Задание 3.1.
Исходные данные
В таблице 1 представлены показатели уровня качества подготовки студентов и экономические параметры высших учебных заведений:
Таблица 1
Вузы | Уровень подготовки студентов днев. формы обучения | Уровень подготовки студентов вечерн. формы обучения | Уровень подготовки студентов заочн. формы обучения | Расходы на подготовку одного специалиста (себестоимость), усл.ед. |
Веса значимости | 0,5 | 0,3 | 0,2 | - |
1 | 8 | 6 | 7 | 130 |
2 | 4,5 | 5,5 | 6 | 100 |
3 | 6 | 4 | 5,5 | 80 |
4 | 3,5 | 6,5 | 4 | 130 |
5 | 5 | 7 | 3 | 125 |
6 | 7 | 4,5 | 6,5 | 115 |
7 | 6,5 | 3 | 4,5 | 120 |
Задание
Оцените уровень конкурентоспособности представленных вузов по отношению к базовой модели (вуз №3). Ход решения отразите в таблице:
Таблица 2
Вузы | Уровень конкурентоспособности по параметрам качества по отношению к базовой модели | Уровень конкурентоспособности по эконом. параметрам по отношению к базовой модели | Общий уровень конкурентоспособности по отношению к базовой модели |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 |
Задание 3.2.
|
|
Оценить уровень качества автомобиля особо малого класса.
Исходные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели качества автомобилей
Изделия | Исходные | Позитивные | Негативные | |||
Время разгона до достижения скорости 100 км/ч, t | Максимальный пробег на 1 литр топлива, S | Ускорение при наборе скорости от 0 до 100 км/ч, а | Максимальный пробег на 1 литр топлива, S | Время разгона до достижения скорости 100 км/ч, t | Расход топлива на 1 км пробега л/км, v | |
Оцениваемая продукция | 28 | 16,8 | 16,8 | 28 | ||
Аналог № 1 | 16 | 17,2 | 17,2 | 16 | ||
Аналог № 2 | 32 | 16,2 | 16,2 | 32 | ||
Аналог № 3 | 20 | 15,6 | 15,6 | 20 |
Рекомендуемый ход решения:
1. Заполнить пропуски в таблице.
Показатель t негативный, показатель S позитивный.
Столбец «Позитивные» содержит показатели, преобразованные в позитивные. При этом S не нуждается в преобразовании, а t преобразуется в показатель «Ускорение при наборе скорости от 0 до 100 км/ч» по формуле: а м/с2=100000 м:3600с:tс=28: tс
Столбец «Негативные» содержит показатели, преобразованные в негативные. При этом t не нуждается в преобразовании, а S преобразуется в показатель «Расход топлива на 1 км пробега» - v л/км по формуле: v л/км=1 л: S км.
2. Дифференциальным методом оценить уровень качества оцениваемой продукции с аналогами.
Задание 3.3.
Оценить уровень качества автомобиля особо малого класса комплексным методом.
Исходные данные представлены в таблице 1.
|
|
Таблица 1.
Ускорение при наборе скорости от 0 до 100 км/ч, а | Максимальный пробег на 1 литр топлива, S | Нормированные значения показателя а, аn | Нормированные значения показателя S, Sn | |
Оцениваемая продукция | 16,8 | |||
Аналог № 1 | 17,2 | |||
Аналог № 2 | 16,2 | |||
Аналог № 3 | 15,6 |
Показатели качества автомобилей
Таблица 2.
Показатели качества автомобилей
| Первый вариант | Q1 | Второй вариант | Q2 | ||
аn | Sn | аn | Sn | |||
Оцениваемая продукция | ||||||
Аналог № 1 | ||||||
Аналог № 2 | ||||||
Аналог № 3 |
Рекомендуемый ход решения:
1. Заполнить пропуски в таблице 1.
Данные для столбца «Ускорение при наборе скорости от 0 до 100 км/ч, а» взять из таблицы 1. задан.3.2. Нормирование осуществляется с помощью деления значений показателей в каждом столбце на максимальное значение этого показателя в столбце.
2. Заполнить таблицу 2.
А) Рассчитайте средневзвешенные показатели для двух вариантов величин коэффициентов весомости.
Первый вариант: аn- коэффициент весомости 0,4; Sn – коэффициент весомости 0,6.
Второй вариант: аn – коэффициент весомости 0,2; Sn – коэффициент весомости 0,8.
Б) Рассчитайте значения средневзвешенного показателя качества по первому и второму варианту: Q1, Q2.
Задача 3.4.
Исходные данные
В таблице 1 представлены показатели конкурентоспособности телевизоров. В качестве базовой модели для сравнения уровней конкурентоспособности выбрана модель телевизора JVC AV-2113EE. Технические параметры указанных моделей телевизоров оценены экспертами по пятибалльной шкале.
Таблица
№ п/п | Наименование модели | Технические параметры | Экономические параметры | ||||
Изображение | Звук | Удобство в использовании | Дополнительные функции | Цена у.е. | Эксплуатационные расходы | ||
1 | JVC AV-2113EE | 4 | 3 | 5 | 4 | 225 | 4 |
2 | Panasonic TC-21D2 | 5 | 4 | 5 | 5 | 265 | 3 |
3 | Philips 21PT1654 | 5 | 4 | 4 | 4 | 245 | 3 |
4 | Samsung CK-21339VR | 5 | 4 | 5 | 4 | 216 | 4 |
5 | Sharp CV-21RU | 2 | 3 | 4 | 3 | 209 | 4 |
6 | Sony KV-21C4R | 3 | 5 | 4 | 4 | 390 | 2 |
7 | Thomson 21MT10C | 4 | 3 | 4 | 3 | 199 | 5 |
Веса значимости | 0,15 | 0,2 | 0,35 | 0,3 |
|
Срок службы моделей телевизоров составляет в среднем 10 лет. Значение дисконты для расчета полных затрат на приобретение и эксплуатацию моде-
лей составляет за 10 лет сумму равную 6, 759.
Задание
Оценить конкурентоспособность телевизоров.
Задача 3.5.
Оценить уровень качества автомобиля особо малого класса.
Исходные данные представлены в таблице.
Таблица
Показатели качества автомобилей
Изделия | Исходные | Позитивные | Негативные | |||
Время разгона до достижения скорости 100 км/ч, t | Максимальный пробег на 1 литр топлива, S | Ускорение при наборе скорости от 0 до 100 км/ч, а | Максимальный пробег на 1 литр топлива, S | Время разгона до достижения скорости 100 км/ч, t | Расход топлива на 1 км пробега л/км, v | |
Оцениваемая продукция | 24 | 12,8 | 12,8 | 24 | ||
Аналог № 1 | 12 | 13,2 | 13,2 | 12 | ||
Аналог № 2 | 28 | 12,2 | 12,2 | 28 | ||
Аналог № 3 | 16 | 12,6 | 12,6 | 16 |
Рекомендуемый ход решения:
|
|
1. Заполнить пропуски в таблице.
Показатель t негативный, показатель S позитивный.
Столбец «Позитивные» содержит показатели, преобразованные в позитивные. При этом S не нуждается в преобразовании, а t преобразуется в показатель «Ускорение при наборе скорости от 0 до 100 км/ч» по формуле: а м/с2=100000 м:3600с:tс=28: tс
Столбец «Негативные» содержит показатели, преобразованные в негативные. При этом t не нуждается в преобразовании, а S преобразуется в показатель «Расход топлива на 1 км пробега» - v л/км по формуле: v л/км=1 л: S км.
2. Дифференциальным методом оценить уровень качества оцениваемой продукции с аналогами.
Задача 3.6.
Оценить уровень качества автомобиля особо малого класса комплексным методом.
Исходные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Ускорение при наборе скорости от 0 до 100 км/ч, а | Максимальный пробег на 1 литр топлива, S | Нормированные значения показателя а, аn | Нормированные значения показателя S, Sn | |
Оцениваемая продукция | 12,8 | |||
Аналог № 1 | 13,2 | |||
Аналог № 2 | 12,2 | |||
Аналог № 3 | 12,6 |
Показатели качества автомобилей
Таблица 2.
Показатели качества автомобилей
| Первый вариант | Q1 | Второй вариант | Q2 | ||
аn | Sn | аn | Sn | |||
Оцениваемая продукция | ||||||
Аналог № 1 | ||||||
Аналог № 2 | ||||||
Аналог № 3 |
Рекомендуемый ход решения:
1. Заполнить пропуски в таблице 1.
Данные для столбца «Ускорение при наборе скорости от 0 до 100 км/ч, а» взять из таблицы 1.задания 3.5.
Нормирование осуществляется с помощью деления значений показателей в каждом столбце на максимальное значение этого показателя в столбце.
2. Заполнить таблицу 2.
А) Рассчитайте средневзвешенные показатели для двух вариантов величин коэффициентов весомости.
|
|
Первый вариант: аn- коэффициент весомости 0,4; Sn – коэффициент весомости 0,6.
Второй вариант: аn – коэффициент весомости 0,2; Sn – коэффициент весомости 0,8.
Б) Рассчитайте значения средневзвешенного показателя качества по первому и второму варианту: Q1, Q2.
Задача 3.7.
Исходные данные
В таблице приведены данные для оценки согласованности мнений экспертов.
Таблица 1.
Номер объекта экспертизы | Оценки экспертизы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 1 | 5 | 1 | 6 |
2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
3 | 5 | 1 | 8 | 8 |
4 | 7 | 2 | 4 | 3 |
5 | 4 | 6 | 5 | 4 |
6 | 8 | 9 | 3 | 1 |
7 | 9 | 8 | 9 | 7 |
8 | 6 | 7 | 7 | 5 |
9 | 3 | 4 | 6 | 2 |
Задание
Определите степень согласованности мнения экспертов.
Рекомендуемый ход решения:
1. Оцените ранги.
2. Оцените среднеарифметическое число рангов.
3. Рассчитайте отклонения рангов от среднего.
4. Рассчитайте квадрат отклонений.
5. Определите сумму квадратов отклонения от среднего.
6.Опередите величину коэффициента конкордации.