Практическая работа №16

«Создание, форматирование и обработка таблиц»

Цель. Закрепить практические навыки по созданию электронной таблицы, вводу данных, использованию функции Автосумма, освоить оформление ячеек таблицы, команду Сортировка. Приобрести и закрепить практические навыки по созданию электронной таблицы с использованием возможностей автозаполнения, автосуммирования и копирования. Приобрести и закрепить практические навыки по применению абсолютной адресации при расчёте электронной таблицы.

Задание1. Создать таблицу, показанную на рисунке.

  A B C

D                       Е        

1

Выполнение плана предприятиями области

2 Наименование предприятия Среднегодовая стоимость основных фондов (млн. руб.) Среднесписочное число работающих за отчётный период Производство продукции за отчётный период (млн. руб.) Выполнение плана (в процентах)
3 Авиаприбор 3,0 360 3,2 103,1
4 Стеклозавод 7,0 380 9,6 120,0
5 Медтехника 2,0 220 1,5 109,5
6 Автопровод 3,9 460 4,2 104,5
7 Темп-Авиа 3,3 395 6,4 104,8
8 Приборо-строительный завод 2,8 280 2,8 108,1
9 Автонормаль 6,5 580 9,4 94,3
10 Войлочная 6,6 200 11,9 125,0
11 Машино-строительный завод 2,0 270 2,5 101,4
12 Легмаш 4,7 340 3,5 102,4
13 ИТОГО: 41,8 3485 55  

 

Алгоритм выполнения задания.

1. В ячейке А1 записать название таблицы.

2. В ячейках А2:Е2 записать шапочки таблицы с предварительным форматированием ячеек, для этого:

2.1. Выделить диапазон ячеек А2:Е2.

2.2. Выполнить команду Правой кнопкой мыши/Формат Ячеек/Выравнивание.

2.3. Установить переключатель «переносить по словам».

2.4. В поле «по горизонтали» выбрать «по центру», ОК.

2.5. В поле «по вертикали» выбрать «по центру», ОК.

2.6. Набрать тексты шапочек, подбирая по необходимости ширину столбцов вручную.

3. Заполнить столбец А названиями предприятий, предварительно отформатировав диапазон ячеек А3:А13 по образцу ячейки В2, для этого:

3.1. Выделить ячейку В2.

3.2. Выполнить команду Формат по образцу на вкладке Главная (кнопка в виде кисточки), к указателю мыши добавится значок кисточки.

3.3. С нажатой левой кнопкой мыши обвести диапазон А3:А13.

3.4. Набрать текст с названиями предприятий, подбирая при необходимости ширину столбцов вручную.

4. Набрать цифровые данные таблицы.

5. Подсчитать итоговые данные по столбцам, используя команду Автосумма.

6. Рассортировать предприятия по разным видам показателей, для этого:

6.1. Выделить шапочку заголовка «Выполнение плана (в процентах)» (ячейка Е2), выполнить команду Сортировка по возрастанию (значок А/Я↓ на вкладке Главная), проверить изменение таблицы.

6.2. Выполнить команду Сортировка по убыванию значок (Я/А↓), проверить изменение таблицы.

6.3. Повторить сортировки для столбцов D, C, В, выделяя соответственно ячейки D2, С2, В2.

7. Рассортировать предприятия по алфавиту:

7.1. Выделить шапочку «Наименование предприятия», выполнить команду Сортировка по возрастанию (значок А/Я↓)

7.2. Отметить, что в середину списка предприятий попала графа ИТОГО:

7.3. Отменить результаты последней сортировки, щёлкнув по кнопке Отменить на панели инструментов Стандартная (закруглённая синяя стрелка).

7.4.  Для выполнения нормальной сортировки необходимо отделить пустой строкой итоговые данные таблицы, для этого:

7.4.1. Выделить строку 13, щёлкнув по заголовку строки.

7.4.2. Выполнить команду Вставка/Строки.

7.5. Провести сортировку по п. 7.1, отметить изменение таблицы.

8. Провести сортировку с помощью команды Данные/Сортировка, для этого:

8.1. Выполнить эту команду.

8.2. В диалоговом окне Сортировка диапазона установить переключатель Идентифицировать поля «по подписям».

8.3. В поле Сортировать по выбрать из списка нужный заголовок.

Задание2. Создать шаблон для заполнения электронной таблицы, показанный на рисунке.

  A B C D E F G H
1

Ведомость выдачи заработной платы

     
2 Фамилия Январь         Итого
3 1 Иванов 20500 20700        
4 2 Петров 20300 20460        
5   Сидоров            
6   Глухов            
7   Галкин            
8   Смирнов            
9   Горшков            
10   Авдеев            
11   Сумма:            

 

Алгоритм выполнения задания.

 

1. Набрать заголовки таблицы, для этого:

1.1 В ячейке 1 набрать текст Ведомость выдачи заработной платы.

1.2 Завершить ввод текста нажатием клавиши Enter, или стрелкой вниз ↓, или щёлкнуть левой кнопкой мыши в ячейке А2.

1.3 В ячейке А2 набрать .

1.4 В ячейках А3 и А4 набрать соответственно цифры 1 и 2.

1.5 Перейти в ячейку В2 стрелками ↓ и → или щёлкнув в ней мышью.

1.6 Набрать Фамилия, затем в ячейках В3-В10 набрать указанные фамилии.

1.7 В ячейке С2 набрать Январь.

1.8 В ячейках С3 по D4 набрать цифры в соответствии с шаблоном.

1.9 В ячейке H2 набрать Итого, в ячейке В11 набрать Сумма.

1.10 Уменьшить ширину столбца А, для этого установить указатель мыши на границу заголовков столбцов А и В, указатель примет вид двунаправленной стрелки ↔, с нажатой левой кнопкой передвинуть границу.

2. Заполнить таблицу с помощью операции Автозаполнение, для этого:

2.1. Выделить диапазон ячеек А3:А4, прокатив по нему указатель мыши (в виде белого креста) с нажатой левой кнопкой.

2.2. Установить указатель мыши на правый нижний угол выделенной области, указатель должен принять вид тонкого чёрного креста ┼, протащить с нажатой левой кнопкой до А10, ячейки заполнятся цифрами до 10.

2.3. Выделить ячейку С2, установить указатель мыши на правый нижний угол выделенной ячейки, указатель должен принять вид тонкого чёрного креста ┼, протащить с нажатой левой кнопкой до ячейки G2, ячейки заполнятся названием месяцев до Мая.

2.4. Выделить диапазон ячеек С3:С4, установить указатель мыши на правый нижний угол выделенной области, указатель должен принять вид тонкого чёрного креста ┼, протащить с нажатой левой кнопкой до ячейки С10, ячейки С3: С10 заполнятся цифровыми значениями.

2.5. Выделить диапазон ячеек D3:D4, проделать операцию Автозаполнение как в п. 2.4, заполнив диапазон D5:D10.

2.6. Выделить диапазон ячеек С3:D10, проделать операцию Автозаполнение, протащив маркер автозаполнения до ячейки G10, в результате должна быть заполнена вся таблица, кроме строки Сумма и столбца Итого.

3. Рассчитать сумму Итого, полученную каждым работником за пять месяцев, для этого:

3.1. Выделить ячейку Н3, щёлкнуть по кнопке ∑ (Автосуммирование), расположенной на вкладке Главная.

3.2. В этой ячейке в строке формул появится формула =СУММ(С3:G3), а диапазон ячеек, используемых в этой формуле, выделяется п3унктирной рамкой. Для закрепления формулы нажать клавишу Enter.

3.3. Можно записывать формулу суммы в каждую ячейку столбца, но удобней воспользоваться функцией автозаполнения. Выделить ячейку Н3, проделать операцию автозаполнения для диапазона Н4:Н10. Этот диапазон должен заполниться суммами, соответствующими каждому работнику.

Примечания. 1. Адреса в формуле при её переносе в другие ячейки, автоматически заменяются новыми адресами. Для проверки выделяйте по очереди ячейки столбца Итого и смотрите адреса в строке формул.

2. Помните, что для формул операцию автозаполнения можно проводить, выделяя одну ячейку, а для числовых последовательностей – выделяя две соседние ячейки.

4. Рассчитать Сумму, полученную всеми работниками за каждый месяц:

4.1. Выделить ячейку С11, щёлкнуть на кнопке ∑ (Автосуммирование), в этой ячейке и строке формул появится формула =СУММ(С3:С10), а диапазон ячеек, используемый в этой формуле выделяется пунктирной рамкой. Для закрепления формулы нажать клавишу Enter.

4.2. Диапазон ячеек заполнить формулами с помощью операции автозаполнения.

5. Применить к таблице стандартное оформление.

6. Отформатировать заголовок таблицы, для этого выделить диапазон А1:Н1, щёлкнуть по кнопке ←а→ (Объеденить и поместить в центре), расположенной на вкладке Главная.

7. Установит отображение данных в денежных единицах (в рублях):

7.1. Выделить цифровые данные, т. е. диапазон С3:Н11.

7.2. Щёлкнуть кнопку денежный формат на вкладке Главная или выполнить команду Правая кнопка мыши/Формат ячеек/Число, выбрать числовой формат Денежный.

7.3. В списке Обозначение выбрать р.

8. Иногда в некоторых ячейках вместо цифр могут появиться значки #####, означающие, что данные не помещаются в ячейке. Для устранения необходимо изменить ширину столбца.

8.1. Установить указатель мыши на границу заголовков столбцов, например, между С и D, расширить столбец С с нажатой левой кнопкой мыши (аналогично п. 1.10)

8.2. Другой способ подстройки ширины – двойной щелчок мышью на границе заголовков столбцов, при этом ширина устанавливается автоматически.

Задание 3. Создать и заполнить таблицу расчёта доходов, показанную на рисунке.

 

  A B C D E
1

Распределение доходов в зависимости от КТУ

2 Общий доход 10000      
3 Фамилия Время, ч Квалификационный разряд КТУ Сумма к выдаче
4 Сотрудник 1 5 10    
5   10 12    
6   12 18    
7   8 5    
8   15 10    
9   7 8    
10   20 9    
11   10 6    
12   8 15    
13   16 10    
14

Итого

   

 

Алгоритм выполнения задания.

 

  1. Записать исходные значения таблицы, указанные на рисунке.
  2. Заполнить графу Фамилия значениями Сотрудник 1÷10, используя операцию Автозаполнение.
  3. Рассчитать графу КТУ как произведение времени, затраченного сотрудником, на его квалификационный разряд (формула =В4*С4).
  4. Подсчитать значение Итого с помощью операции Автосумма.
  5. Графа Сумма к выдаче рассчитывается как произведение общего дохода на отношение КТУ данного сотрудника к итоговому КТУ (формула =В2*D4/D14).
  6. При выполнении операции Автозаполнение в графе Сумма к выдаче появляются ошибки #ЗНАЧ! и #ДЕЛ/0!. Это происходит из-за того, что при применении формулы происходит изменение адресов в ней, например, в ячейке Е5 формула содержит адреса = В3*D5/D15.
  7. Для правильного расчёта необходимо зафиксировать адреса В2 и D14, для этого:

Выделить ячейку Е4.

В строке формул отображается формула из этой ячейки, щёлкнуть по адресу В2 в этой формуле, нажать клавишу F4, у обозначения адреса появятся значки $B$4, щёлкнуть по обозначению адреса D14, нажать клавишу F4, у обозначения адреса появятся значки $D$14.

Выполнить заново операцию Автозаполнение для графы Сумма к выдаче (вместе с ячейкой Итого).

В ячейке Итого должна получиться сумма, равная Общему доходу.

Присвоить денежным величинам обозначение в рублях, для этого выделить ячейку В2, выполнить команду Главная/Формат/Формат Ячеек/Число/Денежный.

  1. Денежный, установить в поле Обозначение тип р.
  2. Для проверки возможности автоматического перерасчёта таблицы заменить значения Квалификационного разряда, Времени, затраченного некоторыми сотрудниками, а также величины Общего дохода, например на 25000 р.
  3. Установить для графы Сумма к выдаче отображение с двумя десятичными разрядами, для этого выделить диапазон ячеек Е4:Е14, щёлкнуть на кнопке Увеличить разрядность выполнить команду Главная/Формат/Формат Ячеек/Число/Денежный.

/Денежный, установить в поле Число десятичных знаков число 2.

 

Задание 4. Создать и заполнить таблицу расчёта стоимости, показанную на рисунке.

  A B C D E
1

Стоимость программного обеспечения

2 Наименование Стоимость, $ Стоимость, р. Стоимость, Евро Доля в общей стоимости, %
3 OC Windows 18      
4 Пакет MS Office 32      
5 Редактор Corel Draw 15      
6 Графический ускоритель 3D 22      
7 Бухгалтерия 1С 50      
8 Антивирус DR Web 20      
9 Итого 157      
10 Курс валюты (к рублю) 57   70,65  

 

Алгоритм выполнения задания.

  1. Записать исходные текстовые и числовые данные.
  2. Рассчитать графу Стоимость, р., используя курс доллара как абсолютный адрес.
  3. Рассчитать графу Стоимость, Евро, используя курс доллара и курс Евро как абсолютные адреса.
  4. Рассчитать графу Доля в общей стоимости, используя итоговую Стоимость, р. как абсолютный адрес.
  5.  Преобразовать числовые значения в графе Доля в общей стоимости в процентные значения:

Выделить числовые значения этой графы.

Щёлкнуть по кнопке Процентный формат.

Установить отображение процентов с одним десятичным знаком, используя кнопки Увеличить или Уменьшить разрядность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: