Эскизы к балету «Весна священная» И. Стравинского художник Николай Рерих

П.И. Чайковского и о фортепианном цикле «Времена года»

Петр Ильич Чайковский родился: 7 мая 1840 г., Воткинск, Россия

Умер: 6 ноября 1893 г. (53 года), Санкт-Петербург,

Когда жил в Подмосковье, и мог наслаждаться в подмосковных лесах этим чудом природы, подснежником.

Эпиграфом к музыкальной пьесе «Подснежник» Чайковский выбрал строки поэта 19 века Аполлона Майкова:

Голубенький, чистый подснежник цветок,
А подле сквозистой – последний снежок.
Последние слезы о горе былом. И первые грезы о счастье ином.

Давайте прослушаем фортепианную пьесу «Апрель» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Слайд 9

Слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Подснежник».

Анализ. ( Какими средствами музыкальной выразительности композитор передаёт свои чувства?)

Музыкальная пьеса Чайковского «Подснежник» наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Образ ранней весны, первого весеннего цветка связан с пробуждением сил человека после долгого зимнего сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега становиться символом стремления к жизни, к свежим чувствам. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания:

«...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!».

***

Игорь Фёдорович Стравинский

Русский композитор. Гражданин Франции и США. Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Музыку Стравинского отличает стилистическое многообразие: в первом периоде творчества она несёт яркий отпечаток русской культурной традиции. Стилистика позднейших сочинений выдаёт, среди прочего, влияние неоклассицизма и додекафонии Новой венской школы.

· Родился: 17 июня 1882 г., Ломоносов, Российская империя

· Умер: 6 апреля 1971 г. (88 лет), Нью-Йорк, США

Если музыка Чайковского выражает общее настроение весенней радости, то в творчестве композитора И. Стравинского,в его произведении «Поцелуй земли» из вступления к балету «Весна священная» можно встретить более точный образ природы.

Начальная тема – наигрыш, исполняемая фаготом, напоминает строение стебелька, устремленного вверх. Подобно тому, как стебель растения обрастает листьями, мелодия «обрастает» новыми подголосками. Наигрыши свирели пастуха постепенно превращается в густую музыкальную ткань, в которой мы слышим пение птиц. Давайте послушаем.



Слушание И. Стравинский «Весна священная».

Эскизы к балету «Весна священная» И. Стравинского художник Николай Рерих.

И в заключении я напомню, что пейзаж – жанр не только изобразительного искусства, но и музыкального, это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные композиции художников и музыкантов.И я надеюсь, что музыка, которая всегда с нами будет помогать нам, видеть красоту, творить добро, становиться умнее и лучше.

VI. Домашнее задание:

1.Скажите, что мы услышали в музыке Чайковского? 2.Можно ли назвать это произведение живописным?

2.Что или картину чего изобразил Чайковский в пьесе «Подснежник»?

3.Назовите свои впечатления от прослушанного произведения?

Ответы направить на почту. Написать ФИО, время отправки и класс
gusssakowskaya@mail.ru



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: