Задание 3. Анализ внешней среды организации

Вводные замечания. Организация является открытой системой. Она связана множеством коммуникаций со средой, представляющей собой, в свою очередь, сложное и неоднородное образование, содержащее надсистему (систему более высокого порядка, задающую требования и ограничения исследуемой системе), подсистемы (нижележащие, подведомственные системы) и системы одного уровня с рассматриваемой [3].

 

Другими словами, при рассмотрении компании можно выделить следующие виды сред:

1. Внутренняя среда организации;

2. Внешняя среда организации, включающая в себя следующие уровни:

2.1. Микросреда (ближняя среда, непосредственное окружение, среда прямого действия);

2.2. Макросреда (дальняя среда, среда косвенного действия).

Внешний анализ обычно проводится для того, чтобы выявить, какие факторы окружающей среды оказывают наибольшее влияние на существование данной фирмы и ее дальнейший рост.

Цель задания. Анализ внешней среды предприятия.

Оснащение. В качестве инструментов исследования внешней среды организации будем использовать схему внешних фак­торов развития фирмы Х. Виссема, матрицу возможностей / угроз внешней среды, схему конкурентной позиции фирмы в отрасли, метод профильного анализа, метод сценариев на базе морфологической таблицы. Их применение показано на примере ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» (Приложения 1-5).

Порядок работы. Первоначально проведем PEST-анализ дальней среды организации. Затем проанализируем ближайшее окружение предприятия. Далее оценим конкурентную позицию фирмы в отрасли. Построим профиль ее внешней среды. Завершим третий раздел исследования составлением сценариев развития внешней среды организации.

 

1. Оценка возможностей и угроз внешней среды предприятия

Х. Виссема предложил следующую схему внешних фак­торов развития фирмы (рис.1) [2].

 

Экономические
Технологические
Ресурсы
Фирма
Конкуренты
Законы и постановления
Потребители
Потребители 2-ой степени
Социальные
Политические

Рис. 1. Схема внешних факторов развития фирмы Х. Виссема

Факторы внешней среды макроуровня (демографические, социокультурные, экономические, политические, технологические, экологические, иституциональные) для удобства были сгруппированы в 4 блока (политические, экономические, социальные, технологические) (рис. 1). В такой группировке факторов можно узнать PEST (ПЭСТ, СТЭП) анализ – средство исследования внешней среды макроуровня.

Проводя изучение различных компонент макроокружения, важно иметь в виду два следующих момента:

Во-первых, все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение должно вестись не по отдельности, а системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения.

Во-вторых, степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные фирмы различна. В частности, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера фирмы, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.д.

Среда непосредственного воздействия (микроуровня) – те группы сил, которые отмечены внутри овала, а именно: блок ресурсов, которые организация закупает, непосредственный круг потребителей и потребителей 2-й степени, а по краям – конкуренты, государственные законы и постановления различных уровней власти, которые воздействуют на деятельность фирмы.

По всем элементам внешней среды макро- и микроуровня выбираются наиболее значимые факторы, что определяется экспертно по степени их влияния на конкурентоспособность организации. В таблицах 1 и 2 приведен примерный список факторов, на который можно опереться при проведении исследования. В реальности их может быть меньше или больше, в зависимости от отраслевой принадлежности компании, ее размера, стадии жизненного цикла и т.д.

Затем дается описание текущего состояния факторов и приводится оценка степени их влияния на организацию, например, по пятибалльной шкале. В случае возможностей для предприятия ставится положительная оценка, в случае угроз – отрицательная оценка. Стоит заметить, что одни и те же факторы, одновременно, могут создавать как возможности, так и угрозы для фирмы. При этом необходимо отдельно выделить положительное и отрицательное влияние факторов, а не их результирующую. В дальнейшем предлагаем учитывать только преобладающее влияние фактора, осознав его двойственную природу.

Исходная информация для анализа внешней среды берется из статистических сборников, книг, СМИ. Кроме того, полезны участие в профессиональных конференциях, анализ опыта деятельности организации, изучение мнения сотрудников организации, проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: