Система надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде в Беларуси имеет следующую структуру:
– государственный надзор и контроль;
– контроль, осуществляемый должностными лицами организации;
– ведомственный контроль;
– общественный контроль.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде – разновидность правоохранительной функции государства, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами в целях соблюдения законности в трудовых правоотношениях. Объектом надзора и контроля являются индивидуальные и коллективные трудовые права человека. Систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством (Ст. 462 Трудового кодекса).
Особое место в регулировании и организации трудовых отношений, а также в осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Сфера деятельности его определена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 07.02.2005 № 127), которым утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь.Министерство труда и социальной защиты – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и государственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующий деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления.
В систему Министерства труда и социальной защиты входят департамент государственной инспекции труда, органы государственной службы занятости населения, а также областные и Минская городская экспертизы труда, Фонд социальной защиты населения и его региональные отделения, центры по начислению и выплате пенсий и пособий, государственные учреждения социального обслуживания, другие организации, созданные в установленном порядке.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляет департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты. Положение об этом органе утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959.
Департамент государственной инспекции труда является единственным специализированным органом по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда во всем его объеме. Основными задачами департамента государственной инспекции труда являются: осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда; выявление и пресечение нарушений законодательства о труде, в том числе с применением в пределах предоставленных ему полномочий санкций к нанимателям и к должностным лицам, допустившим такие нарушения; обобщение практики применения законодательства о труде и обеспечение единообразного его применения; содействие овладению нанимателями и работниками знаниями законодательства о труде.
В своей деятельности Департамент взаимодействует со специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, органами прокуратуры, профсоюзами. В соответствии с Положением государственный инспектор труда имеет право:по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в помещения нанимателя для проверки соблюдения законодательства о труде;
знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют законодательные ограничения;
направлять запросы в соответствующие государственные органы и получать от них информацию по вопросам, входящим в его компетенцию;
получать от нанимателей и уполномоченных должностных лиц необходимые документы (сведения) по операциям и счетам, связанные с начислением и выплатой заработной платы;
требовать от нанимателя путем выдачи предписаний проведения независимой экспертизы производственных зданий, технологических процессов, оборудования и других объектов, которые он имеет основание считать угрожающими безопасности или здоровью работников;
запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям нормативно-технической документации;
изымать для анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом нанимателя (уполномоченного должностного лица) и отсутствия ограничений на изъятие;
устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающего право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;
выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде;
требовать от нанимателей путем выдачи предписаний отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
приостанавливать (запрещать) путем выдачи предписания или пломбирования работу предприятий, цехов, производственных участков, станков, машин, другого оборудования в случае выявления нарушений правил по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения нарушений в установленном порядке;
проводить расследование несчастных случаев на производстве, давать заключения об их причинах, о лицах, допустивших нарушения законодательства о труде и охране труда;
налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде и охране труда штрафы на должностных лиц, применять к нанимателям экономические санкции или выносить им предупреждение;
составлять протоколы по делам об административных правонарушениях на должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд.
Органом государственного контроля за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных или опасных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда является государственная экспертиза условий труда Республики Беларусь. Положение об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2002 г. № 694. Основными задачами органов госэкспертизы условий труда являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики в области условий труда, совершенствования законодательства о пенсиях за работу с особыми условиями труда и контроль за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, за качеством проведения аттестации рабочих мест, за правильностью установления доплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и др.
Положение о порядке проведения экспертизы условий труда утверждено постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. № 44. В соответствии с этим Положением госэкспертиза условий труда и ее региональные органы выполняют следующие виды экспертиз: условий труда в проектной документации на строительство, реконструкцию и ремонт зданий и сооружений производственного назначения; условий труда на рабочих местах; правильности применения Списков № 1 и № 2; качества аттестации рабочих мест по условиям труда.
Госэкспертизе условий труда предоставляется право осуществлять проверки организаций; при выявлении нарушений законодательства выдавать соответствующие предписания; отменять результаты аттестации рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведении и др.
Составной частью системы национальной безопасности нашей страны являются органы и подразделения Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Основными задачами этих органов и подразделений являются: организация мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и участие в них, осуществление государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществление государственного пожарного надзора, осуществление государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике и др.
Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готовности организаций, их эксплуатирующих, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. В целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь государственный надзор в области промышленной безопасности. Этим законом определена система государственного управления, надзора и контроля в области промышленной безопасности.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2001 г. № 1521 «О некоторых вопросах организации деятельности департаментов министерств» в системе Министерства по чрезвычайным ситуациям создан департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор). Положение о департаменте утверждено постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям от 29 декабря 2006 г. № 756. Основными задачами департамента являются:
осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполнительных и других) функций в области промышленной и технической безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр;
предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производственных и других объектах повышенной опасности Республики Беларусь;
регулирование деятельности организаций по обеспечению безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов;
В соответствии с возложенными на него задачами департамент осуществляет в установленном порядке государственный надзор за производствами и объектами, на которых возможно образование взрывоопасных сред; горными работами; подъемными сооружениями и машинами, паровыми и водогрейными котлами, сосудами, работающими под давлением, трубопроводами пара и горячей воды; промышленными взрывчатыми материалами и пиротехническими изделиями, их разработкой, изготовлением и переработкой и др., а также контроль за организацией и осуществлением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обучения безопасному ведению работ персонала для поднадзорных объектов, производств. Кроме того, на департамент возлагаются обязанности по разработке предложений по определению порядка проверки знаний действующего законодательства, норм и правил по промышленной и технической безопасности, охране и рациональному использованию недр, безопасной перевозке опасных грузов у специалистов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, руководителей и специалистов организаций, индивидуальных предпринимателей. В обязанности департамента входит выдача в установленном порядке разрешений и специальных разрешений (лицензий) на осуществление опасных видов деятельности; разрешений на изготовление поднадзорного оборудования, технологий, материалов и веществ, а также на их поставку в страну иностранными производителями; сертификаты соответствия, аттестаты аккредитации, свидетельства на выполнение работ на опасных производственных объектах.
Департамент имеет право:
в пределах своей компетенции проводить проверку поднадзорных организаций, производств, объектов;
выдавать поднадзорным организациям, индивидуальным предпринимателям обязательные для исполнения указания и предписания об устранении нарушений, недостатков, в том числе о приостановке или запрещении работы оборудования, объектов, производств, цехов, изготовления поднадзорной продукции, технических устройств;
опечатывать оборудование, технические устройства, объекты, транспортные средства, перевозящие опасные грузы, если не обеспечивается соблюдение правил и норм промышленной и технической безопасности, охраны и рационального использования недр, безопасной перевозки опасных грузов;
изымать выданные департаментом лицензии, разрешения, аттестаты аккредитации, свидетельства, отменять или приостанавливать действие сертификатов, лицензий, разрешений, если не выполняются требования безопасности, охраны и рационального использования недр;
привлекать в установленном законодательством порядке к административной ответственности должностных лиц и граждан за невыполнение или нарушение ими правил и норм безопасности, охраны и рационального использования недр;
привлекать в установленном порядке высококвалифицированных специалистов и ученых к участию в проведении экспертизы и проверок состояния безопасности поднадзорных объектов, производств, охраны и рационального использования недр, безопасности перевозок опасных грузов, создавать в этих целях комиссии, экспертные советы;
аккредитовывать в установленном порядке специализированные предприятия для выполнения экспертной оценки технического состояния поднадзорного оборудования, специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, работы по предупреждению аварий и производственного травматизма на поднадзорных объектах, производствах, осуществления подконтрольных видов деятельности;
вносить в установленном порядке представления руководителям республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, об отмене их решений, если они приняты в нарушение действующего законодательства, требований нормативно-технических документов, а также об освобождении от занимаемых должностей лиц, не прошедших обучения правилам безопасности, систематически не выполняющих требований обеспечения безопасности поднадзорных объектов и производств, охраны и рационального использования недр, безопасной перевозки опасных грузов и др.
Следует отметить, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26 мая 2004 г. № 622 функции республиканской инспекции котлонадзора, стандартизации и метрологии Министерства сельского хозяйства и продовольствия возложены на департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и комитет по стандартизации, метрологии и сертификации.
Государственный пожарный надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами требований законодательства о пожарной безопасности, а также выполнением стандартов, норм и правил системы противопожарного нормирования и стандартизации осуществляется органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям. Правовая основа и принципы государственного пожарного надзора определены в Законе Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-ХП «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями на декабрь 2013 года).
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пожарной безопасности» и в целях конкретизации нормативного регулирования деятельности органов государственного пожарного надзора постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям от 25 июня 2003 г. № 26 (в ред. постановл. МЧС 28.03.2006 № 14) утверждено Положение по осуществлению государственного пожарного надзора.В своей деятельности органы Госпожнадзора выполняют следующие функции:
реализация государственной политики в сфере обеспечения пожарной безопасности;
государственное управление в области обеспечения пожарной безопасности;
осуществление надзора за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями и гражданами требований Закона Республики Беларусь "О пожарной безопасности", технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;
проведение пожарно-технических обследований объектов;
проверка знания вопросов пожарной безопасности у работников и граждан в предусмотренных законодательством случаях;
участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов;
осуществление выборочного контроля за выполнением проектными и строительными организациями и гражданами противопожарных требований при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
согласование проектов на строительство объектов с обоснованными отступлениями от противопожарных требований;
проведение лицензирования в области пожарной безопасности;
проведение сертификации продукции, товаров (работ и услуг) на соответствие требованиям пожарной безопасности;
осуществление надзора за соответствием требованиям пожарной безопасности продукции и товаров (работ и услуг), использование которых может представлять пожарную опасность для жизни, здоровья или имущества граждан и причинить вред окружающей среде, выпускаемых (выполняемых и оказываемых) в Республике Беларусь, а также закупаемых за ее пределами для использования на внутреннем рынке организациями и др.
При обнаружении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности составляется протокол на лицо, совершившее административное правонарушение, и должностное лицо органа пожарного надзора рассматривает дело об административном правонарушении или определяет дату, время и место его рассмотрения. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о наложении административного взыскания.
По результатам обследований при наличии оснований должностные лица органов пожарного надзора:
приостанавливают полностью или частично при невыполнении соответствующих предупреждений работу организаций, ремонт объектов и производство других;
запрещают эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств, функционирующих с нарушением противопожарных требований, выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей требованиям технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации.
Для приостановки (запрещения) должностное лицо органа пожарного надзора направляет руководителю объекта предупреждение с указанием выявленных нарушений противопожарных требований и уведомлением о возможном применении меры административного пресечения в случае неустранении нарушений в установленный срок. Приостановка осуществляется без соответствующего предупреждения, если создана непосредственная угроза возникновения пожара.
Органами, осуществляющими государственный энергетический надзор, являются управление государственного энергетического надзора Белорусского государственного энергетического концерна Министерства энергетики Республики Беларусь (Белэнерго), предприятия "Энергонадзор" производственных объединений энергетики и электрификации. Положение о государственном энергетическом и газовом надзоре в Республике Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2019 г. № 213.Государственный энергетический надзор осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивого функционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения, соблюдения правил пользования электрической и тепловой энергией. Он производится в отношении юридических и физических лиц - потребителей электрической и тепловой энергии и энергоснабжающих организаций.
Органы государственного энергетического надзора в соответствии с возложенными на них задачами контролируют:
соблюдение потребителями правил устройства электроустановок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил по технике безопасности при их эксплуатации;
соблюдение потребителями и энергоснабжающими организациями правил пользования электрической и тепловой энергией и др.
Главному государственному инспектору Республики Беларусь по энергетическому надзору и его заместителям, старшим государственным инспекторам и государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставляется право:
давать обязательные для всех потребителей предписания об устранении нарушений правил устройства электроустановок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил по технике безопасности при их эксплуатации, правил пользования электрической и тепловой энергией;
требовать от потребителей соблюдения установленных величин и режимов потребления энергии и электрической мощности;
требовать от потребителей незамедлительного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, угрожающих возникновением аварий, пожаров либо представляющих угрозу жизни людей;
осуществлять осмотр присоединяемых к электрическим и тепловым сетям энергоснабжающих организаций электрических и теплоиспользующих установок потребителей и давать заключение о возможности их ввода в эксплуатацию;
беспрепятственного доступа в любое время суток для выполнения возложенных на них обязанностей к электрическим и теплоиспользующим установкам при предъявлении удостоверения.
Система государственного санитарного надзора определена Законом Республики Беларусь № 340-З от 07.01.2012 «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».
гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил возложено на органы санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 17.11.2006 № 1546 утвердил Положение об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь. Основными задачами государственного санитарного надзора в Республике Беларусь являются:
осуществление надзора за соблюдением физическими и юридическими лицами санитарно-эпидемиологического законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также за организацией и проведением ими мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости населения;
подготовка и внесение в установленном порядке в соответствующие государственные органы предложений по выполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, санитарных правил и обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения;
реализация мер по профилактике заболеваний путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и санитарных правил;
организация государственного санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания, государственной гигиенической регистрации и регламентации химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, а также продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания и др.
Главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городе и их заместители в соответствии с задачами государственного санитарного надзора:
обеспечивают государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных правил при:
предоставлении земельных участков под строительство, планировке и застройке населенных пунктов, перспективном планировании размещения промышленных объектов, проектировании, строительстве и реконструкции зданий, сооружений организаций и изменении их профиля и технологии производства, а также вводе в эксплуатацию жилых домов, производственных и общественных зданий, помещений детских, лечебно-профилактических учреждений, учреждений образования, санитарно-бытового обслуживания, культуры, спортивных, других зданий и сооружений, технологического и иного оборудования;
организации условий воспитания, обучения, труда, отдыха и оздоровления детей и подростков;
проектировании, строительстве и эксплуатации хозяйственно-питьевых водопроводов, водоемов для культурно-бытовых и оздоровительных целей, а также объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, почвы и водоемов, вредных физических факторов;
эксплуатации производственных и общественных зданий, помещений, детских, лечебно-профилактических учреждений, учреждений образования, санитарно-бытового обслуживания, культуры, спортивных, других зданий и сооружений, технологического и иного оборудования, транспортных средств;
изготовлении и реализации товаров для личных (бытовых) нужд и продукции производственно-технического назначения, народного потребления, в том числе детского ассортимента;
изготовлении, хранении и транспортировке продуктов питания, технологического оборудования для их изготовления и последующей кулинарной обработки, производстве тары, посуды, упаковочных материалов, а также при реализации населению продовольственного сырья и пищевых продуктов;
производстве, хранении, применении, транспортировке и захоронении радиоактивных веществ, других источников ионизирующего излучения, а также высокотоксичных веществ, химических и биологических средств защиты растений;
проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения поверхностных и подземных вод, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения, почвы, атмосферного воздуха вредными промышленными выбросами, отходами производства и потребления;
проведении мероприятий по выполнению работ с источниками неионизирующих излучений и других вредных физических воздействий (шум, вибрация и др.) и т. д.
Постановлением совета министров республики беларусь от 18 июня 1992 г. N 377 утверждено положение «О государственном надзоре за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования».
Государственный надзор за техническим состоянием тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования (гостехнадзор) осуществляется через систему органов, в которую входят:
главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования (Главгостехнадзор);
государственные инспекции по надзору за техническим состоянием машин и оборудования в областях;
районные инспекции гостехнадзора;
городские инспекции гостехнадзора.
Органы гостехнадзора в соответствии с возложенными на них задачами:
осуществляют надзор за техническим состоянием находящихся в эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования, проводят периодически технические осмотры указанной техники и оборудования;
контролируют выполнение предприятиями, учреждениями и организациями необходимых мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев, соблюдение правил технической эксплуатации и содержание в исправном состоянии тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и др.
Государственные инженеры-инспекторы гостехнадзора в целях осуществления возложенных на них обязанностей имеют право:
беспрепятственно посещать производственные объекты предприятий и организаций, независимо от форм собственности и их ведомственной подчиненности, крестьянские (фермерские) хозяйства для обследования технического состояния тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования и проверки соблюдения правил их технической эксплуатации, требовать предъявления для осмотра соответствующих технических средств;
давать обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений правил технической эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования, а также об осуществлении в установленные сроки мероприятий по безопасности дорожного движения;
запрещать эксплуатацию тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования, конструкция или техническое состояние которых не обеспечивают безопасной работы на них (со снятием в необходимых случаях номерных знаков);
налагать в установленном порядке штрафы на руководителей или иных должностных лиц предприятий, учреждений и организаций за невыполнение ими предписаний гостехнадзора об осуществлении в указанные сроки мероприятий по безопасности дорожного движения;
останавливать при необходимости тракторы, самоходные мелиоративные, дорожно-строительные и сельскохозяйственные машины, проверять их техническое состояние и наличие у механизаторов удостоверения на право управления ими и регистрационные документы на эту технику;
отстранять от управления тракторами, самоходными мелиоративными, дорожно-строительными и сельскохозяйственными машинами лиц, не имеющих прав на управление данным видом указанной техники;
Государственным инженерам-инспекторам государственных инспекций гостехнадзора предоставляется также право в установленном порядке лишать механизаторов прав на управление тракторами, комбайнами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами за грубые нарушения ими правил технической эксплуатации этих машин и правил техники безопасности, а также делать просечки в их талонах предупреждения.
Указом Президента Республики Беларусь 5 октября 1999 г. № 581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора» создана единая система органов государственного строительного надзора. Во исполнение данного указа Советом Министров 29 ноября 1999 г. принято постановление № 1860 «Об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь» (в ред. пост. от 21.05.2010, № 120).
На эти органы возложены функции надзора за эксплуатационной надежностью и безопасностью объектов строительства, реконструкции, расширения, реставрации, капитального ремонта (далее - строительство) и соблюдением установленного порядка строительства всех объектов, независимо от назначения, форм собственности, источников финансирования и способов строительства (исключение составляют объекты дачного и садоводческого строительства, а также объекты, подконтрольных другим органам государственного надзора). Кроме того, органам госстройнадзора дано право на выдачу разрешений на производство строительно-монтажных работ и заключений для приемки объектов в эксплуатацию. Они наделены полномочиями применять, предусмотренные законодательством, экономические и административные санкции за правонарушения в строительстве, вносить в Министерство архитектуры и строительства предложения о приостановлении действия или аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений.
Единую систему органов государственного строительного надзора составляют:
департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства, возглавляемый директором департамента - Главным государственным строительным инспектором Республики Беларусь;
специализированная инспекция департамента, возглавляемая начальником специализированной инспекции департамента - заместителем Главного государственного строительного инспектора Республики Беларусь, и инспекции департамента по областям и г. Минску, возглавляемые начальниками инспекций департамента - главными государственными строительными инспекторами по областям и г. Минску;
Государственные строительные инспекторы при реализации своих полномочий по надзору и контролю за соблюдением участниками инвестиционной деятельности, осуществляющими строительство, требований законодательства Республики Беларусь, нормативно-технической и утвержденной проектно-сметной документации, имеют право:
беспрепятственного доступа (при предъявлении служебного удостоверения) на все подконтрольные объекты строительства, независимо от их назначения, форм собственности, источников финансирования и способов строительства;
получать бесплатно и без каких-либо ограничений от заказчиков (застройщиков), подрядчиков, проектировщиков для ознакомления проектно-сметную, технологическую и исполнительную документацию, необходимую для выполнения возложенных на органы государственного строительного надзора функций;
давать заказчикам (застройщикам), подрядчикам, проектировщикам обязательные для выполнения предписания об устранении допущенных при производстве строительно-монтажных работ нарушений;
давать при необходимости обязательные для заказчиков (застройщиков) и подрядчиков предписания о проведении за их счет выборочных вскрытий для осмотра, освидетельствования отдельных узлов и элементов зданий, сооружений и конструкций, проведении дополнительных испытаний грунтов, материалов, инженерных систем, выполнении съемок, замеров;
приостанавливать и запрещать производство работ на объектах строительства при выявлении дефектов и нарушений, создающих угрозу деформации и обрушения зданий, сооружений и конструкций или их частей, а также при осуществлении самовольного (без разрешения) строительства или строительства с отступлением от утвержденных проектов;
производить отбор образцов материалов и изделий для проведения лабораторных испытаний и экспертизы;
вносить заказчикам (застройщикам), подрядчикам, проектировщикам представления:
о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство Республики Беларусь в области строительства и не выполняющих предписания органов государственного строительного надзора;
об отстранении от работы на объектах должностных лиц подрядчиков, систематически не обеспечивающих выполнение требований нормативно-технической и проектно-сметной документации, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих контроль за качеством работ, авторский и технический надзор;
вносить представления предприятиям, выпускающим строительную продукцию, о несоответствии ее требованиям нормативно-технической документации и стандартам, а также предложения о запрещении ее использования в строительстве;
применять в пределах полномочий в установленном порядке к участникам инвестиционной деятельности, осуществляющим строительство, предусмотренные законодательством Республики Беларусь экономические и административные санкции за правонарушения в строительстве.
Надзор за выполнением требований государственных стандартов, строительных норм и правил других нормативных документов в области стандартизации, метрологии и сертификации возложен на комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт). Постановлением совета министров республики Беларусь 31 октября 2001 г. № 1571 утверждено Положение о комитете по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь
Одной из главных задач Госстандарта является –
реализация в Республике Беларусь единой государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, осуществление регулирования и управления в этой сфере.
Госстандарт в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
осуществляет государственный надзор за выполнением требований, установленных в нормативных правовых актах, обязательных требований действующих в республике технических регламентов, стандартов и иных нормативных документов по стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации;
осуществляет контроль за соблюдением правил обязательной сертификации продукции, работ, услуг, персонала, за производством и реализацией сертифицированной продукции и услуг;
осуществляет государственный метрологический надзор за исполнением установленных метрологических правил и норм, определяет перечень средств измерений, подлежащих обязательной поверке в органах государственной метрологической службы;
осуществляет надзор за измерениями радиоактивного загрязнения природной среды, всех видов сырья и продукции;
обеспечивает в порядке, предусмотренном законодательством, применение по результатам государственного надзора установленных мер воздействия за несоблюдение требований стандартов, метрологических норм и правил, нормативных правовых и нормативных актов по сертификации продукции и аккредитации поверочных и испытательных лабораторий (центров) и др.
Для выполнения своих задач и функций Госстандарту предоставляется право:
устанавливать порядок проведения работ по стандартизации, метрологии и сертификации, аккредитации поверочных и испытательных лабораторий и органов по сертификации, а также по государственному надзору за стандартами и средствами измерений, измерениями радиоактивного загрязнения;
утверждать номенклатуру продукции, работ, услуг и персонала, подлежащих обязательной сертификации в Республике Беларусь, а также вносить в нее изменения;
применять в установленном порядке к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предусмотренные нормативными правовыми актами экономические (штрафные) и административные санкции за правонарушения в области технического нормирования, стандартизации, метрологии и сертификации; выдавать предписания о запрете производства, выпуска и реализации продукции (работ, услуг), конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей установленным требованиям по безопасности и др.
прокуратура Республики Беларусь осуществляют общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.
Основные цели, направления, задачи, принципы и порядок организации и деятельности органов прокуратуры определены Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 18.07.2016 № 401-З.
Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами.
Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. При осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность учреждений и организаций. Как надзорный орган она не вправе ни самостоятельно отменить противоречащий закону акт, ни наказать виновное должностное лицо. Прокурорскому надзору характерны специфические формы реагирования на выявленные нарушения: протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение.
Кроме государственного надзора и контроля на каждом предприятии собственными силами должен проводится контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Руководящим документом в этой области является постановление министерства труда и социальной защиты республики беларусь 26 декабря 2003 г. № 159 «Об утверждении типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации».
В соответствии с данным документом, контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений в области охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению.
Основными задачами контроля на предприятии являются:
выявление и предупреждение нарушений государственных нормативных требований охраны труда;
оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;
выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;
принятие мер по устранению выявленных недостатков.
Основными видами контроляна предприятии являются:
контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями;
контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98;
производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.04. 2009 № 16;
периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников);
общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (в ред. от 05.12.2008 № 1879).
Ведомственный контроль за исполнением законодательства о трудевыполняется службами охраны труда министерств, комитетов, концернов и т. д. на подведомственных предприятиях. На предприятиях, не имеющих вышестоящих организаций, такой контроль осуществляется службами охраны труда местных распорядительных и исполнительных органов. Деятельность данных служб регламентирована Примерным положением о службе охраны труда министерства, другого республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству Республики Беларусь (утверждено постановлением Министерства труда от 29.04.20099 № 54) и Примерным положением о службе охраны труда местного исполнительного и распорядительного органа (утверждено постановлением Министерства труда от 28.11.2008 № 173).
Одной из основных задач данных служб является организация контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда в подведомственных организациях и в организациях территории, за функционированием отраслевой и территориальной систем управления охраной труда.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. Для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов (ст. 463 Трудового кодекса).
Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (в ред. от 05.12.2008 № 1879).
Общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде осуществляется на принципах социального партнерства между профсоюзами, нанимателями и органами государственного управления. Он осуществляется через правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Правовые и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также индивидуальными предпринимателями, у которых работают члены соответствующего профсоюза.
Общественные инспекторы по охране труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, в которых они работают.
Правовые и технические инспекторы труда при наличии оформленных в установленном порядке полномочий имеют право:
осуществлять проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения);
беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей для проведения проверок;
запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;
осматривать рабочие места, требовать от нанимателя путем выдачи представления проведения независимой экспертизы условий труда, технологических процессов, производственных зданий, оборудования и других объектов, которые угрожают жизни и здоровью работников;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученные от нанимателей информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля;
требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления;
требовать от нанимателя путем выдачи представления отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством;
устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающий право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;
обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде для принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;
подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;
вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства по трудовым и социально-экономическим вопросам и др.
Наниматель предоставляет представителям профсоюза, действующим в организации, в пользование необходимые для осуществления общественного контроля оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с договором (соглашением). При проведении проверок на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, нанимателем выдается представителям профсоюза специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.
В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о труде представители профсоюза вправе требовать устранения выявленных нарушений, указанных в представлении, которое вручается нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления.
Представления правовых и технических инспекторов труда являются обязательными для исполнения, а общественных инспекторов по охране труда - для рассмотрения. Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления вправе обратиться в органы государственного надзора и контроля с просьбой о проверке обоснованности требований, указанных в обязательном для исполнения представлении.
Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление представителя профсоюза об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о труде и в месячный срок со дня его получения письменно уведомить профсоюз о результатах этого рассмотрения. Представление о допущенных нарушениях законодательства Республики Беларусь о труде при прекращении трудового договора с работником - членом профсоюза должно быть рассмотрено нанимателем в 5-дневный срок со дня его получения. При необходимости представление направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.