Прочитайте текст и выполните задания 22-27

 

(1) Я стою в вестибюле редакции центральной газеты и терпеливо жду, когда дежурная закончит телефонный разговор с приятельницей. (2) Дежурная висит на телефоне, обстоятельно объясняя адрес какой-то своей подруги. (3) Наконец её далёкая собеседница, а заодно и я досконально разобрались в правых и левых поворотах, заборах, котлованах и трубах. (4) Телефон даёт отбой, дежурная откидывается на спинку стула, минуты две вспоминает, очевидно, своих друзей и потом, не взглянув на меня, погружается в книгу посетителей. (5) Тут я, естественно, не выдерживаю. (6) Следует бурная сцена, меня клеймят «нечутким», «невежливым», «дотошным человеком», летят слова, которые хочется сразу забыть. (7) Лишь через пятнадцать минут, после изрядного потрясения, я смогла пройти в отдел писем, где меня ждал редактор. (8) Поверх кипы конвертов и разнокалиберных бумаг, которыми завален стол, два листка с пометками редактора. (9) Это для меня. (10) Одно письмо с Урала, Другое из Ростовской области. (11) Одно от молодого специалиста, другое от ветерана. (12) А содержание почти одно и то же. (13) Описывается, в частности, как, войдя в кабинет чиновника, нужно несколько минут постоять перед сидящим в кресле, занятым своими делами боссом, дабы «всяк сверчок знал свой шесток». (14) Естественно, после только что разыгравшейся сцены у проходной у меня сразу возникает безмолвный вопрос к авторам писем: почему они ведут разговор лишь о руководителях? (15) А вахтёр что же - хуже? (16) Или вахтёры не обладают на своём рабочем месте абсолютной властью? (17) Или они проходят предварительный отбор на должность с выявлением их способностей к чуткому (а значит - деловому) отношению к посетителю? (18) А продавцы? (19) Приёмщицы? (20) Медсёстры? (21) Водители автобусов? (22) Я молча сгребаю пачки писем. (23) Это источник социологической информации о нормах, регулирующих отношения людей. (24) Что такое «нормы»? (25) Это правила, которым необходимо следовать для достижения какой-то цели. (26) Поведение людей всегда подчиняется каким-то правилам, нормам. (27) Этические нормы определяют формы и характер взаимодействия людей в обществе. (28) Они незримо присутствуют в нашем сознании. (29) Эти нормы — неписаные законы - кажутся нам неуловимыми. (30) Можно ли, и если можно, то как сформулировать взгляд, улыбку, пожатие плеч, интонации голоса? (31) А ведь именно эти «мелочи» определяют собой то, что называют учёные неформальным общением. (32) Когда человек наносит явный ущерб чьей-либо собственности, здоровью, его привлекают к суду, к уголовной или административной ответственности. (33) Здесь вступают в действие правовые нормы, которые устанавливаются законодательным путём. (34) Они отражаются в нормативных актах, входят в своды законов. (35) Но никакие кодексы не могут предусмотреть строгих стандартов взаимоотношений людей, даже непосредственно на производстве. (З6) Невежливость или стремление унизить сослуживца, клиента, пассажира, подчинённого, одноклассника не считается нарушением правовых норм. (37) Неформальное общение — область нравственности. (38) Поведение здесь должно регулироваться иначе. (39) Как? 

(По М. Бобневой)

* Бобнева Маргарита Исидоровна (1933 - 1996), психолог и социолог, в 1969 - 1972 гг. сотрудник Института конкретных социальных исследований АН СССР, с 1973 г. в институте психологии АН, автор работ по социальной психологии и социальной инженерии, психологии труда.

22          Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Дежурная в вестибюле редакции центральной газеты приветливо встречает посетителей, разговаривая при этом по телефону.

2) Человека привлекают к суду, к уголовной или административной ответственности, если он унижает сослуживца.

3) Этические нормы определяют формы и характер взаимодействия людей в обществе.

4) В письмах с Урала, из Ростовской области содержится информация о нормах, регулирующих отношения людей.

5) Человека привлекают к суду, к уголовной или административной ответственности, если он наносит ущерб чьей-либо собственности, здоровью.

Ответ: _______________________________________.

23   Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1-2 текста содержат элемент описания.

2) В предложениях 24-28 представлено рассуждение.

3) В предложениях 14-21 представлено повествование и описание.              

4) В предложениях 4-7 представлено повествование.

5) Предложение 31 поясняет то, о чём говорится в предложениях 29- 30.

Ответ: _______________________________________.

24       Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм.

 

Ответ: _______________________________________.

25   Среди предложений 24-30 найдите такое(-ие), которая(-ые) связано (- ы) с предыдущими при помощи лексического синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(ий).

Ответ: ______________________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22—25.

 B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

   

26 «М. Бобнева обращается к одной из наиболее «живых» тем – теме этических норм, регулирующих деловые отношения между людьми (как должны вести себя наделённые какой-либо властью люди - от вахтёра до руководителя - по отношению к другим людям?). ведущим типом речи текста является рассуждение, одним из синтаксических признаков которого являются _______ (предложения 14-21). Несмотря на

серьёзность поднимаемого вопроса, автор использует в тексте такой троп как _______ (предложение 3 - 4). Наряду с использованием выражений «источник социологической информации», «неформальным общением», «нарушением правовых норм» М. Бобнева употребляет и _______ «висит на телефоне», «кипы конвертов», «сгребаю». Образность тексту придают

_________ «далёкая собеседница», «разнокалиберных бумаг», «безмолвный вопрос».

Список терминов:

1) фразеологизмы

2) оксюморон

3) разговорные слова

4) парцелляция

5) сравнение

6) вопросительные предложения

7) эпитеты

8) гипербола

9) ирония

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г
       

                    

 


Часть 2

27    Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: