Программа – (от греч. programma – объявление, распоряжение) – содержание и план деятельности, работ.
В настоящее время решающим условием успешной деятельности практически любого предприятия является его способность разрабатывать новые конкурентоспособные изделия. Анализ показывает, что неудачи в области разработки и освоения новых продуктов зачастую вызываются недостаточным использованием методов управления качеством, завышенной ценой, несоответствием конструкции изделия запросам потребителей, неправильным выбором поставщиков и т.п.
Менеджмент качества выполняет такие функции: управление качеством выпускаемых предприятием продуктов и расширение номенклатуры выпускаемых товаров за счет создания новых продуктов при сохранении конкурентоспособности в течение длительного периода времени.
Преимущества над конкурентами, как правило, добиваются
предприятия, эффективно использующие концепцию управления качеством, основой которой служат интересы потребителей. Создание нового продукта является периодически повторяемым процессом, в ходе которого наиболее полно проявляется способность
предприятия к инновациям. Новый продукт должен отвечать тем потребностям, которые к моменту его выхода на рынок сформируются у потенциальных покупателей. При этом считается, что приоритет следует отдавать продуктам, позволяющим потребителю удовлетворить либо совершенно новую потребность, либо ту или иную традиционную потребность на более высоком качественном уровне.
Главный критерий при выходе на рынок — наличие у продукта характеристик, способных вызвать предпочтительное отношение потребителей. Именно такие продукты относятся к продуктам рыночной новизны, именно они обеспечивают предприятиям коммерческий успех на рынках сбыта.
Процесс разработки нового продукта включает следующие этапы:
- организация и планирование процесса создания нового продукта,
разработка сметы расходов;
- поиск и оценка идей нового продукта;
- разработка требований к новому продукту, его конструирование, изготовление опытных образцов;
- принятие окончательного решения о переходе к разработке нового продукта. Под новым изделием понимают любой продукт, который не дублирует товары, имеющиеся в данный момент на рынке, или рассматривают «новый продукт» как бы с внутренней точки зрения.
Кроме того, новым считается тот продукт, который является новым именно для данного предприятия независимо от степени его новизны для рынка.
Чтобы учесть требования потребителей, использую принципы, лежащие в основе функционально-стоимостного анализа(ФСА)—высокоэффективного метода снижения издержек производства, получивших широкое распространение. Предполагается, что в ходе ФСА специалист полностью абстрагируется от реальной конструкции анализируемого изделия и сосредоточивает внимание на функциях, которое оно выполняет или должно выполнять. Такой подход изменяет направление поиска путей снижения себестоимости продукции. Четко определив функцию анализируемого изделия, специалист формулирует свою задачу иным образом: «Каким другим, более экономичным способом можно достигнуть выполнения этой функции?» Такая, принципиально отличающаяся от предметного метода, постановка вопроса изменяет
сложившийся стереотип инженерного мышления и позволяет добиваться экономического эффекта. Важность и целесообразность ФСА объясняется, кроме прочего тем, что потребители в конечном итоге интересуются предметами не как таковыми, а действиями, которые можно производить с их помощью, т.е. выполняемыми этими предметами функциями. Потребителя интересует не просто сам холодильник, электролампа и т.д., а их функции: сохранение продуктов, излучение света. Следует подчеркнуть, что имеется различие и весьма существенное между разработкой нового продукта вообще и его разработкой с учетом требований к качеству. Учет принципов управления качеством и организации инновационных процессов при разработке нового продукта, по мнению специалистов, позволяет предприятию создавать изделия, отвечающие запросам и пожеланиям потребителей, и расширять занимаемые доли рынка.
Планирование работ при создании новых продуктов.
Этот этап является подготовительным. Его основное назначение - сформулировать цели разработки нового продукта, выбрать организационные формы, составить планы и графики работ, подготовить соответствующие сметы расходов (рис. 3.1). Этап позволяет подготовить предприятие к осуществлению процесса поиска, оценки и отбора идей новых продуктов.
Основная задача этого этапа - выяснить, что может дать предприятию разработка нового продукта. Решение данной задачи осуществляется в следующей последовательности:
1. рассматриваются и анализируются все основные цели предприятия;
2. составляется перечень имеющихся ресурсов (финансы, персонал, производственное оборудование, материалы);
3. формулируются цели разработки продукции, согласующиеся с основными целями предприятия и соответствующие имеющимся ресурсам.
Связанные с продуктом цели должны быть ориентированы на потребителя и вытекать из общефирменных целей. Они должны быть увязаны и с основными целями предприятия, так как в противном случае всякая деятельность по созданию нового продукта может оказаться напрасной.
Рис. 3.1. Последовательность работ на подготовительном этапе процесса разработки нового продукта
После того как выявлены и проанализированы основные цели
предприятия, его сильные и слабые стороны, устанавливаются конкретные цели разработки продукции. Эти цели фиксируются в соответствующих документах, с которыми должны быть обязательно ознакомлены все заинтересованные лица. Эти цели периодически пересматриваются, чтобы учесть возможные изменения в экономическом положении и предотвратить неоправданные затраты на реализацию идей, не соответствующих целям предприятия и имеющимся ресурсам.