А путешествовать вас приглашает Буратино, он прислал вам телеграмму. “Дорогие ребята, приглашаю вас в путешествие по Цифрограду. Буратино.”
– В какой город он нас пригласил?
– А почему он так называется?
– Кто в нём живёт? Надо взять с собой цифры от 1–4 (по количеству детей).
– А отправимся мы туда на ковре – самолёте. Надо сказать ещё заклинание с закрытыми глазами: “О, ковёр-самолёт, отправляйся в полёт. В стране Цифроград Буратино нас ждёт!!” А ещё нужно сосчитать до 10!!
(Пока дети говорят заклинание и считают, воспитатель одевает нос и колпачок Буратино).
Буратино и дети приветствуют друг друга.
– Вы попали в Цифроград, в нём живут цифры. У каждой цифры есть свой дом.
– Как вы думаете, какая цифра живёт в этом доме? Почему? (Из большого конструктора построен Цифроград, на переднем плане – дома с окнами от 1 до 5.)
– В этом доме живёт цифра 1, потому что здесь одно окно. (Так разбираем все 5 домов. На крышу каждого дома выставляю соответствующую цифру, а дети подставляют свои).
Знакомство с цифрой 5
В этом доме 5 окон. Чего ещё бывает по 5? – пальцев на руке, пуговиц на рубахе, в мире природы 5 лепестков имеют цветы Незабудки и Земляники, пятиконечными являются звёзды, есть геометрическая фигура, имеющая 5 углов – пятиугольник. (Во время показа образцов считаем.) Есть на морском дне вот такие морские звёзды! – (раздаю картинки детям)
Практическая работа
- Обвести цифру по точкам.
- Выложить эту цифру из проволоки.
В школе самой лучшей оценкой считается цифра 5.
“Четыре вороны на крышу сели, и одна к ним прилетела.
Отвечайте быстро, смело: “Сколько их на крышу село?”
– Сколько ворон на крыше?
– Как получилось число 5?
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл
Ключик, видно не нашёл!
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать!
А теперь пойдём в гости к цифре 1!
ИГРА “ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ” на развитие логического мышления.
А цифра 2 приготовила нам загадки о геометрических фигурах. Пойдёмте к ней в гости!
- Три вершинки, три угла, три сторонки – вот и я! (треугольник)
- Не овал я и не круг, треугольнику я друг.
Прямоугольнику я – брат, а зовут меня…квадрат! - 4 угла, как квадрат, я имею, но только квадратом назваться не смею,
Но всё же похож на квадрат, между прочим,
У меня 2 длинные стороны и 2 покороче! (прямоугольник). - Я как обруч, колесо, как чудесное кольцо, и как просо буква “О”!
- Я – почти, как круг – малец, я – такой, как огурец!
(Выкладываем улицу геометрических фигур).
ИГРА НА ВНИМАНИЕ. Воспитатель выполняет разные движения, а дети считают и показывают определённую ЦИФРУ. Выкладываем цифру ЕДЕМ В ГОСТИ К ЦИФРЕ 4!!
Работа с карточками
Обвести кружочком цифру, которая соответствует количеству рисунков на карточке.
(Выкладываем УЛИЦУ цифры и числа).
Кто так может закружиться, кто так может танцевать, кто так может прокатиться?
Ну, конечно, цифра 5!!
Цифра 5 просит из набора картинок выбрать только картинку с её числом и оформить ФРИЗ,
Под звуки музыки дети выбирают и оформляют ФРИЗ. После выполнения выкладываем фриз со всеми цифрами и делаем улицу к цифре 5.
Дети вместе с Буратино поют песню о цифрах. (СМ. “РАДУГА” стр. 130)
– Понравилось путешествие?
А теперь становитесь на ковёр – самолёт и говорите заклинание “О, ковёр-самолёт, отправляйся в полёт из страны Цифроград в наш родной детский сад!”
Ну, вот мы и вернулись.
Занятия по развитию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с задержкой психического развития на тему: "В гости к медведю Мише"
Продолжительность занятия: 15–17 минут.
Проведение занятия: по подгруппам (6 человек).
Цели. Формировать понятия “один” и “много”. Закреплять умение детей различать “один” и “много” различными анализаторами. Учить различать и выполнять конкретные действия правой и левой рукой (ногой) по заданию.
Оборудование. Медведь (мягкая игрушка), корзина с шишками, жёлудями, камешками, 3 ёмкости, фланелеграф, плоскостные изображения деревьев леса (ёлки, дубы), птиц (7 штук), 2 мешочка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Мягкая игрушка (медведь) приходит в группу и приглашает детей в гости. Они идут за медведем в кабинет учителя-дефектолога, где садятся за столы, стоящие полукругом. В центре на мольберте стоит фланелеграф. На нём прикреплены деревья леса (ёлки, дубы), одна птица.
Учитель-дефектолог. К кому вы пришли в гости?
Дети. К медведю.
Учитель-дефектолог. Как его зовут? Не знаете? Давайте попросим, чтобы медведь сказал нам своё имя.
Медведь. Меня зовут Миша.
Учитель-дефектолог. Настя, как медведя зовут? Сергей, как медведя зовут? И т.д.Медведь Миша живет в лесу. Смотрите, какие красивые деревья здесь растут. Это ёлка (показывает), это дуб.
Учитель-дефектолог. Сколько деревьев в лесу у Миши?
Дети. Много.
Учитель-дефектолог. Правильно, деревьев в лесу у Миши много.
Кого ещё вы видите в лесу?
Дети. Птичку.
Учитель-дефектолог. Сколько здесь птиц?
Дети. Одна.
Учитель-дефектолог. Правильно, птичка одна. Сейчас к нашей птичке прилетят в гости другие птицы. Закройте глаза ладошками (учитель-дефектолог быстро кладёт детям на столы птиц).
“Шу-у-у”, прилетели!
Посмотрите, сколько птиц прилетело (дети рассматривают и прикрепляют птиц по просьбе учителя-дефектолога к фланелеграфу).
А теперь, сколько птиц стало в лесу?
Дети. Много птичек.
Учитель-дефектолог. Сколько было птиц сначала?
Дети. Одна птичка.
Учитель-дефектолог. Да, сначала была одна птица, а потом стало много птиц.
Ребята, медведь Миша принёс нам из леса подарки (достаёт корзину с шишками, жёлудями, камешками, дети рассматривают подарки медведя).
Медведь Миша собрал нам много шишек, много жёлудей, много камешек.
Миша принёс шишки, жёлуди, камешки в одной корзине. Давайте, разложим их в 3 коробки (дети подходят к учителю-дефектологу и раскладывают предметы по трём коробкам).
Медведь Миша приглашает вас погулять по лесу (дети встают в круг).
Физкультурная минутка.
Мишка косолапый
По лесу идет.
Дети идут по кругу, как “медведи”.
Шишки собирает,
Песенки поёт.
Приседания, с касанием пола пальцев рук, имитирующие сбор шишек.
Шишка отскочила,
Прямо мишке в лоб.
Попеременное касание правой, левой рук до лба.
Мишка рассердился
И ногою топ.
Топают правой ногой несколько раз.
Дети садятся за столы.
Учитель-дефектолог. Медведь Миша предлагает вам поиграть в игру “Угадай”.
Педагог за фланелеграфом прячет в два мешочка мелкие предметы (камешки, жёлуди). Например, в одном мешочке один камешек, в другом - много. Предлагает угадать, в каком – “один”, в каком – “много”. Угадывая, ребёнок пользуется словами “много”, “один”. Можно предложить определить количество предметов тактильно, на ощупь, если затрудняются отгадать зрительно. После ответа детей взрослый раскрывает мешочек, показывая предметы, и спрашивает: “Сколько?”.
Учитель-дефектолог. Медведю Мише пора уходить. Давайте с ним попрощаемся. До свидания, медведь Миша приходи к нам ещё