Профессиональной деятельности субъектов трудовой деятельности
Для изучения мотивов профессиональной деятельности субъектов трудовой деятельности был использован опросник мотивации профессиональной деятельности Т.Н. Францевой. Полученные данные представлены ниже на рисунке 2.
Рис. 2 Среднегрупповые показатели мотивов субъектов профессиональной деятельности; где 1 – мотив жизнеобеспечения, 2 – мотив взаимодействия, 3 – познавательный мотив, 4 – мотив активности, 5 – мотив признания, 6 – мотив самореализации
Если посмотреть на рис. 2 можно сделать выводы, что наиболее выраженными мотивами у испытуемых, занимающихся трудовой деятельностью, является мотив самореализации и познавательный мотив. И наименее выражен мотив признания.
Анализируя наиболее значимые мотивы для субъектов профессиональной деятельности, можно сказать, что важными потребностями для них является рост и развитие как личности. Они хотят чувствовать востребованность, творчески подходят к стоящим перед ними задачам и стремятся к полной реализации своих способностей. Также наиболее выражен познавательный мотив, что свидетельствует о желании получать новую информацию. Личность стремится к более сложной работе, которая будет удовлетворять его профессиональные интересы.
|
|
Исходя из данных представленных на рис. 2, наименее выраженным стал мотив признания. У испытуемых не выходит на первый план цель приобрести общественную значимость, не доминирует потребность в постоянном получении одобрения со стороны окружающих, завоевания авторитета и высокой оценки своих достоинств.
Сопоставительный анализ показателей стремления к самоактуализации у субъектов учебно-профессиональной и субъектов трудовой деятельности
Для сопоставительного анализа и оценки достоверности различий показателей стремления к самоактуализации «студентов» и «профессионалов», диагностированного с помощью опросника диагностики самоактуализации личности (САМОАЛ) А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной, был использован метод Манна-Уитни. Полученные данные представлены ниже в Таблице 1.
Таблица 1
Достоверность различий в показателях стремления к самоактуализации испытуемых 2-х групп
№ | Показатели | Средние значения | Достоверность различий | ||
студенты | профессионалы | U | P | ||
1. | Ценности | 10,16 | 8,72 | 181,5 | 0,01 |
2. | Спонтанность | 7,92 | 6,16 | 177,5 | 0,008 |
3. | Контактность | 9,58 | 8,10 | 191,0 | 0,016 |
Из таблицы 1, следует, что обнаружены достоверные различия по трем показателям: ценности, спонтанность, контактность. Все три показателя выражены сильнее у субъектов учебно-профессиональной деятельности, нежели у испытуемых, занимающихся профессиональной деятельностью. Исходя из этих данных, можно сказать, что студентам больше присущи ценности самоактуализирующейся личности, такие как: доброжелательность, справедливость, уникальность, самосовершенствование, и др. В отличие от субъектов профессиональной деятельности, они более уверены в себе, больше доверяют окружающему миру, им легче устанавливать контакты с новыми людьми. Самоактуализация становится для молодых людей образом жизни.
|
|