Коммуникативные стратегии обучения (communication learning)

Коммуникация — разноплановое понятие. Ввиду этого существует разнообразие коммуникативных учебных стратегий.

При рассмотрении коммуникативного обучения используют все богатство аналитических моделей, начиная от аристотелевской теории доказательства (theory of proof) до теории идентификации Кеннета Берка (Kenneth Burke) для понимания и объяснения динамики коммуникации.

Стратегии, основанные на гуманитарной стороне коммуникации, создают учебные модели на основе моделирования поведения для динамики бесед, взаимодействия в группах и в публичной и профессионально-ориентированной коммуникации.

Цель обучения — научить понимать, прогнозировать и контролировать успех или неудачу в личных, профессиональных или общественных контактах.

Коммуникация — это «результат (или процесс получения результата) воздействия на информацию». Информация результативна, когда оказывает влияние, уменьшающее неопределенность. Речевая коммуникация, по Дансу и Ларcону, — это «уникальный человеческий процесс и результат процесса объединения генетически обусловленной речи и языка, обусловленного культурой».

В коммуникативных культурных стратегиях в основе рассмотрения коммуникации задаются «культурные сообщения».

В коммуникативных культурных стратегиях обучения в профессиональном образовании выделяют две разновидности коммуникации: культурную коммуникацию и научно-техническую или межкультурную профессиональную коммуникацию, которая выступает средством профессионального роста специалиста.

В структуре содержания стратегии культурной коммуникации выделяют лингвистическую составляющую, предметную, текстовую и стратегическую. При реализации стратегии задаются два типах моделей (технологий обучения) — рецептивная (чтение) и продуктивная (устная и письменная речевая деятельность).

Интеграция этих двух типов моделей формирует лексико-терминологическую систему профессионального регистра обучаемого, а также наполняет личностной значимостью модели текстов научного жанра. Для развития текстовой грамотности используют методы аннотирования и построения текстовых матриц.

На коммуникативных учебных стратегиях выстраиваются программы обучения иностранным языкам, курсы по правовой коммуникации, общению в семье, межличностному общению, педагогическому общению и др. В зависимости от сферы коммуникации в учебных программах используются различные модели обучения

Диалог – это:

- «…сложное, специально организованное интеллектуально-эмоциональное взаимодействие субъектов…»;

- «…личностный контакт субъектов обучения в виде интеллектуальных поединков, когда каждый из участников диалога формулирует и аргументирует собственные положения, одновременно осуществляя критику утверждений оппонентов…»

Технология проблемно-диалогового обучения

В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания.

В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию». Формы: анализирующее коллективное наблюдение, фронтальная дискуссия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: