населения;

подготовка и внесение в установленном порядке в соответствующие государственные органы предложений по выполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, санитарных правил и обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения;

реализация мер по профилактике заболеваний путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и санитарных правил;

организация государственного санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания, государственной гигиенической регистрации и регламентации химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, а также продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания и др.

Главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городе и их заместители в соответствии с задачами государственного санитарного надзора:

обеспечивают государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных правил при:

предоставлении земельных участков под строительство, планировке и застройке населенных пунктов, перспективном планировании размещения промышленных объектов, проектировании, строительстве и реконструкции зданий, сооружений организаций и изменении их профиля и технологии производства, а также вводе в эксплуатацию жилых домов, производственных и общественных зданий, помещений детских, лечебно-профилактических учреждений, учреждений образования, санитарно-бытового обслуживания, культуры, спортивных, других зданий и сооружений, технологического и иного оборудования;

организации условий воспитания, обучения, труда, отдыха и оздоровления детей и подростков;

проектировании, строительстве и эксплуатации хозяйственно-питьевых водопроводов, водоемов для культурно-бытовых и оздоровительных целей, а также объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, почвы и водоемов, вредных физических факторов;

эксплуатации производственных и общественных зданий, помещений, детских, лечебно-профилактических учреждений, учреждений образования, санитарно-бытового обслуживания, культуры, спортивных, других зданий и сооружений, технологического и иного оборудования, транспортных средств;

изготовлении и реализации товаров для личных (бытовых) нужд и продукции производственно-технического назначения, народного потребления, в том числе детского ассортимента;

изготовлении, хранении и транспортировке продуктов питания, технологического оборудования для их изготовления и последующей кулинарной обработки, производстве тары, посуды, упаковочных материалов, а также при реализации населению продовольственного сырья и пищевых продуктов;

производстве, хранении, применении, транспортировке и захоронении радиоактивных веществ, других источников ионизирующего излучения, а также высокотоксичных веществ, химических и биологических средств защиты растений;

проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения поверхностных и подземных вод, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения, почвы, атмосферного воздуха вредными промышленными выбросами, отходами производства и потребления;

проведении мероприятий по выполнению работ с источниками неионизирующих излучений и других вредных физических воздействий (шум, вибрация и др.) и т. д.

Постановлением совета министров республики беларусь от 18 июня 1992 г. N 377 утверждено положение «О государственном надзоре за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования».

Государственный надзор за техническим состоянием тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования (гостехнадзор) осуществляется через систему органов, в которую входят:

главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования (Главгостехнадзор);

государственные инспекции по надзору за техническим состоянием машин и оборудования в областях;

районные инспекции гостехнадзора;

городские инспекции гостехнадзора.

Органы гостехнадзора в соответствии с возложенными на них задачами:

осуществляют надзор за техническим состоянием находящихся в эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования, проводят периодически технические осмотры указанной техники и оборудования;

контролируют выполнение предприятиями, учреждениями и организациями необходимых мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев, соблюдение правил технической эксплуатации и содержание в исправном состоянии тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и др.

Государственные инженеры-инспекторы гостехнадзора в целях осуществления возложенных на них обязанностей имеют право:

беспрепятственно посещать производственные объекты предприятий и организаций, независимо от форм собственности и их ведомственной подчиненности, крестьянские (фермерские) хозяйства для обследования технического состояния тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования и проверки соблюдения правил их технической эксплуатации, требовать предъявления для осмотра соответствующих технических средств;

давать обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений правил технической эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования, а также об осуществлении в установленные сроки мероприятий по безопасности дорожного движения;

запрещать эксплуатацию тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования, конструкция или техническое состояние которых не обеспечивают безопасной работы на них (со снятием в необходимых случаях номерных знаков);

налагать в установленном порядке штрафы на руководителей или иных должностных лиц предприятий, учреждений и организаций за невыполнение ими предписаний гостехнадзора об осуществлении в указанные сроки мероприятий по безопасности дорожного движения;

останавливать при необходимости тракторы, самоходные мелиоративные, дорожно-строительные и сельскохозяйственные машины, проверять их техническое состояние и наличие у механизаторов удостоверения на право управления ими и регистрационные документы на эту технику;

отстранять от управления тракторами, самоходными мелиоративными, дорожно-строительными и сельскохозяйственными машинами лиц, не имеющих прав на управление данным видом указанной техники;

Государственным инженерам-инспекторам государственных инспекций гостехнадзора предоставляется также право в установленном порядке лишать механизаторов прав на управление тракторами, комбайнами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами за грубые нарушения ими правил технической эксплуатации этих машин и правил техники безопасности, а также делать просечки в их талонах предупреждения.

Указом Президента Республики Беларусь 5 октября 1999 г. № 581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора» создана единая система органов государственного строительного надзора. Во исполнение данного указа Советом Министров 29 ноября 1999 г. принято постановление № 1860 «Об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь» (в ред. пост. от 21.05.2010, № 120).

На эти органы возложены функции надзора за эксплуатационной надежностью и безопасностью объектов строительства, реконструкции, расширения, реставрации, капитального ремонта (далее - строительство) и соблюдением установленного порядка строительства всех объектов, независимо от назначения, форм собственности, источников финансирования и способов строительства  (исключение составляют объекты дачного и садоводческого строительства, а также объекты, подконтрольных другим органам государственного надзора). Кроме того, органам госстройнадзора дано право на выдачу разрешений на производство строительно-монтажных работ и заключений для приемки объектов в эксплуатацию. Они наделены полномочиями применять, предусмотренные законодательством, экономические и административные санкции за правонарушения в строительстве, вносить в Министерство архитектуры и строительства предложения о приостановлении действия или аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений.

Единую систему органов государственного строительного надзора составляют:

департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства, возглавляемый директором департамента - Главным государственным строительным инспектором Республики Беларусь;

специализированная инспекция департамента, возглавляемая начальником специализированной инспекции департамента - заместителем Главного государственного строительного инспектора Республики Беларусь, и инспекции департамента по областям и г. Минску, возглавляемые начальниками инспекций департамента - главными государственными строительными инспекторами по областям и г. Минску;

Государственные строительные инспекторы при реализации своих полномочий по надзору и контролю за соблюдением участниками инвестиционной деятельности, осуществляющими строительство, требований законодательства Республики Беларусь, нормативно-технической и утвержденной проектно-сметной документации, имеют право:

беспрепятственного доступа (при предъявлении служебного удостоверения) на все подконтрольные объекты строительства, независимо от их назначения, форм собственности, источников финансирования и способов строительства;

получать бесплатно и без каких-либо ограничений от заказчиков (застройщиков), подрядчиков, проектировщиков для ознакомления проектно-сметную, технологическую и исполнительную документацию, необходимую для выполнения возложенных на органы государственного строительного надзора функций;

давать заказчикам (застройщикам), подрядчикам, проектировщикам обязательные для выполнения предписания об устранении допущенных при производстве строительно-монтажных работ нарушений;

давать при необходимости обязательные для заказчиков (застройщиков) и подрядчиков предписания о проведении за их счет выборочных вскрытий для осмотра, освидетельствования отдельных узлов и элементов зданий, сооружений и конструкций, проведении дополнительных испытаний грунтов, материалов, инженерных систем, выполнении съемок, замеров;

приостанавливать и запрещать производство работ на объектах строительства при выявлении дефектов и нарушений, создающих угрозу деформации и обрушения зданий, сооружений и конструкций или их частей, а также при осуществлении самовольного (без разрешения) строительства или строительства с отступлением от утвержденных проектов;

производить отбор образцов материалов и изделий для проведения лабораторных испытаний и экспертизы;

вносить заказчикам (застройщикам), подрядчикам, проектировщикам представления:

о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство Республики Беларусь в области строительства и не выполняющих предписания органов государственного строительного надзора;

об отстранении от работы на объектах должностных лиц подрядчиков, систематически не обеспечивающих выполнение требований нормативно-технической и проектно-сметной документации, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих контроль за качеством работ, авторский и технический надзор;

вносить представления предприятиям, выпускающим строительную продукцию, о несоответствии ее требованиям нормативно-технической документации и стандартам, а также предложения о запрещении ее использования в строительстве;

применять в пределах полномочий в установленном порядке к участникам инвестиционной деятельности, осуществляющим строительство, предусмотренные законодательством Республики Беларусь экономические и административные санкции за правонарушения в строительстве.

Надзор за выполнением требова­ний государственных стандартов, строительных норм и правил других нор­мативных документов в области стандар­тизации, метрологии и сертификации  возложен  на комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт). Постановлением совета министров республики Беларусь 31 октября 2001 г. № 1571 утверждено Положение о комитете по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь

Одной из главных задач Госстандарта является –

реализация в Республике Беларусь единой государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, осуществление регулирования и управления в этой сфере.

Госстандарт в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

осуществляет государственный надзор за выполнением требований, установленных в нормативных правовых актах, обязательных требований действующих в республике технических регламентов, стандартов и иных нормативных документов по стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации;

осуществляет контроль за соблюдением правил обязательной сертификации продукции, работ, услуг, персонала, за производством и реализацией сертифицированной продукции и услуг;

осуществляет государственный метрологический надзор за исполнением установленных метрологических правил и норм, определяет перечень средств измерений, подлежащих обязательной поверке в органах государственной метрологической службы;

осуществляет надзор за измерениями радиоактивного загрязнения природной среды, всех видов сырья и продукции;

обеспечивает в порядке, предусмотренном законодательством, применение по результатам государственного надзора установленных мер воздействия за несоблюдение требований стандартов, метрологических норм и правил, нормативных правовых и нормативных актов по сертификации продукции и аккредитации поверочных и испытательных лабораторий (центров) и др.

Для выполнения своих задач и функций Госстандарту предоставляется право:

устанавливать порядок проведения работ по стандартизации, метрологии и сертификации, аккредитации поверочных и испытательных лабораторий и органов по сертификации, а также по государственному надзору за стандартами и средствами измерений, измерениями радиоактивного загрязнения;

утверждать номенклатуру продукции, работ, услуг и персонала, подлежащих обязательной сертификации в Республике Беларусь, а также вносить в нее изменения;

применять в установленном порядке к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предусмотренные нормативными правовыми актами экономические (штрафные) и административные санкции за правонарушения в области технического нормирования, стандартизации, метрологии и сертификации; выдавать предписания о запрете производства, выпуска и реализации продукции (работ, услуг), конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей установленным требованиям по безопасности и др.

  прокуратура Республики Беларусь осуществляют общий надзор за исполнением законов орга­нами власти и управления, учреждениями и организациями, должност­ными лицами и гражданами.

Основные цели, направления, задачи, принципы и порядок организа­ции и деятельности органов прокуратуры определены Законом Респуб­лики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 18.07.2016 № 401-З.

Предметом общего надзора является точное и единообразное испол­нение законов всеми юридическими и физическими лицами.

Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. При осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность учреждений и организаций. Как надзорный орган она не вправе ни самостоятельно отменить противоречащий закону акт, ни наказать виновное должност­ное лицо. Прокурорскому надзору характерны специфические формы реагирования на выявленные нарушения: протест, представление, по­становление, предписание, официальное предупреждение.

Кроме государственного надзора и контроля на каждом предприятии собственными силами должен проводится контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Руководящим документом в этой области является постановление министерства труда и социальной защиты республики беларусь 26 декабря 2003 г. № 159 «Об утверждении типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации».

В соответствии с данным документом, контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений в области охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению.

  Основными задачами контроля на предприятии являются:

выявление и предупреждение нарушений государственных нормативных требований охраны труда;

оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;

выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;

принятие мер по устранению выявленных недостатков.

  Основными видами контроляна предприятии являются:

контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями;

контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98;

производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.04. 2009 № 16;

периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников);

общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (в ред. от 05.12.2008 № 1879).

Ведомственный контроль за исполнением законодательства о трудевыполняется  службами охраны труда министерств, комитетов, концернов и т. д. на подведомственных предприятиях. На предприятиях, не имеющих вышестоящих организаций, такой контроль осуществляется службами охраны труда местных распорядительных и исполнительных органов. Деятельность данных служб регламентирована Примерным положением о службе охраны труда министерства, другого республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству Республики Беларусь (утверждено постановлением Министерства труда от 29.04.20099  № 54) и Примерным положением о службе охраны труда местного исполнительного и распорядительного органа (утверждено постановлением Министерства труда от 28.11.2008 № 173).

Одной из основных задач данных служб является организация контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда в подведомственных организациях и в организациях территории, за функционированием отраслевой и территориальной систем управления охраной труда.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Прави­тельством Республики Беларусь. Для осуществления общественного контроля за соблюдением за­конодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, госу­дарственных органов (ст. 463 Трудового кодекса).

Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за со­блюдением законодательства о труде  утвержден по­становлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (в ред. от 05.12.2008 № 1879).

Общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде осуществляется на принципах социального партнерства между профсоюзами, нанимателями и органами государственного управления. Он осуществляется через правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Правовые и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также индивидуальными предпринимателями, у которых работают члены соответствующего профсоюза.

Общественные инспекторы по охране труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, в которых они работают.

Правовые и технические инспекторы труда при наличии оформленных в установленном порядке полномочий имеют право:

осуществлять проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения);

беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей для проведения проверок;

запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;

осматривать рабочие места, требовать от нанимателя путем выдачи представления проведения независимой экспертизы условий труда, технологических процессов, производственных зданий, оборудования и других объектов, которые угрожают жизни и здоровью работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;

заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученные от нанимателей информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля;

требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления;

требовать от нанимателя путем выдачи представления отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством;

устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающий право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;

обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде для принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;

подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;

вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства по трудовым и социально-экономическим вопросам и др.

Наниматель предоставляет представителям профсоюза, действующим в организации, в пользование необходимые для осуществления общественного контроля оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с договором (соглашением). При проведении проверок на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, нанимателем выдается представителям профсоюза специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о труде представители профсоюза вправе требовать устранения выявленных нарушений, указанных в представлении, которое вручается нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления.

Представления правовых и технических инспекторов труда являются обязательными для исполнения, а общественных инспекторов по охране труда - для рассмотрения. Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления вправе обратиться в органы государственного надзора и контроля с просьбой о проверке обоснованности требований, указанных в обязательном для исполнения представлении.

Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление представителя профсоюза об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о труде и в месячный срок со дня его получения письменно уведомить профсоюз о результатах этого рассмотрения. Представление о допущенных нарушениях законодательства Республики Беларусь о труде при прекращении трудового договора с работником - членом профсоюза должно быть рассмотрено нанимателем в 5-дневный срок со дня его получения. При необходимости представление направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: