Размножение в органическом мире

Любой группе особей для поддержания своей численности необходимо заботиться о её увеличении. Даже вирусы, пусть и не самостоятельно, но тоже размножаются.

В ходе эволюции возникло несколько основных способов размножения. Бесполый способ характерен для многих одноклеточных организмов и некоторых водорослей. При бесполом способе клетки организмов делятся пополам. Так как для такого размножения достаточно одного организма, то этот способ и назван бесполым. Многие многоклеточные организмы также размножаются бесполым путём. Земляника размножается усами, тополь – черенками, картофель – глазками. Это примеры вегетативного размножения. Во всех случаях родителем является один организм. Все потомки этого родителя сохраняют наследственные признаки своего родителя и являются его точной копией.

В половом размножении участвуют, как правило, два организма, каждый из которых образует специальные половые клетки – гаметы. Сливаясь друг с другом, они создают новую клетку – зиготу. Из неё и развивается новый организм. В этом случае увеличение численности организмов происходит не всегда. У двух родителей может быть один потомок.

При бесполом размножении продолжение рода происходит без затрат энергии на поиски партнёра противоположного пола. Но это преимущество относительное, так как рождающиеся особи абсолютно одинаковы, им сложнее приспособиться к разнообразным условиям среды. При половом размножении потомок каждой пары сочетает в себе признаки двух родителей, а значит, увеличивается степень разнообразия потомства. Организмы, размножающиеся только бесполым путём, достаточно редки.

 

Используя содержание текста «Размножение в органическом мире», ответьте на следующие вопросы. 1) Какие способы бесполого размножения приведены в тексте? 2) Почему половое размножение более прогрессивно, чем бесполое? 3) Где размножаются вирусы?


2.ПРОКАРИОТЫ И ЭУКАРИОТЫ

Благодаря электронному микроскопу удалось выявить основные различия между клетками прокариотических организмов, к которым относятся бактерии и синезелёные водоросли, и эукариотических, к которым относятся представители остальных царств органического мира – растений, грибов, животных. Учёные полагают, что эукариотические организмы возникли позже прокариотических.

Бактериям и синезелёным водорослям присущи все свойства живых существ. Однако в строении этих клеток существуют существенные различия. Главным из них является отсутствие ядра в прокариотических клетках. Их единственная молекула ДНК замкнута в кольцо и находится в нуклеарной (ядерной) области. Хромосомы эукариотических клеток находятся в ядре клетки. Их совокупность образует кариотип организма. Кроме того, в цитоплазме эукариотических клеток находятся органоиды: эндоплазматическая сеть и митохондрии, лизосомы и аппарат Гольджи.
В растительных клетках помимо этого есть пластиды и вакуоли, заполненные клеточным соком. Прокариотические клетки окружены клеточной стенкой, в состав которой входит вещество муреин, под ней имеется клеточная мембрана. В цитоплазме этих клеток присутствуют мелкие рибосомы. Остальных органоидов у них нет.

Есть и ещё одно различие между этими типами клеток – это способ их размножения. Бактериальные клетки просто делятся пополам. Перед делением бактериальная ДНК удваивается, и клеточная мембрана врастает между двумя молекулами. Эукариотические клетки делятся путём митоза. После равномерного распределения хромосом происходит образование новых ядер и деление цитоплазмы.

 

Используя содержание текста «Прокариоты и эукариоты», ответьте на следующие вопросы. 1) Какое вещество входит в состав клеточной стенки прокариотической клетки? 2) Предложите синоним для термина «эукариотическая клетка». 3) Что происходит при делении клеток? 3.ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ Царство Грибы объединяет одноклеточные и многоклеточные организмы, обладающие одновременно признаками растений и животных. Например, как и растения, грибы относительно неподвижны, обладают неограниченным ростом, способны к синтезу витаминов и имеют клеточные стенки. На животных грибы похожи тем, что питаются готовыми органическими веществами, т.е. гетеротрофно, запасают в качестве питательного вещества гликоген, синтезируют мочевину, а в состав их клеточных стенок входит хитин. Тело многоклеточных грибов представлено грибницей, состоящей из отдельных нитей – гифов. Размножаются грибы вегетативно, с помощью грибницы, спорами, образующимися в плодовых телах, или посредством половых клеток, формирующихся на концах гифов. Грибы могут вступать в симбиотические отношения с высшими растениями (микориза), снабжая их при этом минеральными солями, водой и получая взамен от растений необходимые органические вещества. Особый отдел составляют лишайники – комплексные организмы, образованные грибницей гриба, клетками одноклеточных зелёных водорослей, а иногда ещё и клетками азотфиксирующих цианобактерий. Гриб в лишайнике поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества, клетки водорослей снабжают лишайник органическими веществами, образованными в результате фотосинтеза, а цианобактерии фиксируют атмосферный азот. Размножаются лишайники как целостные организмы – кусочками слоевища или группами клеток, оплетенных гифами.   Используя содержание текста "Грибы и лишайники", ответьте на следующие вопросы. 1) Какие организмы образуют лишайник? 2) Какие особенности строения растений можно наблюдать и у грибов? 3) Какую роль в жизнедеятельности лишайника играет входящий в его состав гриб?     Используя содержание текста «Грибы и Лишайники», ответьте на следующие вопросы. 1) Почему лишайники называют комплексными организмами? 2) Какие особенности жизнедеятельности животных можно наблюдать и у грибов? 3) Какое значение для лишайника имеют его водоросли и цианобактерии?   4.УГЛЕВОДЫ Углеводы – сахаристые или сахароподобные вещества. В клетках животных находится всего от 1 до 3% углеводов, тогда как в клетках растений их содержится до 90%. Все углеводы подразделяют на две группы: моносахариды и полисахариды. К моносахаридам относят рибозу, глюкозу и фруктозу. По своим свойствам это бесцветные кристаллические вещества, сладкие на вкус, хорошо растворимы в воде. Полисахариды – высокомолекулярные полимеры, мономерами которых являются чаще всего молекулы глюкозы. К ним относят крахмал, гликоген, целлюлозу. В отличие от моносахаридов, они несладкие и почти не растворимы в воде. В организме углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции. Так, из целлюлозы состоит оболочка растительной клетки, полисахарид хитин входит в состав покровов членистоногих и оболочки клеток грибов. Крахмал и гликоген в клетках откладываются в запас. Крахмал синтезируется в клетках растений, а гликоген – в клетках животных, в основном в печени и мышцах. Углеводы выполняют также энергетическую функцию, но при их окислении образуется в два раза меньше энергии, чем при окислении такого же количества жиров. Моносахариды, будучи менее энергоёмкими, быстрее расщепляются и легче усваиваются организмом, чем жиры. Поэтому клетки мозга, нуждающиеся постоянно в большом количестве энергии, используют в своей деятельности только энергию глюкозы.   Используя содержание текста «Углеводы», ответьте на следующие вопросы. 1) Какие углеводы выполняют в клетке строительную функцию? 2) Какие структуры они образуют? Приведите два примера.     Используя сведения из текста «Углеводы» и свои знания, объясните, каким образом крахмал, содержащийся в порции жареного картофеля, может превратиться в гликоген печени. 5.РАЗВИТИЕ ПЕЧЁНОЧНОГО СОСАЛЬЩИКА Печёночный сосальщик обитает в протоках печени коров, овец и коз. Он имеет листовидное тело длиной около 3 см. В протоках печени он удерживается с помощью присосок. Печёночный сосальщик – гермафродит. Он откладывает в кишечник окончательного хозяина до 40 тыс. яиц, которые выводятся с калом наружу. С дождевой или талой водой яйца попадают в водоёмы, где из них появляются микроскопические, покрытые ресничками личинки. Они вбуравливаются в тело малого прудовика – промежуточного хозяина сосальщика. В нём личинки растут и размножаются без оплодотворения – путём партеногенеза. Размножение в теле промежуточного хозяина повторяется 2–3 раза. Личинки последнего поколения лишены ресничек, но имеют хвост и присоски. Они выходят из тела прудовика в воду, плавают, после прикрепления к водным растениям отбрасывают хвост и покрываются оболочкой, образуя цисты. Из одного оплодотворенного яйца в результате партеногенеза при благоприятных условиях развивается до 160 цист. С травой циста попадает в кишечник скота, где из неё развивается взрослый червь. В кишечнике окончательного хозяина паразиты освобождаются от оболочек цисты, проникают в печень, где живут во взрослом состоянии.   Используя содержание текста «Развитие печёночного сосальщика», ответьте на следующий вопрос. Какие профилактические меры необходимо соблюдать с целью предупреждения заражения печёночным сосальщиком? Назовите не менее трёх.    Используя содержание текста «Развитие печёночного сосальщика», ответьте на вопрос.  Какие приспособления позволили печёночному сосальщику широко распространиться в природе? Назовите не менее трёх приспособлений (адаптаций).   6.ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ Большинство растений питается за счёт фотосинтеза. Продукты фотосинтеза запасаются в органах растения, а также используются для роста, размножения, синтеза других органических веществ: жиров, белков, витаминов и гормонов. Поступление необходимых для фотосинтеза воды и минеральных веществ у большинства наземных растений связано с корнем. В зоне всасывания он имеет корневые волоски – клетки покровной ткани с выростами, значительно увеличивающими площадь, через которую в растение может поступать вода с растворёнными в ней минеральными веществами. Вместе с водой через мембрану корневых волосков поступают ионы солей, то есть происходит минеральное питание растения. Вода и растворённые в ней минеральные вещества далее поступают через молодые клетки коры корня в сосуды центрального цилиндра. А затем по сосудам древесины стебля вода поднимается к остальным органам растения, где используется для фотосинтеза, транспорта веществ и испарения через устьица листьев, предохраняющего растение от перегрева. Необходимый для фотосинтеза свет и углекислый газ улавливают листья. Благодаря уплощённой форме, листовой мозаике и особому порядку размещения на стеблях – листорасположению, листья растений приспособлены к эффективному использованию света. Внутреннее строение листа также отражает выполняемую им функцию. Так, кожица образована прозрачными клетками, свободно пропускающими свет к столбчатой ткани мякоти листа, в которой и происходит фотосинтез. Углекислый газ поступает внутрь листа через устьица, а вода и минеральные вещества – по сосудам жилок – проводящих пучков, состоящих из луба, древесины и волокон. Органические вещества, образовавшиеся в процессе фотосинтеза, затем транспортируются по ситовидным трубкам луба к другим органам растения.   Используя содержание текста «Питание растений», ответьте на следующие вопросы. 1) Какие приспособления внешнего строения органов растения способствуют протеканию фотосинтеза? 2) Какие клетки корня и стебля обеспечивают транспорт воды к листьям? 3) Какие вещества необходимы для обеспечения фотосинтеза?     7.СЕМЯ Семя представляет собой зачаточный растительный организм в эмбриональной стадии. Главными частями семени являются семенная кожура и зародыш. Кожура семени представляет собой видоизменённые покровы семязачатка. Она защищает семена от высыхания, преждевременного прорастания, возможных механических повреждений, способствует распространению семян за счёт дополнительных образований – шипиков, зацепок, крючков. Кожура может быть деревянистой, например у сосны сибирской, финиковой пальмы; плёнчатой (у злаков) или кожистой (горох, фасоль). Зародыш семени развивается из оплодотворённой яйцеклетки. Из зародыша развивается новое растение, поэтому в нём различают почечку, зародышевый корешок и семядоли – зародышевые листья. Семядолей может быть разное количество: у хвойных – от 6 до 12, у покрытосеменных – либо одна, либо две. Хотя иногда число семядолей у двудольных растений может быть увеличено до 3–5 или уменьшено до 1 (лютиковые, зонтичные). Вместе с тем в процессе эмбрионального развития в семени этих растений сначала закладываются две семядоли, а лишь затем их число изменяется. Третьей, но необязательной частью семени является эндосперм – запасающая ткань. Он развивается из оплодотворённой центральной клетки. В процессе своего развития зародыш может потреблять эндосперм ещё в период эмбриональной закладки органов. В этом случае запас питательных веществ накапливается в семядолях или же в особой части семяпочки – перисперме. Тогда говорят о семени без эндосперма. В других случаях эндосперм и зародыш в семени развиваются независимо друг от друга. Тогда запасная ткань откладывается отдельным элементом и расходуется только в период прорастания. Такие семена именуют семенами с эндоспермом.   Используя содержание текста «Семя», ответьте на вопросы. 1) Каковы функции семенной кожуры? 2) Чем образована обязательная часть семени? 3) Назовите обязательные условия прорастания семян.     8.КРОВООБРАЩЕНИЕ У ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ У позвоночных животных транспорт питательных веществ и газов осуществляется в результате кровообращения – непрерывной циркуляции крови по кровеносной системе. Кровеносная система рыб образована двухкамерным сердцем и одним кругом кровообращения. Недостаток такой кровеносной системы в том, что проходящая через капилляры кровь резко уменьшает своё давление. Это не даёт ей быстро циркулировать и, тем самым, снижает уровень обмена веществ в организме. У остальных позвоночных животных проблема низкого кровяного давления устраняется благодаря двум кругам кровообращения: малому и большому. В такой кровеносной системе каждая порция крови, выбрасываемая сердцем за одно сокращение, проходит через него дважды. Сначала кровь выталкивается сердцем в малый круг кровообращения, который проходит через лёгкие. Затем кровь возвращается в сердце, и прежде чем она попадает в большой круг кровообращения, её давление повышается за счёт нового сокращения. Земноводные и пресмыкающиеся имеют трёхкамерное сердце, состоящее из правого и левого предсердия и одного желудочка. В предсердиях артериальная и венозная кровь не смешиваются, но оба предсердия выталкивают кровь в желудочек, в котором она становится смешанной. У пресмыкающихся в желудочке сердца имеется неполная перегородка, частично препятствующая смешению артериальной и венозной крови. Птицы и млекопитающие имеют четырёхкамерное сердце, состоящее из двух предсердий и двух желудочков. Сплошная перегородка в сердце полностью разделяет артериальную и венозную кровь. В правой половине сердца кровь венозная, а в левой половине сердца – артериальная. Кровь в такой кровеносной системе не смешивается, циркулирует под высоким давлением, что увеличивает скорость кровообращения и повышает уровень обмена веществ в организме.   Используя содержание текста «Кровообращение у позвоночных животных», ответьте на следующие вопросы. 1) Какой состав имеет кровь в сердце рыбы? 2) В каком направлении в ходе исторического развития животного мира от рыб к птицам и млекопитающим происходило усложнение органов кровообращения? 3) Что это дало высокоорганизованным животным?     9.ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ Плоские черви – древняя группа животных. Представлены они свободноживущими ресничными червями и паразитическими формами – сосальщиками и ленточными червями. Плоские черви – двустороннесимметричные животные. У белой планарии есть органы чувств, но нет приспособлений для прикрепления к хозяину, таких как присоски или крючки, которые есть у паразитических форм. Так, у взрослого печёночного сосальщика есть слаборазветвлённый кишечник, ротовая и брюшная присоски. Личинка бычьего цепня снабжена 6 крючками. У свободноживущих червей менее прочные покровы по сравнению с прочной кутикулой паразитирующих видов. Цикл развития у ресничных простой и происходит без смены хозяев. Эти черви откладывают оплодотворённые яйца в коконы, из которых маленькие черви выходят наружу. Жизненный цикл паразитических плоских червей происходит со сменой хозяев. Развитие первой личиночной стадии печёночного сосальщика происходит в улитке – малом прудовике. Хвостатая личинка плавает, а затем превращается в цисту и прикрепляется к траве. Пришедшие на водопой животные проглатывают цисты печёночного сосальщика. Развитие взрослой особи происходит уже в организме овцы или коровы. Личинки бычьего цепня развиваются в организме коровы. Человек заражается цепнем, съев вместе с непрожаренным мясом финну (личинку в плотном пузырьке) бычьего цепня, которая превращается во взрослую форму – червя, состоящего из множества члеников, каждый из которых снабжён собственным половым аппаратом.   Используя содержание текста «Плоские черви», ответьте на следующие вопросы. 1) Какие особенности строения печёночного сосальщика и бычьего цепня служат доказательством их паразитического образа жизни? 2) Какие два условия необходимы для нормального развития яйца печёночного сосальщика, попавшего в воду?     10.РАЗМНОЖЕНИЕ СПОРОВЫХ РАСТЕНИЙ У мхов и папоротников происходит чередование бесполого и полового размножения. Бесполое размножение мха кукушкина льна осуществляется с помощью спор. Из проросшей споры образуется тонкая зелёная нить – предросток. Нить ветвится, на ней появляются почки, из которых затем вырастают мужские или женские растения мха. Половое размножение кукушкина льна характеризуется тем, что на одних растениях развиваются мужские гаметы – сперматозоиды, на других женские – яйцеклетки. При слиянии гамет в присутствии воды образуется зигота. Из зиготы развивается коробочка на ножке, в которой созревают споры. Спора – это клетка с плотной оболочкой. Она служит для бесполого размножения. У папоротника на нижней стороне листа образуются маленькие бурые бугорочки – спорангии со спорами. Созревшие споры, попадая в благоприятные условия, прорастают. Из проросшей споры развивается маленькая зелёная пластинка – заросток. Он живёт самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы. Под заростком задерживаются капельки воды, в которых сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам и оплодотворить их. Из зиготы развивается зародыш растения. Зародыш сначала получает питательные вещества от зелёного заростка. Он растёт и постепенно превращается в растение, которое называют папоротником.   Используя содержание текста «Размножение споровых растений», ответьте на следующие вопросы. 1) В каком органе мха происходит образование спор? 2) Какое обязательное условие необходимо для оплодотворения у споровых растений? 3) Чем споры отличаются от гамет? (Укажите не менее двух отличий).     11.ДЫХАНИЕ ЖИВОТНЫХ Большинство животных дышат кислородом, находящимся в атмосферном воздухе или растворённым в воде. Одноклеточные животные, или простейшие, дышат через всю поверхность клетки. Дыхание через кожные покровы среди беспозвоночных животных характерно для кишечнополостных и большинства червей. У остальных беспозвоночных животных развиты специальные органы дыхания. Так, водные членистоногие, например, речные раки, дышат с помощью жабр – выростов тела, пронизанных густой сетью кровеносных сосудов. У наземных членистоногих дыхание воздушное. Например, дыхательная система паукообразных представлена лёгочными мешками и хитиновыми трубочками – трахеями, а у насекомых – только трахеями. Органами дыхания водных позвоночных животных, например рыб, служат жабры, состоящие из жаберных дуг с жаберными лепестками, пронизанными густой сетью кровеносных сосудов. Лёгочное дыхание характерно для большинства наземных позвоночных животных. Лёгкие представляют собой тонкостенные полые мешки, стенки которых оплетены густой сетью кровеносных сосудов. Наиболее простое строение имеют лёгкие у земноводных, так как наряду с лёгочным дыханием, у них осуществляется и кожное дыхание. У пресмыкающихся тело покрыто роговой чешуёй, поэтому кожное дыхание отсутствует, а лёгкие за счёт внутренних перегородок значительно увеличивают площадь дыхательной поверхности. У птиц помимо лёгких в дыхательной системе имеются воздушные мешки, располагающиеся между внутренними органами и в полых костях. Наиболее совершенно дыхание у млекопитающих. Их лёгкие состоят огромного числа альвеол, площадь которых в десятки раз превосходит площадь тела.       Используя содержимое текста «Дыхание животных», ответьте на следующие вопросы. 1) Какие классы объединяет тип Членистоногие? 2) Какие органы дыхания характерны для позвоночных? 3) Появление каких мышц у млекопитающих способствовало увеличению объёма их грудной клетки?     12.«ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ» В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи. Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нём забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели – прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально. Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой – 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.   Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы. 1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.? 2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.? 3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?     Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы. 1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.? 2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?            13ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки змею, рыбу, угря и кусок говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было. В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.   Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы. 1) Какое оборудование использовал в своём эксперименте Ф. Реди? 2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера? 3) Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?       14.ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ ЖИВОТНЫХ Жизненная форма – это общий облик животного, связанный с его приспособлением к среде обитания и образу жизни. Среди обитателей водоёмов – гидробионтов – встречаются животные с торпедовидной формой тела. В связи с передвижением в воде у них возникли: обтекаемая форма тела, плавники, органы захвата добычи (щупальца, челюсти, клюв). Однако перечисленные органы имеют разное происхождение. Например, плавники могут быть образованы кожными складками (кальмар, дельфин), хвостовым отделом тела с позвоночником (рыбы) или видоизменившимися задними конечностями (пингвин). Среди обитателей почвы – геобионтов – встречаются животные с червеобразной формой тела. Несмотря на различия в строении, ряд геобионтов имеют сходные приспособления к роющему образу жизни. Так, у них, как правило, удлинённое тело с сильно развитой мускулатурой. У некоторых геобионтов на теле имеются опорные приспособления. Например, у дождевого червя на каждом кольце тела имеются парные щетинки. Летающие крылатые животные – аэробионты – обитатели наземно-воздушной среды, обладают также значительным внешним сходством, связанным с приспособлением к полёту. Наиболее характерная черта их строения – крылья. Однако эти органы могут иметь разное происхождение. У бабочки крылья являются выростами кожных покровов, у птицы – видоизменёнными передними конечностями, а у летучей мыши – складками кожи между удлинёнными костями пальцев кисти, боковыми сторонами тела, задними конечностями и хвостом.   Используя содержание текста «Жизненные формы животных», ответьте на следующие вопросы. 1) Каковы особенности внешнего строения гидробионтов? 2) Какое животное по его особенностям относят к геобионтам? 3) Какое происхождение имеют крылья у бабочки?       Используя содержание текста «Жизненные формы животных», ответьте на следующие вопросы. 1) Каковы особенности внешнего строения геобионтов? 2) Какие животные, относящиеся к гидробионтам, упомянуты в тексте? 3) Как можно объяснить наличие плавников и крыльев у животных, упомянутых в тексте?   15.ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ЧЕРВИ Плоские черви – древняя группа животных. Среди них встречаются как свободноживущие, так и паразитические формы. К свободноживущим относятся планария, а к паразитическим – сосальщики и цепни. У свободноживущих червей есть органы чувств – светочувствительные глазки, органы равновесия и осязания. У паразитических специализированные органы чувств отсутствуют. Однако они имеют характерные приспособления для своего образа жизни – крючки, присоски, развитие со сменой хозяев. Среди паразитических червей наиболее распространены печёночный сосальщик и бычий цепень. Печёночный сосальщик относится к классу Сосальщики. В своём развитии он проходит несколько стадий. Из яиц, попавших в воду, развиваются личинки с ресничками. Они попадают в организм улитки – малого прудовика, которая является промежуточным хозяином червя. Там происходит их превращение в хвостатые личинки. Хвостатые личинки прикрепляются к растениям и превращаются в цисты. Овцы, козы, коровы проглатывают цисты сосальщика и становятся окончательными хозяевами паразита, в организме которых развиваются и размножаются взрослые черви. Бычий цепень относится к классу Ленточные черви. Паразитирует цепень в кишечнике человека, который является его окончательным хозяином. Червь состоит из множества члеников, заполненных яйцами с развивающимися зародышами. Яйца попадают во внешнюю среду, а оттуда в организмы коров, пасущихся на лугах. Корова – промежуточный хозяин бычьего цепня. В её организме из яиц развиваются шестикрючные личинки, которые с током крови проникают в мышцы, где превращаются в финны. Употребляя в пищу плохо прожаренное мясо, человек заражается бычьим цепнем. В его кишечнике из финны развивается червь, через некоторое время вырастающий в длину до нескольких метров и способный к размножению.   Используя содержание текста «Паразитические черви», ответьте на следующие вопросы. 1) К какому классу животных относят печёночного сосальщика? 2) Кто является окончательным хозяином бычьего цепня? 3) Какие ещё, кроме указанных в тексте особенностей строения, связанных с паразитическим образом жизни, существуют у плоских червей?     Используя содержание текста «Паразитические черви», ответьте на следующие вопросы. 1) К какому классу животных относится бычий цепень? 2) Кто является промежуточным хозяином печёночного сосальщика? 3) Какие правила нужно соблюдать для профилактики заражения паразитическими плоскими червями? Приведите не менее двух правил.   16.ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ Видоизменения корней связаны с выполнением одной из дополнительных функций. Запасающие корни служат для отложения в них запасных веществ (крахмала, сахаров, витаминов и др.). Они разрастаются, становятся толстыми, мясистыми. Различают два типа запасающих корней: корнеплоды и корневые клубни (корневые шишки). Корнеплоды формируются за счёт главного корня и части побега. Корневые клубни формируются за счёт отложения запасных веществ в боковые и придаточные корни (у георгина, ятрышника, чистяка и др.). Большинство этих растений являются двулетниками или многолетниками. Осенью их надземная часть отмирает, а корни, накопившие питательные вещества, сохраняются и зимуют. Весной из почек запасающих корней развиваются новые надземные органы. Микориза – особое изменение корня вследствие симбиоза с грибницей грибов. Благодаря грибнице корни получают возможность всасывать воду с гораздо большей площади, а гриб получает доступ к органическим веществам растения. У большинства деревьев грибница гриба не проникает внутрь корня. У многих трав, а также некоторых деревьев – сосны, яблони – грибница и ткани корня плотно срастаются друг с другом, представляя единое целое. Клубеньки образуются в тканях коры корней бобовых растений из-за того, что там поселяются азотфиксирующие бактерии. Они питаются органическими веществами растения, вызывая разрастание основной ткани и возникновение опухоли – клубенька. При этом бактерии способны преобразовывать атмосферный азот в азотистые соединения, которые усваивает растение, улучшая своё азотное питание. Таким образом, и микориза, и клубеньки – это изменения корней, способствующие улучшению почвенного питания растения.   Используя содержание текста «Видоизменения корней», ответьте на следующие вопросы. 1) Вследствие чего у корней возникают разнообразные видоизменения? 2) Назовите не менее трёх овощных культур, у которых хорошо развит корнеплод. 3) Как называют отношение между корнями бобовых растений и азотфиксирующими бактериями?     17.ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЁНЫХ Илья Мечников изучал процесс пищеварения у личинок морских звёзд. Он заметил внутри животных странные клетки. Они всё время перемещались с места на место, выпуская отростки, точно так, как это делает амёба. Мечников взял несколько крошечных кусочков кармина – красной краски, и поместил их в прозрачное тело личинки морской звезды. С помощью лупы он увидел, как ползающие и переливающиеся клетки со всех сторон устремились к красным кусочкам и поедали их. Это зрелище настолько поразило Мечникова, что ещё одна мысль пришла ему в голову: если они так пожирают краску, то эти клетки так же должны пожирать микробов? Несомненно, подумал он, эти блуждающие клетки защищают личинку морской звезды от микробов. Но ведь и у человека есть такие же блуждающие клетки – лейкоциты. Именно они, вероятно, являются причиной иммунитета. Так Мечников пришёл к идее клеточного или фагоцитарного иммунитета. Луи Пастер увлёкся крошечным микробом куриной холеры. Он научился выращивать чистые культуры этих микробов, брал каплю ядовитого бульона и наносил на крошку хлеба. Цыплята, склевавшие этот хлеб, через день погибали. Однажды случилось так, что цыплятам была дана старая культура бактерий. Цыплята, конечно, заболели, но наутро Пастер с удивлением увидел, что все они живы. Тогда он приказал служителю принести несколько здоровых цыплят и ввёл им и тем цыплятам, которые выжили раньше, по смертельной дозе культуры. Наутро он увидел, что цыплята, уже получавшие дозу ослабленной культуры, были веселы и здоровы, а те, кто получил её впервые, погибли. Так Пастер нашёл способ спасения животных от определённых болезней, вызываемых микробами. Это была вакцина, содержавшая ослабленные возбудители болезни.  Пользуясь текстом «Исследования учёных», ответьте на вопросы. 1) Почему И.И. Мечников решил использовать краситель для своего эксперимента? 2) Какая связь существует между экспериментами Мечникова и Пастера? 3) В чём заключаются различия между результатами исследования Мечникова и Пастера     18.МУХОМОР Красный мухомор – крупный гриб высотой до 10–25 см. Шляпка гриба до 20 см в диаметре, сначала шаровидная, позже плоская ярко-красного или оранжево-красного цвета, обычно с белыми или желтоватыми «пятнами» – остатками покрывала. Ножка довольно тонкая, белая, с белым кольцом и вздутием у основания. Белая мякоть почти без запаха и вкуса, ядовитая. Мухомор можно встретить с июля до заморозков по всем хвойным и лиственным лесам, особенно под берёзой, елью и сосной. По характеру питания грибы приближаются к животным, но способ питания (не заглатывание, а всасывание) и неограниченный рост делают их похожими на растения. Гриб живёт за счёт разлагающихся растительных остатков, поэтому самая главная часть гриба и не попадает вам в руки, а остаётся в земле в виде разветвлённых белых нитей. А то, что вы держите в руках, есть только часть гриба, его орган размножения, называемый плодовым телом. Под микроскопом видно, что всё плодовое тело гриба тоже состоит из бесконечного количества белых нитей гиф, спутанных в одну сплошную массу – грибницу, или мицелий. Красный мухомор относится к группе грибов, которые вступают в сложное взаимодействие (симбиоз) с корнями деревьев, образуя микоризу. При этом в непосредственный контакт с корнями деревьев вступает грибница, находящаяся в почве. Здесь гриб получает от дерева органические вещества. Наружные свободные гифы гриба широко расходятся в почве от корня дерева, заменяя его корневые волоски. Эти свободные гифы получают из почвы воду, минеральные соли, а также растворимые органические вещества. Часть этих веществ поступает в корень дерева, а часть используется самим грибом на построение грибницы и плодовых тел. Шляпка мухомора – место, где закладываются и созревают споры, которые нужно защищать от непогоды и других неприятностей. Спорами называют мелкие пылинки, которые высыпаются из-под шляпки грибов. Созрев, споры должны распространиться как можно дальше от родителя.   Используя содержание текста «Мухомор», ответьте на вопросы. 1) Каким образом могут распространяться споры мухомора и других грибов? Укажите все возможные способы. 2) Что используют организмы, образующие микоризу? 3) Почему грибы выделяют в отдельное царство?   19.ПРИМАТЫ Отряд приматов назван так потому, что в него входят наиболее высокоорганизованные животные – обезьяны (в переводе «приматы» означают «первые»). Приматы – обитатели тропиков. Большинство из них живёт в густых зарослях тропических лесов. Обезьяны активны днём. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные самцы, самки и подрастающие детёныши занимают подчинённое положение. В отличие от других древесных животных, цепляющихся за ветви острыми когтями, приматы обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На передних и задних конечностях приматов первый (большой) палец может противопоставляться остальным. Это позволяет животному прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Подушечки пальцев служат органом осязания, так же как и оголённые ладони и подошвы стопы. У обезьян прекрасный слух и острое зрение. Их глаза расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперёд. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых. Питаются они как растительной, так и животной пищей, но предпочитают всё же сочные плоды. Крупные ушные раковины расположены по бокам головы и позволяют обезьянам безошибочно определять источник звука, воспринимать разнообразные звуки, издаваемые различными животными. Слух играет большую роль в жизни обезьян, которые с помощью разнообразных криков общаются друг с другом, предупреждая об опасности или сообщая о своём местонахождении.   Используя содержание текста "Приматы", ответьте на следующие вопросы. 1) Каковы особенности строения пальцев конечностей? 2) Как расположены глаза у обезьян? 3) Назовите признак, по которому приматов относят к классу Млекопитающих?     Используя содержание текста "Приматы", ответьте на следующие вопросы. 1) Каково значение пальцев? 2) Какова особенность расположения ушных раковин у приматов? 3) Назовите один из признаков, по которому приматов относят к классу Млекопитающих?   20.ПЧЕЛОВОДСТВО Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей. В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства – бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались. Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда. Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.   Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы. 1) Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева? 2) При каком типе ульев удаётся максимально сохранить численность пчелиной семьи? 3) Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)     Используя содержание текста «Пчеловодство», ответьте на следующие вопросы. 1) Какой тип улья позволял частично сохранить пчелиную семью? 2) Какое устройство имел улей типа "борти"? 3) Почему рамочный разборный улей оказался более экономически выгодным, чем улей-колода?     21.СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ У большинства грибов вегетативное тело представляет собой мицелий (грибницу), состоящий из тонких, толщиной в несколько микрон, ветвящихся нитей с верхушечным ростом и боковым ветвлением. Клетки грибницы имеют хорошо выраженные клеточные стенки. В состав клеточной стенки в качестве скелетного компонента обычно входит хитин. Различают несколько видов грибницы. Неклеточный мицелий лишён перегородок и представляет собой как бы одну гигантскую клетку с большим числом ядер. Такая грибница характерна для плесневого гриба мукора (белой плесени). Клеточный мицелий, например, грибница плесневого гриба пенициллума, напротив, разделён перегородками на отдельные клетки, содержащие одно, два или много ядер. У некоторых грибов, например, дрожжей, вегетативное тело (грибница) представлено одиночными почкующимися клетками. Клетки дрожжей при почковании не расходятся, из них образуются цепочки, называемые псевдомицелием. Большинство собираемых нами в лесу съедобных грибов относятся к особой группе грибов-микоризообразователей. Она получила своё название из-за того, что грибница этих грибов образует симбиоз с корнями деревьев (микоризу). Помимо съедобных к микоризообразователям относятся и некоторые ядовитые грибы, например мухомор. Многие необходимые растениям элементы, например соединения фосфора, кальция, калия, азота, находятся в почве в недоступной для растений форме. И если бы симбиоз грибов и растений не был так широко распространён в природе, растения сильно страдали бы от минерального голода. Кроме того, микоризные грибы участвуют и в защите растений от патогенных организмов. Предоставляя столь многочисленные преимущества растениям, грибы получают от них углеводы, которые из-за отсутствия хлорофилла не способны синтезировать сами.   Используя содержание текста «Строение и значение грибов», ответьте на следующие вопросы. 1) Как устроен неклеточный тип мицелия? 2) Какой тип мицелия характерен для пенициллина? 3) Каково значение плесневых грибов в биоценозе? (назовите одно из значений)     Используя содержание текста «Строение и значение грибов», ответьте на вопросы. 1) Как устроен псевдомицелий? 2) Какой тип мицелия характерен для мукора? 3) Какова роль грибов в микоризе?   22.Процессы жизнедеятельности в листьях К основным процессам жизнедеятельности листа относят фотосинтез, газообмен и транспирацию – испарение воды с поверхности листовой пластинки. Фотосинтез происходит в листьях на свету. При этом из углекислого газа и воды образуется органическое вещество – углевод глюкоза, а в атмосферу выделяется кислород. Глюкоза участвует в образовании запасного вещества – крахмала, который накапливается как в листе, так и в других органах растения. Дыхание в листе также очень важный процесс, поскольку именно при нём за счёт окисления органических веществ выделяется энергия, необходимая для всех процессов жизнедеятельности. При этом выделяется углекислый газ, а потребляется кислород, то есть по протеканию дыхание является неким антиподом фотосинтеза. На свету эти процессы происходят одновременно. При отсутствии света протекает лишь дыхание. Поэтому по отношению к листьям применяется термин «газообмен», не уточняющий, о каких именно обменных газах идёт речь, поскольку в одном случае поступает кислород и удаляется углекислый газ (дыхание), а в другом наоборот (фотосинтез). Однако наиболее интересным процессом, происходящим в листьях, является транспирация. Это очень важный приспособительный механизм, главная роль в котором отводится устьицам. Поскольку в процессе фотосинтеза лист обильно освещается солнечным светом, то он и нагревается. В этот момент устьица открыты, и пары воды свободно покидают поверхность листа – испаряются, охлаждая нагретую поверхность. В результате лист не перегревается. Ночью, когда устьица закрыты, газообмен с внешней средой сведён к минимуму, и, как следствие, необходимый для фотосинтеза углекислый газ в процессе дыхания накапливается в межклетниках губчатой ткани листа, чтобы потом израсходоваться.   Используя содержание текста «Процессы жизнедеятельности в листьях», ответьте на следующие вопросы. 1) В чём суть процесса фотосинтеза? 2) Какое значение для листа играет дыхание? 3) Какие процессы выполняют аналогичную транспирации роль у млекопитающих животных?   23.ТЕОРИЯ СПОНТАННОГО ЗАРОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ Возникновение жизни на Земле – процесс превращения неживой природы в живую. Теория спонтанного самозарождения жизни была широко распространена в Древнем Китае, Древнем Вавилоне и Древнем Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала в то время. Среди тех, кто придерживался этой точки зрения, был Аристотель – один из знаменитых мыслителей Древней Греции, самый выдающийся исследователь природы тех времён, «отец современного природоведения». Согласно его взглядам определённые «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворённом яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также в солнечном свете, тине и гниющем мясе. В Средние века теория спонтанного зарождения жизни оказалась не в чести: её признали лишь те, кто верил в колдовство и поклонялся нечистой силе, но эта идея всё продолжала существовать где-то на заднем плане в течение ещё многих веков. Известный голландский учёный эпохи Возрождения В. Гельмонт описал эксперимент, в котором он за три недели эксперимента якобы создал мышей. Для этого ему нужны были грязная рубашка, тёмный шкаф и горсть пшеницы. Активным началом в процессе зарождения мыши В. Гельмонт считал человеческий пот. Во второй половине XIX века проблемой происхождения жизни занялся французский химик Л. Пастер. В эксперименте учёный использовал колбу с S-образным носиком. Своими опытами он доказал, что бактерии вездесущи и что неживые материалы легко могут быть заражены живыми существами, если их не стерилизовать должным образом. В результате учёный окончательно опроверг теорию спонтанного зарождения жизни.   Используя содержание текста «Теория спонтанного зарождения жизни», ответьте на следующие вопросы. 1) Почему Аристотель является «отцом современного природоведения»? 2) Как пришёл к своим взглядам Ван Гельмонт? 3) Что являлось активным началом зарождения жизни по Аристотелю?       Используя содержание текста «Теория спонтанного зарождения жизни», ответьте на следующие вопросы. 1) В какую историческую эпоху жил Ван Гельмонт? 2) Как пришёл к своим взглядам Аристотель? 3) Что являлось активным началом зарождения жизни по Ван Гельмонту?     24.ПРИМАТЫ И ДРУГИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ Древние приматы вели древесный образ жизни. Их конечности стали крепко схватывать предметы. В связи с этим их пальцы стали более подвижны и независимы друг от друга. В первую очередь это касается больших пальцев стопы и кисти, которые противопоставляются остальным. Ещё одна особенность приматов – сросшиеся подушечки на пальцах. У первобытных и многих современных млекопитающих подушечки на лапах чётко разделены. Это хорошо видно по следам кошек и собак, волков и медведей. Передние конечности приматов служат им не только органами передвижения, но и органами исследования незнакомых предметов. Они также нужны для собирания плодов и поднесения пищи ко рту. Приматам становится ненужной удлинённая челюсть, которая характерна для других животных. В связи с жизнью на деревьях у приматов, в отличие от других млекопитающих, можно заметить постепенное снижение остроты обоняния. Зато животным, живущим на высоте, необходимо иметь острое зрение, и естественный отбор благоприятствовал развитию этого органа чувств. Постепенно глазницы стали перемещаться с боковой поверхности на переднюю. В результате такого перемещения и соответственного расположения глаз у высших приматов поля зрения перекрываются, и возникает стереоскопическое зрение, столь необходимое для жизни на деревьях. Живущим на деревьях приматам необходима всесторонняя информация об окружающей среде. Вместе с развитием цветового зрения, осязания и других органов чувств совершенствовались области головного мозга, связанные с анализом поступающих в него сигналов. Также развивались и двигательные центры коры головного мозга, совершенствовалась их связь с мозжечком.   Используя содержание текста "Приматы и другие млекопитающие", ответьте на следующие вопросы. 1) Каковы особенности строения подушечек у других млекопитающих, в отличие от приматов? 2) Каково назначение передних конечностей у приматов? 3) Каковы особенности строения основных органов чувств у большинства наземных млекопитающих, в отличие от приматов?     Используя содержание текста «Приматы и другие млекопитающие», ответьте на следующие вопросы. 1) Каковы особенности строения подушечек у приматов? 2) Каково назначение передних конечностей у других млекопитающих? 3) Каковы особенности строения органов чувств у приматов?   25.ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЖВАЧНЫХ Основным пищевым продуктом для оленей как жвачных парнокопытных млекопитающих служат, прежде всего, молодые побеги. Корм этот очень объёмный и малопитательный. В нём много воды, плохо переваримой клетчатки и очень мало белка (1,7%, в то время как в мясе его 22%, в 13 раз больше). Поэтому олени поедают огромное количество корма. Олени срывают растительность губами, резцами и похожими на них клыками нижней челюсти. На верхней челюсти резцов и клыков нет. Когда проглоченная пища по пищеводу поступает в многокамерный желудок, она прежде всего попадает в самый объёмный отдел желудка – рубец, в котором начинается переваривание клетчатки под влиянием слюны и обитающих здесь бактерий и простейших. Затем пища попадает из рубца в сетку (название связано с ячеистым строением стенок этого отдела), откуда порциями отрыгивается по пищеводу в ротовую полость. Наблюдая за оленем, можно видеть, что он всё время жует (отсюда и название всех парнокопытных, кроме свиней и бегемотов, – жвачные). Коренные зубы жвачных имеют широкие плоские поверхности, ими животное перетирает отрыгнутую грубую пищу до состояния жидкой кашицы, после чего снова её заглатывает. На этот раз пища попадает в третий отдел – книжку. Стенки этого отдела имеют многочисленные складки, похожие на листы книги. Здесь заканчивается переваривание клетчатки. Таким образом, для переваривания клетчатки необходимо, чтобы пища последовательно прошла через рубец, сетку и книжку. Из книжки пищевые массы попадают в последний отдел желудка – сычуг. Это и есть настоящий желудок, предназначенный для переваривания белков корма. Его стенки имеют пищеварительные железы, выделяющие желудочный сок, переваривающий белки пищи. Однако, если бы трава сразу же поступала в сычуг, она не переваривалась бы совершенно.   Используя содержание текста "Особенности пищеварительной системы жвачных", ответьте на следующие вопросы. 1) Какие отделы образуют желудок жвачного животного? 2) Объясните, почему возникла необходимость в таком сложном устройстве желудка у жвачных парнокопытных?     Используя содержание текста «Особенности пищеварительной системы жвачных» и свои знания, ответьте на следующие вопросы. 1) Почему возникла необходимость в таком сложном устройстве желудка у жвачных парнокопытных? 2) Назовите двух представителей жвачных животных, имеющих такой же тип желудка.   СОСТАВ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ В отличие от большинства других насекомых, пчёлы живут большими семьями, в которых насчитывается от 10 до 50 тысяч особей, а иногда и ещё больше. Семья пчёл называется роем. Рой складывается из трёх групп пчёл: рабочих пчёл, матки и трутней. Основной группой пчёл являются рабочие пчёлы. По своей природе рабочие пчёлы – это самки со слабо развитыми органами размножения. Яйцеклад у них преобразован в ядовитое жало. Лишь в редких случаях рабочие пчёлы способны откладывать яйца, из которых выводятся исключительно трутни. Главное назначение рабочих пчёл состоит в том, что они сообща выполняют все работы по улью и при помощи своего ядовитого жала защищают его от непрошенных посетителей. Кроме бесплодных рабочих пчёл, в пчелиной семье обязательно должна быть одна плодная самка – матка, которая, напротив, утратила способность к работе, не имея необходимых для этого приспособлений, и специализировалась только на откладке яиц. Она производит потомство в продолжении нескольких лет, откладывая в тёплое время года по 2–3 тысячи яиц в сутки. Строение тела матки соответствует её деятельности, и её легко отличить от рабочей пчелы по длинному брюшку, заключающему в себе сильно развитые яичники. В летнее время в пчелиной семье бывает несколько сотен самцов, которые называются трутнями. Основное их предназначение – участие в размножении. Это крупные пчёлы, живущие за счёт пчелиной семьи и неспособные жалить. Жало у пчёл – это видоизменённый яйцеклад, и им могут обладать только самки. Трутни утратили способность работать и самостоятельно добывать себе пищу: у них нет приспособлений для сбора пыльцы и нектара. Поэтому перед зимовкой, когда заканчивается период размножения, а запасы питания не пополняются, рабочие пчёлы изгоняют трутней из роя, и они погибают.   Используя содержание текста "Состав пчелиной семьи", ответьте на вопросы. 1) Какие группы пчёл выделяют в пчелиной семье? 2) Какие особенности строения характерны для матки? 3) Объясните, почему трутни могут находиться в рое только в летнее время?     Используя содержание текста «Состав пчелиной семьи», ответьте на следующие вопросы. 1) Какие функции в пчелиной семье выполняют рабочие пчёлы? 2) Каково число маток в пчелиной семье? 3) Какие пчёлы выводятся из оплодотворённых яиц?   ПИЩЕВЫЕ ПРИСТРАСТИЯ Чем больше съешь, тем меньше проживешь. Переедание сокращает жизнь животных и ускоряет старение. Однако для долгой жизни важно не только количество потреблённых калорий, но также их источник. Животные это прекрасно чувствуют и, когда имеют в своём распоряжении достаточное разнообразие кормов, умело их комбинируют. Коты, например, следят, чтобы не перебрать углеводов. Изучением пищевых пристрастий у насекомых долгое время занималась группа французских учёных. В первых своих экспериментах они убедились, что если чёрных садовых муравьев кормить пищей, где соотношение белков к углеводам составляет 5:1, то они мрут как мухи. Исследователи задались вопросом, что именно им вредит: избыток протеинов или недостаток углеводов, и для его разрешения продолжили кормовые эксперименты. Учёные взяли шестьдесят четыре пластиковых чашек диаметром 10 см, и в каждую поместили по 200 рабочих муравьёв Первая восьмёрка получала глюкозы столько же, что и в высокобелковом корме, а протеинов в пять раз меньше, чем углеводов. Вторая восьмёрка получила безуглеводный рацион с концентрацией белка 167 г/л, третья – оба корма на разных тарелочках. Ещё восьми группам достался исходный высокобелковый продукт 5:1. Насекомые, получившие корм с большим количеством белка, долго не протянули, на 50-й день в гнёздах не осталось ни одного живого муравья. Дольше всего, примерно 350 дней, просуществовали группы, которым предоставили оба вида корма- углеводный и чисто белковый. Они прекрасно составили себе рацион, наведываясь в основном к кормушке с глюкозой. Около 300 дней жили колонии, получившие еду с малым содержанием глюкозы и белков. Низкая концентрация углеводов муравьям не помешала. Недостаток глюкозы они компенсировали более активным её поеданием. Так что колония рабочих муравьев умеет регулировать своё питание так, чтобы продолжительность жизни была максимальной.   Используя содержание текста «Пищевые пристрастия», выполните задания и ответьте на вопрос. 1) Какую рабочую гипотезу проверяли французские учёные? 2) Вычислите количество муравьев, содержащихся на безуглеводном рационе, и погибших на 50 день эксперимента. 3) Что явилось главной причиной быстрой массовой гибели насекомых в эксперименте?     ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ В ПАЛЕОЗОЙСКУЮ ЭРУ Палеозойская эра началась 570 млн лет назад и продолжалась около 340 млн лет. Суша, представляющая в конце протерозоя единый суперконтинент, раскололась на отдельные материки, сгруппированные около экватора. Это привело к созданию большого числа мелких прибрежных районов, пригодных для расселения живых организмов. Дальнейшее преобразование суши и формирование озонового экрана привело около 400 млн лет назад к происхождению от зелёных водорослей первых наземных растений – риниофитов и мхов. Они, в отличие от водорослей, обладали покровными, проводящими и механическими тканями, позволявшими существовать в условиях суши. От первых наземных растений произошли древние споровые растения – хвощи, плауны и папоротники, сформировавшие первые леса Земли. В конце палеозоя климат стал более холодным и сухим. От семенных папоротников произошли первые голосеменные растения. Для оплодотворения им не нужна была вода, они размножались с помощью семян. Это позволяло им, в отличие от споровых, выживать в более суровых условиях. В начале эры появились и первые позвоночные животные – панцирные рыбы. Они обладали внутренним скелетом. От панцирных впоследствии произошли древние хрящевые и костные рыбы. Среди костных выделились кистепёрые, от которых около 300 млн лет назад произошли первые наземные земноводные. В конце палеозоя древние земноводные вымерли, появились первые пресмыкающиеся – котилозавры. Впоследствии котилозавры дали начало современным пресмыкающимся, имеющим сухую, лишённую желёз кожу с роговыми чешуями, более совершенные лёгкие и откладывающим яйца с защитными оболочками. Итак, наиболее существенным этапом развития жизни в палеозое является завоевание суши многоклеточными растениями и животными.   Используя содержание текста «Эволюция жизни в палеозойскую эру», ответьте на следующие вопросы. 1) Какие геологические процессы способствовали ускорению эволюции в палеозойскую эру? 2) Какие эволюционные адаптации в строении приобрели первые голосеменные растения в сравнении с древними водорослями? Назовите не менее трёх. 3) Каков порядок появления древних позвоночных животных в процессе эволюции?     ЦАРСТВО ГРИБЫ У большинства грибов вегетативное тело представляет собой грибницу, состоящую из тонких, толщиной в несколько микрон, ветвящихся нитей. Грибница способна поглощать питательные вещества всей поверхностью. При формировании плодовых тел нити грибницы плотно переплетаются. У многих грибов нити соединяются параллельно в хорошо развитые тяжи, способные проводить почвенный раствор. У некоторых грибов, например дрожжей, вегетативное тело представлено одиночными почкующимися клетками. Если клетки при почковании не расходятся, из них образуются цепочки. Дрожжевые грибы используются в хлебопечении. Благодаря их развитию в тесте оно становится пышным, а хлеб – мягким. Это происходит потому, что, потребляя сахар хлебного теста, дрожжи выделяют углекислый газ, пузырьки которого и приподнимают тесто. Шляпочные грибы имеют особые плодовые тела, состоящие из ножки и шляпки. В них созревают споры. Многие шляпочные грибы вступают в симбиоз с корнями древесных растений. Такой симбиоз называется микоризой. Древесное растение получает возможность впитывать почвенный раствор с помощью грибницы шляпочного гриба, а шляпочный гриб получает из корней дерева необходимые органические вещества. Симбиоз гриба и корня закрепился даже в названиях некоторых шляпочных грибов, например подосиновика и подберёзовика. Однако, помимо съедобных шляпочных грибов, большую группу составляют ядовитые шляпочные грибы, употребление которых в пищу приводит к отравлению и часто смертельно опасно. Самым ядовитым из грибов считается бледная поганка, внешне часто напоминающая гриб шампиньон, только, в отличие от шампиньона, растущая около деревьев. Из-за внешнего сходства многих ядовитых грибов со съедобными главным правилом грибника является правило сбора только хорошо знакомых видов грибов.   Используя содержание текста «Царство Грибы», ответьте на следующие вопросы. 1) Какое главное правило можно сформулировать для сбора шляпочных грибов? 2) Почему шляпочные грибы вступают в симбиоз с корнями древесных растений? 3) Люди научились выращивать шампиньоны на навозе, вешенку – на отрезках стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев, на соломе. Почему таким же образом нельзя вырастить белые грибы?     ХРЯЩЕВЫЕ И КОСТНЫЕ РЫБЫ Современные представители хрящевых рыб (акулы и скаты) утратили броню и костный скелет своих предков. Скаты имеют плоское тело и плавают у дна, питаясь в основном моллюсками. Акулы живут в открытом море, питаясь костными рыбами и иногда млекопитающими. Хрящевые рыбы получили своё название потому, что их внутренний скелет построен из хряща. Жаберных крышек нет, поэтому акулы дышат, заглатывая ртом воду и пропуская её через жаберные щели, расположенные спереди по бокам тела или снизу. Большинство скатов, которые подолгу лежат на дне, пропускают воду через брызгальце (остаток ещё одной жаберной щели), расположенное на верхней стороне тела. Хрящевые рыбы – существа живородящие, яйцеживородящие и яйцекладущие. Зародыши развиваются долго – от 4 месяцев до 2 лет в зависимости от вида. Плодовитость у живородящих и яйцеживородящих невелика. Акулята, вылупившиеся в чреве матери, могут съесть своих братьев и сестёр. Яйцекладущие откладывают от двух до нескольких десятков яиц. Полярная акула и некоторые скаты откладывают до 500 яиц. Яйца защищены крепкой капсулой, надёжно защищающей зародыш от врагов. Плавательного пузыря у большинства этих рыб нет. Только у песчаных акул есть «воздушный карман» желудка. У костных рыб скелет в основном костный. Жабры прикрыты крышками, движения которых активно прогоняют воду через жабры. Плавательный пузырь есть у большинства видов костных рыб. Встречаются рыбы и без плавательного пузыря, например камбала. Оплодотворение у большинства внешнее, хотя встречаются иногда виды, у которых оплодотворение внутреннее. Икра развивается от нескольких часов до нескольких месяцев (у лососей). Плодовитость костных рыб различна. Некоторые африканские рыбки откладывают от 12 до 14 икринок, а процесс их вынашивания происходит во рту. Луна-рыба вымётывает до 300 миллионов икринок.   Используя содержание текста «Хрящевые и костные рыбы», ответьте на вопросы. 1) Почему скаты, лёжа на дне, пропускают воду через брызгальце, а не через жаберные щели? 2) Чем можно объяснить бóльшую плодовитость костных рыб по сравнению с акулами? 3) Почему акулы должны находиться в постоянном движении?       ПАПОРОТНИКИ. ХВОЩИ. ПЛАУНЫ. Папоротникообразные – это большая группа высших споровых растений. Высшими растениями они считаются потому, что имеют вегетативные органы: корни, стебли и листья. Споровыми они называются, поскольку их размножение происходит с помощью спор. Папоротникообразные различаются между собой по внешнему виду, поэтому их традиционно подразделяют на три группы: папоротники

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow