№ п/п | Раздел/ тема | Количество часов | СК 1 | СК 5 | ||
Модуль 1. Введение в науку о языке | 22 | |||||
1. | Языкознание как наука. Понятие языка, формы его существования и функции. | 14 | + | |||
2. | Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц. | 8 | + | |||
Модуль 2. Типы знаков и знаковых систем | 23 | |||||
1. | Язык как знаковая система особого рода. Понятие лингвистического знака. Типы знаков, их свойства и функции. Отличие человеческого языка от систем коммуникации животных. | 14 | + | |||
2. | Письмо, его история и типы. | 9 | + | |||
Модуль 3. Основы общей фонетики и фонологии | 11 | |||||
1. | Фонетика: акустический, артикуляционный и лингвистический аспекты. Фонетические единицы и фонетические процессы. | 11 | + | + | ||
Модуль 4. Основы общей лексикологии | 25 | |||||
1. | Лексикология: понятие слова, типы и структура лексического значения. | 11 | + | |||
2. | Лексикология: лексико-семантическая система языка. Принципы классификации лексики. Пути обогащения лексического состава языка. | 14 | + | + | ||
Модуль 5. Основы общей морфологии и синтаксиса
| 29 | |||||
1. | Грамматика: морфология. | 11 | + | + | ||
2. | Грамматика: синтаксис. | 18 | + | + | ||
Модуль 6. Языки в их отношении друг к другу | 24 | |||||
1. | Классификации языков мира. Международные языки. | 12 | + | |||
2. | Внешние и внутренние факторы развития языков. Процессы взаимодействия языков. | 12 | + |
Объем дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Очная | |
Номера семестров: | 2 | |
Аудиторные занятия (всего): В том числе: | 44 | |
| Лекции (Л) | 18 |
Семинарские занятия (СЗ) | 26 | |
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: | 100 | |
| Реферат | 10 |
Конспект в рабочей тетради | 54 | |
Подготовка к экзамену | 36 | |
Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы | 144/ 4 ЗЕТ | |
Входной контроль (вид, № семестра) | 2 | |
Текущий контроль (вид, № семестра) | 2 | |
Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет) - № семестров | 2-экзамен |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
№ п/п | Раздел/ тема | Неделя сем-ра | Всего час. | Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах) | |||||
Аудиторная работа | Сам. Работа | ||||||||
Лек. | Сем. | Обяз. | Доп. | ||||||
Модуль 1. Введение в науку о языке | 1,2,3 | 22 | 2 | 4 | 16 | ||||
1. | Понятие языка, формы его существования и функции Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц | 14 | 2 | 2 | 10 | ||||
2. | Проблема происхождения языка. | 8 | 2 | 6 | |||||
Модуль 2. Типы знаков и знаковых систем | 4,5,6 | 23 | 2 | 4 | 17 | ||||
1. | Язык как знаковая система особого рода. Понятие лингвистического знака. Типы знаков, их свойства и функции. Отличие человеческого языка от систем коммуникации животных. | 14 | 2 | 2 | 10 | ||||
2. | Письмо, его история и типы. | 9 | 2 | 7 | |||||
Модуль 3. Основы общей фонетики и фонологии
| 7,8 | 11 | |||||||
1. | Фонетика: акустический, артикуляционный и лингвистический аспекты. Фонетические единицы и фонетические процессы. | 11 | 2 | 2 | 7 | ||||
Модуль 4. Основы общей лексикологии | 9,10,11 | 25 | 4 | 4 | 17 | ||||
1. | Лексикология: понятие слова, типы и структура лексического значения. | 11 | 2 | 2 | 7 | ||||
2. | Лексикология: лексико-семантическая система языка. Принципы классификации лексики. Пути обогащения лексического состава языка. | 14 | 2 | 2 | 10 | ||||
Модуль 5. Основы общей морфологии и синтаксиса | 12,13,14, 15,16 | 29 | 6 | 6 | 17 | ||||
1. | Грамматика: морфология. | 18 | 4 | 4 | 10 | ||||
2. | Грамматика: синтаксис. | 11 | 2 | 2 | 7 | ||||
Модуль 6. Языки в их отношении друг к другу | 17,18,19, 20 | 24 | 2 | 6 | 16 | ||||
1. | Классификации языков мира. Международные языки. | 12 | 2 | 4 | 6 | ||||
2. | Внешние и внутренние факторы развития языков. Процессы взаимодействия языков. | 12 | 2 | 10 |
Содержание дисциплины
Программа дисциплины.
Модуль 1. Введение в науку о языке
Тема 1. Языкознание как наука. Понятие языка, формы его существования и функции. Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц.
Языкознание как наука: исторический экскурс. Предмет, объект и методы языкознания. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Понятие языка, его сущность, формы существования и функции. Основные разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками.
Язык и речь: диалектическое единство и отличительные свойства. Система и структура. Основные уровни языковой системы (фонемный; морфемный; лексический; синтаксический). Основные единицы языковой системы (фонема; морфема; слово; предложение). Функции языковых единиц. Единицы языка и единицы речи: фонема – звук (аллофон); морфема – морф; слово (лексема) – словоформа (лекс); предложение – высказывание. Межуровневые (иерархические) и внутриуровневые (синтагматические и парадигматические) отношения единиц языка.
Тема 2. Проблема происхождения языка. Гипотезы происхождения языка в античном мире. Современное состояние проблемы.
Проблема происхождения языка.
Гипотезы происхождения языка в античном мире: «по установлению» (thesei); «по природе» (physei). Логисическая теория происхождения языка: язык – дар богов. Причины живучести идеи божественного происхождения языка. Биологические гипотезы: теория звукоподражания (ономатопоэтическая теория); междометная теория (теория рефлексий); теория происхождения языка из жестов.
Социальные гипотезы: теория общественного договора; теория трудовых выкриков, совместной деятельности людей. Обоснование социальной необходимости возникновения языка. Принцип «гоминидной триады» – прямохождение – рука – мозг.
Современное состояние проблемы.
Модуль 2. Типы знаков и знаковых систем
Тема 1. Язык как знаковая система особого рода. Понятие лингвистического знака. Типы знаков, их свойства и функции. Отличие человеческого языка от систем коммуникации животных.
Понятие знака, знаковой системы и знаковой ситуации. Виды знаков: собственные (признаки) и искусственные (словесные и несловесные). Понятие “нулевого знака”. Типы знаковых систем. Искусство и культура как знаковые системы особого рода. Важнейшие свойства знаков: материальность, конвенциональность, системность. Общие правила поведения знаков. Специфика и структура языкового знака. Асимметричность планов выражения и содержания языкового знака.
|
|
Тема 2. Письмо, его история и типы.
Понятие письменности. Письмо как особая знаковая система. Причины возникновения письма. Предписьменный этап: предметное письмо, вампум, кипу и др. Этапы развития начертательного письма: достоинства и недостатки. Пиктография (рисуночное письмо) – первый этап начертательного письма: достоинства и недостатки Идеография – символическое письмо. Важнейшие системы идеографического письма – китайское иероглифическое письмо, древнеегипетская иероглифика, клинописное шумерское письмо. Консонантное письмо. Слоговое письмо. Буквенное письмо. Алфавиты. Графика. Орфография. Основные принципы орфографии: фонематический (морфематический); фонетический; традиционно-исторический. Специализированные системы письма (транскрипция, транслитерация, стенография). Расположение знаков начертательного письма у разных народов.