Обучение как деятельность преподавателей и студентов может осуществляться в разнообразных формах с применением соответствующих методов. К организационным формам обучения относят: лекции, семинары, просеминары, спецсеминары, коллоквиумы, лабораторные работы, практикумы и спецпрактикумы, самостоятельную работу, научно-исследовательскую работу студентов, производственную, педагогическую; дипломную практики и др.
Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Преимущества лекции:
• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;• лекция - весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;• лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора. Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Цель практических занятий. ПЗ призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
|
|
В современной высшей школе методы обучения классифицируются по следующим признакам:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- по источнику передачи и восприятия учебного материала: словесные методы (лекция, рассказ – объяснение), наглядные методы (иллюстрация, демонстрация)
- по логике передачи и восприятия учебной информации: индуктивные методы -от частного к общему, дедуктивные методы -общего к частному.
– по степени самостоятельности мышления студентов: репродуктивные, творческие, проблемно-поисковые методы; – по степени руководства учебной работой: а) учебная работа под руководством преподавателя; б) самостоятельная работа студентов.
|
|
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- методы стимулирования интереса к учёбе: учебно-научные дискуссии
- стимулирования обязанности и ответственности:
в) методы контроля и самоконтроля в учебе:
- систематичность - каждая тема, каждое занятие должны отразиться и в прямой и в обратной связи
- всесторонность:: а) тщательной проверке подлежат в первую очередь те темы, которые считаются главными, более сложными; б) контроль должен усиливаться за счёт специальных мероприятий
г) бинарные методы обучения. то есть сдвоенных, когда метод и форма сливаются в единое целое.
ОСОБЕННОСТИ ПЕД.ОБЩЕНИЯ
Педагогическое общение – взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.
Функции педагогического общения:
познавательная функция - способствуют познанию, обмену информацией;
информационная функция – обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса;
обмен социальными ролями – способствует многосторонним проявлениям личности, возможности войти в роль другого, содействие процессу восприятия человека человеком (например, студенту побывать в роли организатора);
содействие самоутверждению личности – педагог способствует осознанию студентом своего «Я», ощущению своей личностной значимости, способствует формированию адекватной самооценки, уровня притязаний;
функция сопереживания – обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения другого человека (собеседника).
Типы стилей пед.общения из 21 вопроса.