«Особенности взаимосвязи самоактуализации личности и мотивации деятельности у студентов»
Проблема мотивации учебно-профессиональной и профессиональной деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, т.к. труд является основным видом социального взаимодействия. Профессиональная деятельность, как отмечают Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др., есть социально значимая деятельность.
Знание мотивов, направляющих как самостоятельную трудовую деятельность, так и её освоение, позволит психологически обоснованно решать задачи профессионального обучения, отбора, подбора, расстанови кадров, планирования профессиональной карьеры, а также оказания помощи при переживаниях личностью стагнации и кризисов на пути её профессионального становления.
Цель данной работы: выявление места стремления личности к самоактуализации в структуре мотивации учебно-профессиональной деятельности и мотивации профессиональной деятельности.
|
|
Объект исследования – мотивация профессиональной деятельности.
Предмет исследования ‑ особенности взаимосвязи самоактуализации личности и мотивации деятельности у студентов.
Гипотеза: стремление личности к самоактуализации в большей степени интегрировано в структуру мотивов учебно-профессиональной деятельности, чем профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1) выполнить анализ научных представлений о мотивации трудовой деятельности и самоактуализации личности;
2) оценить мотивы учебно-профессиональной деятельности студентов;
3) оценить мотивы профессиональной деятельности субъектов трудовой деятельности;
4) сопоставить выраженность стремления к самоактуализации у субъектов учебно-профессиональной и субъектов трудовой деятельности;
5) изучить и сопоставить структуры мотивации учебно-профессиональной и профессиональной деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения концепций мотивации труда А. Маслоу и К. Альдерфера, психоаналитические теории мотивации З.Фрейда, теории личности А. Бандуры, теории мотивации Д. Мак-Клелланда, Л.Портера-Э.Лоулера, позиции в изучении проблемы самоактуализации личности А. Маслоу, К. Роджерса, Л.М. Фридмана, М.Г. Гарунова, Е.Е. Вахромова, А.Г. Асмолова.
Для проведения исследования была сформирована выборка испытуемых. В неё включены 50 человек, данная выборка делится на две равные группы – студентов учреждения высшего профессионального образования и субъектов, которые уже занимаются профессиональной деятельностью, по 25 человек в каждой группе.
|
|
В первую группу включены студенты, осваивающие профессиональную деятельность, обучаясь в разных учреждениях высшего профессионального образования, расположенных в городе Ижевске и Казани. Средний возраст ‑ от 20 до 23 лет. Испытуемые данной группы являются студентами последних курсов. Таким образом, 1-ая группа испытуемых составлена субъектами учебно-профессиональной деятельности.
Вторая группа испытуемых состоит из уже занимающихся профессиональной деятельностью. В исследовании приняли участие субъекты труда в возрасте от 20 до 25 лет. 2-ая группа испытуемых, таким образом, объединила субъектов профессиональной деятельности. По полу группы испытуемых являются сопоставимыми: в них включено равное количество мужчин и женщин.
Таким образом в исследовании скомплектованы 2 сопоставительные выборки – субъектов учебно-профессиональной и субъектов профессиональной деятельности, условно обозначенные как «студенты» и «профессионалы».
Для изучения мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов была использована методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой.
Рис. 1 Среднегрупповые значения показателей мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов; где 1 –коммуникативные мотивы, 2 – мотивы избегания, 3 – Мотивы престижа, 4 - Профессиональные мотивы, 5 – Мотивы творческой самореализации, 6 – Учебно-познавательные мотивы, 7 – Социальные мотивы
Анализируя полученные данные, можно сказать, что наиболее выраженными мотивами учебно-профессиональной деятельности у студентов являются мотив творческой самореализации и коммуникативный мотив. Наименее выражены мотив престижа и мотив избегания. Можно предположить, что студенты стремятся к наиболее полному раскрытию и развитию своих способностей, а так же их реализации. Они способны творчески (креативно) подходить к выполнению каких-либо задач, находить оригинальные, нестандартные решения. Явно выражен и коммуникативный мотив у испытуемых, занимающихся учебно-профессиональной деятельностью. Для них немало значимо общение в коллективе, обмен впечатлениями, опытом, обсуждение актуальных тем и т.д. Преобладание данных мотивов над другими можно объяснить, что возраст всех испытуемых данной группы – 20-23 лет. Для этого возраста характерна тяга к общению, проявлению себя, желание быть в центре внимания среди окружающих. Наименее выраженные мотив престижа и мотив избегания можно аргументировать, тем, что на данном этапе студенты стремятся к самовыражению, пробовать все новое, реализовывать свои возможности и не боятся совершать ошибки. Для объяснения низкого показателя по шкале «мотив престижа», можно сказать, что у субъектов, занимающихся учебно-профессиональной деятельностью, нет мотивации быть в числе лучших студентов или чтобы их учебная группа была лучшей в институте. Для испытуемых незначима похвала и одобрение со стороны родителей и окружающих за их достижения в учебе. Нет цели завоевать авторитет у преподавателей и получить диплом с отличными оценками по дисциплинам и иметь преимущество перед другими.