Когда человек молчит, находится в состоянии покоя, задача дыхания заключается в вентиляции легких. Такое дыхание не связано с речью и голосообразованием, его принято называть газообменным.
При дыхании во время речи у функции газообмена присоединяется голосовая деятельность, т.е. вовлекается голосовой и артикуляционный аппарат. Такое дыхание называется фонационным, т.е. участвующим в голосообразовании.
Физиологическое и фонационное дыхание по ряду качеств различается между собой.
Дыхание газообменное вне речи | Дыхание фонационное в процессе речи |
1. Дыхание совершается автоматически. 2. Вдох совершается чаще через рот. 3. Вдох по продолжительности равен выдоху. 4. Порядок элементов дыхательного процесса: вдох, выдох, пауза. | 1. Дыхание в большей степени подчинено воле. 2. Вдох совершается чаще через нос. 3. Вдох короткий, быстрый, а выдох -замедленный. 4. Порядок элементов дыхательного процесса: вдох, выдох, прерывистый в связи с произношением слов, пауза. |
|
|
Характеристики речевого дыхания
1. Активность: дыхание – энергетическая база нашей речи.
2. Организованный выдох – фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, поэтому струя выдыхаемого воздуха должна как бы фокусироваться в одной точке.
3. Распределение выдоха — умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки-порции. Вдох в 10-15 раз короче выдоха (при хорошо тренированном дыхании выдох делится на 25-30 порций, каждая из них полновесна, а значит, каждое слово полнозвучно). Нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.
4. Добор дыхания в процессе речи - необходимость быстро, энергично, незаметно для слушателя подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.
Элементы речевого дыхания
1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос;
2. Равномерный, активный, не ослабевающий («незатухающий») к концу выдох;
3. «Фокусировка» выдоха на кончиках чуть собранных (как для свиста) губ.
Тренировка дыхания исходит из двух важнейших факторов - психического и двигательного.
Обучаемым предлагается специальный комплекс дыхательной гимнастики, подготовленный с учетом особенностей речевого (фонационного) дыхания.
После отработки упражнений подготовительного периода нужно приступить к специальным упражнениям, развивающим активность речевого дыхания. Эти упражнения носят игровой характер и способствуют развитию особенностей, характерных для фонационного дыхания. Эта серия упражнений должна отработать следующие элементы речевого дыхания:
|
|
1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли легких;
2. Равномерный, активный, не ослабевающий к концу («незатухающий») выдох;
3. Организационный выдох, «фокусировку» его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ.
Только отработав эти элементы, можно переходить к следующей серии упражнений, развивающих речевое дыхание.
Важнейшей особенностью регуляции у человека является его способность произвольно, в соответствии со стоящей перед ним задачей, в том числе и речевой, менять темп, ритм, активность, амплитуду дыхательных движений. Произвольное изменение темпа, ритма дыхания широко используется в практике физического воспитания и спорта. Однако не менее важным следует считать умелую и точную регуляцию дыхания в процессе публичной речи.
Приведем примеры упражнений, развивающих активность речевого дыхания.
«Насос». Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, -выдох. Попробовали? А теперь то же самое, но со звуком: наклоняясь, выбрасывайте очередную порцию «воды» -«фффффуу!..». Соберите губы как бы для свиста, с силой выдыхайте воздух: «фффффу!.. фффффу!.. ффффф!..». Не торопитесь, распрямляясь, успевайте сделать полный глубокий вдох. Проделайте наклоны 4-5 раз подряд. Раз от разу можно будет увеличивать число наклонов.
«Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест-накрест. Правые руки - ваша пила, левые - бревно. Первый из участников тянет на себя «пилу», имитируя на активном выдохе звук: «ззззз...» (счет «раз»), второй — берет пилу на себя: «ссссс...» (счет «два»). Пилить надо энергично, весело, не задерживая свою руку, когда партнер берет «пилу» на себя, как при настоящей пилке! Дыхание должно быть равномерным, ритмичным: беря «пилу» на себя, делайте выдох со звуком, отпуская ее — вдох.
«Вежливый поклон». Позиция первая — поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). Позиция вторая - медленно склоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. На поклоне произносите растянутое на звуке «с» слово «зздрас-ссссссссссте». Следите за тем, чтобы последний слог («те»!) прозвучал громко, отчетливо, сохраните для него полновесную порцию воздуха.
Организованный выдох позволяют отработать упражнения типа «Свеча» и «Трубач».
«Свеча». Перед вами на расстоянии полуметра стоит зажженная свеча. Попробуйте одним энергичным толчкомпогасить ее: «пфффф-ф-!». Не напрягайте мышцы шеи и плечевого пояса. Выдох должен быть четко сфокусирован. Следите за тем, чтобы губы были собраны и чуть напряжены, как бы для свиста. Не тратьте слишком много воздуха в начале выдоха, приберегите часть его для последнего толчка.
Теперь, поставив зажженную свечу и начав осторожно, но все же энергично дуть на нее, «положите» пламя, заставьте его отклониться до горизонтального положения и удержите его так в течение нескольких секунд. Получилось? Теперь отклонив пламя, сильным толчком выдыхаемого воздуха погасите его. Перед толчком не добирайте воздух, сумейте распределить его запас так, чтобы на толчок осталось достаточное количество.