Всеобъемлющее управление качеством требует управления процессами, а не только конечными результатами. Это является основой улучшения качества и производительности как в производственных, так и в сервисных предприятиях. Все затраты разделяются на затраты на обеспечение соответствия и затраты, вызванные несоответствиями. Эти затраты можно улучшать. Процесс может рассматриваться на любом уровне в организации и может быть отдельным этапом работы или процессом ведения бизнеса.
В настоящей главе модель затрат на процесс рассматривается с позиции британского стандарта ВS 6143:1992 «Руководство по экономике качества».
В концепции модели затрат на качество предполагается, что
конкретные, поддающиеся идентификации затраты в какой-то
степени связаны с качеством конечного результата. В противоположность этому, в рамках ТQМ вся хозяйственная деятельность связана с процессами (рис. 7.1), и модель затрат
должна отражать скорее полные затраты в каждом процессе, чем
произвольно определенные затраты на качество.
В менеджменте качества различают: предупредительные затраты, оценочные затраты, издержки, обусловленные внутренними отказами, издержки, обусловленные внешними отказами.
|
|
Каждый сотрудник организации обслуживает какой-либо процесс и вносит свой вклад в него, и каждый процесс должен иметь конкретного руководителя, отвечающего за его эффективность. Чтобы идентифицировать все эти элементы, строят блок-схему. Она позволит также сконцентрировать внимание на потребностях
процесса. Элементы затрат можно идентифицировать и отнести к одной из следующих категорий: люди (персонал); оборудование; материалы; окружающая среда.
Каждый отдельный элемент затрат требует отнесения
его к затратам на соответствие или затратам вследствие несоответствий. Источники информации при этом должны регистрироваться. Затраты на соответствие - это затраты на функционирование процесса в соответствии с заданными
|
Рис. Базовая модель процесса
требованиями стопроцентно эффективным способом, В отечественной терминологии - затраты на предупреждение. Затраты вследствие несоответствия - это затраты из-за не эффективности процесса, т.е. избыточные затраты людей, материалов и оборудования, вследствие дефектов и ошибок. Обе области затрат обладают возможностями для улучшения. Оператор процесса обычно
может непосредственно влиять на затраты вследствие несоответствия
Руководитель должен наблюдать за процессом и вносить изменения, влияющие на обе части затрат на процесс. Некоторые процессы происходят только вследствие несоответствия в другом месте, и необходимость в них отпадает, если это несоответствие устранить.
|
|
Модели процессов в производстве и в службе качества приведены на рис,7.2 и 7.3 (Британский стандарт ВS6143: 199.2 «руководство по экономике качества»).
Подготовка модели затрат на процесс. Модель может быть создана дан любого процесса в организации. Она может использоваться для идентификации и мониторинга затрат на процесс в отношении отдельных аспектов организации, таких как система выписки счетов, система распределения нарядов на работы, или процесс комплектования кадров. В конце концов, модель подразделения можно использовать для мониторинга полных затрат, например, подразделения при инновационных процессах — табл. 7.1 и 7.2.(Британский стандарт ВS6143: 1992 «Руководство по экономике качества»).
Реализация модели. Рекомендуется сформировать бригады
(группы) по улучшению и поручить им рассматривать от
дельные аспекты или в организации. Эти бригады следует нацеливать на подготовку на процесс, первоначально используя их на этапе сбора и анализаданных для выявления направлений исследований, а затем на этапе мониторинга для регистрации достигнутых улучшений.
Каждый процесс содержит ряд ключевых работ. Для каждого
вида работ надо выявить и установить элементы затрат на соответствие и затрат вследствие несоответствия. Организация должна принять единый формат для отчета и он должен включать исчерпывающий перечень элементов затрат на соответствие и затрат
вследствие несоответствия. Источником данных могут быть как действительные затраты, так и синтетические и эта информация должна фиксироваться, т.е. действительные затраты - те затраты, которая финансовая служба организации требует отдельно выделять
|
График работ
Контроль за НТД и изменениями
Статистические данные
|
|
Материалы Пр. статистика
Отчеты
Подготовка кадр. о дефектах
Отчеты о про-
Приборы и КИС изводственных
характеристиках
Производственные площади,
оборудование
Рис. 7.2. Типичные входные и выходные потоки процессов производственного подразделения.
(идентифицировать) и регистрировать; синтетические затраты- те затраты, которые отдельно не выделяются и не регистрируются, как действительные затраты, а выводятся из имеющихся в распоряжении соответствующих данных на четко установленной основе, например, произведение часов, требуемых для выполнения задания, и почасовой ставки.
Улучшение процесса.
Программа работ по улучшению качества должна быть спланирована на основе информации, имеющейся в отчете, и выбранных приоритетов, Руководитель должен анализировать повторяющиеся циклы с помощью бригад или отдельных работников
|
|
и контролировать происходящие изменения затрат. На основе рассмотрения баланса затрат на соответствие и затрат несоответствия
Политика предприятия
Бизнес-план
|
Заказы и контракты
Отчеты
НТД
Предложения по
изменениям
Данные по контролю
качества, предложения по
изменению процесса
Отказы в течение
гарантийного срока
Сообщения об отказах
Планы, предложения по
корректирующим мерам
|
|
Кадры и подготовка
Средства оснащения
офиса и оборудования
Рис. 7.3 Входные и выходные потоки для процессов подразделения обеспечения качества (Британский стандарт BS 6143:1992)
Таблицы 7.1, Модель затрат для производственного подразделения
Ключевые работы | Затраты на качество | Затраты вследствие несоответствия |
Планирование, анализ подго-товки производства, конт-роль за затратами, материалы и цеховая лаборатория | Частичные затраты | Частичные затраты (из-за конструкторских изменений, ошибок планирования и т.д.) |
Затраты на производ-ственный контроль и испытания | Зафиксированные часы правильной работы | Повторный контроль / пов-торные испытания / выяв-ление дефектов |
Износ испытательного обо-рудования, калибровка и пре- дупредительное техническое обслуживание | Полные затраты | |
Выход оборудования из строя | Полные затраты | |
Производственные затраты | Зафиксированные часы правильной работы | Переделка |
Затраты на материалы | Оцененные затраты | Издержки из-за брака, перерасход |
Простои | Полные затраты | |
Затраты на работы, приостановление из-за недопоставок материалов | Полные затраты |
может быть принято решение, что в первую очередь является приоритетным - проект процесса или устранение потерь.
При традиционном подходе к моделированию затрат на качество
много времени тратится на идентификацию и классификацию затрат - предупредительные, оценочные и обусловленные отказами. Применение ТQМ и процессов способствует инновационной деятельности на предприятии и сокращению затрат на несоответствие процесса.
Таблица 7.2. Модель затрат для подразделения обеспечения качества
Ключевые работы | Затраты на соответствие | Затраты вследствие несоответствия |
Проверка (аудит) и анализ | Затраты на проверку и анализ | Проверки невыполненных мероприятий |
Оценки поставщика | Полные затраты | |
Связь с поставщиками | Проверка (аудит) | Коррекция недостатков |
Разработка и мониторинг планов по качеству, руководств и процедур | Полные затраты | |
Устранение нарушений, исследования | Полные затраты | |
Связь с заказчиком | Согласование и мониторинг стандартов, планов, контрольных сроков и т.д. | Последующие действия (пов-торное планирование, рекла-мации, отклонения и т.д.) |
Задание: построить модель затрат на производственный процесс в соответствии с британским стандартом BS 6143:1992.