Инвентаризация товарно-материальных ценностей – эта процедура, которая периодически проводится на каждом предприятии и помогает поддерживать порядок в бухгалтерском учете. В процессе инвентаризации проверяется фактическое наличие ценностей у предприятия и сверяется с учетными данными.
Периодичность проведения инвентаризации – как минимум 1 раз в конце года. Также процедура может проводиться в течение года при необходимости, например, при контрольной проверке или смене лица, ответственного за хранение товарно-материальных ценностей.
В ходе инвентаризации выявляются непригодные материалы, которые подлежат дальнейшему списанию.
Процедуру сверки фактических и учетных данных поручают комиссии, которая назначается руководством. В состав комиссии обычно входят материально ответственные лица, работники бухгалтерии и представители руководящего состава предприятия. Руководителем назначается председатель комиссии. В задачи комиссии входит контроль и организация проведения инвентаризации и грамотное документальное оформление.
Документальное оформление инвентаризации ТМЦ
Прежде всего, руководителем утверждается приказ на инвентаризацию. В тексте приказа указывается, какие именно ценности подлежат пересчету и сверке с учетными данными, утверждается состав инвентаризационной комиссии, а также устанавливаются сроки проведения процедуры.
При проверке и пересчете материалов оформляются инвентаризационные описи, в которых последовательно приводится перечень всего пересчитанного имущества с указанием наименования, артикула, фактического количества и других необходимых показателей.
Для учета хранящихся на складе материалов заполняется инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей ИНВ-3.
Помимо того, что нужно пересчитать ТМЦ на складе предприятия, нужно также учесть те материалы, которые не находятся в данный момент на складе, но при этом принадлежат предприятию.
Сюда относятся:
· ТМЦ, переданные на ответственное хранение в другие организации
· ТМЦ, находящиеся в пути (то есть купленные у других предприятий, но не дошедшие пока до склада)
· Ценности, проданные и отгруженные со склада, по которым еще не получена оплата от покупателя
· Ценности, переданные в переработку в другие организации
Для учета этих ТМЦ заполняются формы:
-«Акт инвентаризации ТМЦ отгруженных»
- «Инвентаризационная опись ТМЦ, принятых на ответственное хранение»
-«Акт инвентаризации расчетов за ТМЦ, находящихся в пути»
Сведения в эти описи и акты вносятся на основании документов, подтверждающих факт передачи на ответственное хранение, отгрузки покупателям, покупки и оплаты у поставщика.
По завершению процедуры инвентаризации выявляются расхождения между учетными данными и фактическими, которые отражаются в сличительной ведомости.
Все эти данные передаются в бухгалтерию. Бухгалтер проводит необходимые действия и отражает проводки по оприходованию излишков и списанию недостачи.
Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
Учет излишков:
Излишки – это товарно-материальные ценности, которые имеются фактически, но никак не отражены документально.
Излишки ТМЦ признаются прочими доходами и отражаются по кредиту счета 91. Приходуются излишки в дебет счета учета материалов (сч.10).
Проводка по учету излишков имеет вид: Д10 К91.1.
Учет недостачи:
Недостача ТМЦ – это ценности, которые числятся на предприятии по документам, но фактически отсутствуют.
Недостачу необходимо списать с кредита счета учета материалов.
Для учета недостачи используется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Проводка по отражению выявленной в процессе инвентаризации недостачи имеет вид Д94 К10.
В пределах норм недостача может быть списана в дебет счетов учета затрат на производство. Проводка: Д20 (23) К94.
Если же установлено виновное лицо, то недостача списывается проводкой Д73.2 К94. Дальше виновное лицо может самостоятельно внести сумму недостачи в кассу предприятия Д50 К73.2 или же сумма может быть удержана из его заработной платы Д70 К73.2.
Если виновное лицо не установлено, то сумма недостачи материалов списывается в прочие расходы проводкой Д91.2 К94.
Вопросы для самоподготовки:
1. Изучить ПБУ 5/01
2. Решить задачу
Предприятие приобретает у поставщика материальные ценности – 2 000 шт. общей стоимостью 240 000. с учетом НДС. Учетная цена за штуку – 90 руб. За месяц в производство отпущено 700 шт.
Какие проводки нужно отразить бухгалтеру по итогам месяца?
3.Решить задачу
Компания купила паркет в количестве 5000 кубометров общей стоимостью 600000, включая НДС.
Учет МПЗ ведется по стоимости приобретения.
Транспортные расходы составили 4800, включая НДС.
Часть поступившего паркета в количестве 3000 кубометров передано в производство. Расходы на доставку показываются в составе стоимости МЦ на 10 счете.
Указать бухгалтерские проводки.
4.Решить задачу:
За месяц на склад поступило 2 партии материалов:
1 – 500 штук по цене 100 руб./шт. общей себестоимостью 50 000 руб.
2 – 500 штук по цене 130 руб./шт. общей себестоимостью 65 000 руб.
Со склада отпущено 800 единиц материалов.
Списать материалы по средней стоимости и по методу ФИФО.
Подсчитать остаток на складе по каждому методу