Мотивационно – потребностная сфера личности

Потребность – состояние нужды в чем – либо, что лежит вне организма. Регулирует наше поведение, управление мышлением.

А) Биологические потребности – у человека и у животного врожденные (еда, сон, отдых, размножение, безопасность, температурный режим). Удовлетворение биологических потребностей вызывают физиологические. Биологические насыщаемы, можно удовлетворить.

Б) Психологические потребности – прижизненные, социокультура, личностные удовлетворения. Не насыщаемы. (самоактуализация, потребность общения, любви, признания, познавательная, эстетическая, творческая).

Животные – инстинкт (внешние и внутренние). Предмет потребности закреплен, не выбир.

Внутренние потребности – потребностное состояние

Внешние потребности – характеристика модальности (образ, запах, цвет).

Человек – культурный способ удовлетворения потребностей. Нахождение модальности, опредмечивание потребности. Человек может выбирать предмет своей потребности.

Мотивы – можно определить как предмет потребностей, это то, что побуждает человека к дд, направляя его на удовлетворение потребностей. Устойчивы, определяется поведением человека, обуславливают направленность личности.

· 1а - Генерализованные мотивы – потребности человека значимы для личности

· 1б - Инструментальные мотивы –выбор путей, средств достижения удовлетворения

· 2а -Актуализация мотивы – в реальных действиях

· 2б - Потенциальные мотивы – альтернатива, в воображении

Существует несколько мотивов:

· Ведущие – центральное положение, связанно с личностью

· Второстепенные – мотивы, которые не актуальны

Мотивы по Леонтьеву:

· Смыслообразующие – связано с личностью

· Мотивы стимулы – менее эмоциональные, более актуальны

· Социальные – преобладает над биологическими

· Биологические

Классификация по предметности:

· Предметные – получение результата (вырастить дерево, создать семью)

· Функциональные – неважен результат, важен процесс

· Нормативные – ограничители поведения

· ____________________________________

· Осознаваемые

· Неосознаваемые

Уровень мотивации -должен быть умеренный

Закон оптимальной мотивации, средний уровень мотивации самый норм.

А) мотив достижения успехов

Б) мотив избегания неудач

Цель – образ желаемого результата. По Леонтьеву

Уровень притязания зависит от результата.

Человек, индивидуальность, индивид, личность.

Человек – это живое существо, которое обладает мышление и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими. Разумное, общественное существо, которое выступает в процессе своего существования как личность. Человеческие способности и свойства ( речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно. Субъект - человек (индивид)как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Индивид – это человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.).

Отличия: Индивид выражает общие свойства человека как организма. Индивидуальность выражает специфику отдельного человека. Личность-это результат процесса воспитания и самовоспитания, т.е. личностью становятся в процессе жизни. Субъект психики – это взаимодействующие субъекты жизни.

Сенситивные периоды — наиболее благоприятные для развития тех или иных функций.

Леонтьев: первое рождение личности в 3 года, второе рождение личности происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей.

Критерии определения личности:

· это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития

· способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого

· способность сознательно управлять собственным поведением

· способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет

· способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами

· способность к самосовершенству.

Направленности личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и относительно независимых от наличной ситуации.

 

Общая характеристика и функция эмоций. Современные теории эмоций.

Эмоции – переживание наших отношений. Эмоции – пристрастное отношение ко всему окружающему. Всегда ситуативны. 

Эмоции:

· положительные (радость, удовольствие)

· отрицательные (страх, гнев)

Пока есть потребность, испытываем негативные эмоции.

Аффект – самое интенсивное проявление, кратковременное, взрыв эмоций, носит дезорганизационный характер (нерегулир. состояние).

Чувства – достаточно длительное эмоциональное проявлений средней интенсивности, всегда имеют предметный характер к чему – либо. Являются новой для спектра эмоций.

Настроение – самое длительное эмоциональное проявление очень низкого уровня интенсивности, имеет размытый характер. Является эмоциональным фоном для возникновения эмоций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: