Феномен общения: коммуникативный, лингвистический и психологический аспекты

общение процесс взаимодействие, осуществляемый с помощью верб и неверб средств, его цель-достижение изменения чувств, мыслей и поведении

Роль эмоционального интеллекта в общении. Структура EQ, компетенции EQ, виды эмоций, нейрофизиология негативных эмоций, специфика влияния эмоций на переговорный процесс.

 

Человек постоянно пребывает в том или ином эмоциональном состоянии, которое оказывает существенное влияние на его мысли и поступки. Безусловно, эмоции очень важны и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором живет человек. Именно на этой основе – понимание эмоций, как особого типа знаний было выдвинуто понятие "ЭИ"

модель эмоционального интеллекта включает в себя 4 компонента:

1. Идентификация эмоций (восприятие своих эмоций и эмоций других людей, адекватное выражение эмоций, различение подлинности эмоций);

2. Осмысление эмоций (понимание комплексов эмоций, связей между эмоциями, причины возникновения эмоций, вербальную информацию об эмоциях);

3. Ассимиляция эмоций в мышлении (использование эмоций для направления внимания на важные события, способность вызывать эмоции, способствующие решению задач);

4. Управление эмоциями (снижение интенсивности отрицательных эмоций, решение эмоционально нагруженных задач без подавления связанных с ними отрицательных эмоций).

На сегодняшний день она состоит из четырех компонентов:

  • Самосознание;
  • Самоконтроль;
  • Социальное понимание;
  • Управление взаимоотношениями.

Речевое событие и его структура. Компоненты речевой ситуации. Факторы, определяющие специфику процесса общения участников речи.

Речевое событие - социально значимый, имеющий определенную форму процесс речевого взаимодействия коммуникантов, ограниченный во времени и пространстве. Речевое событие составляют два главных компонента: 1) словесная речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.); 2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

Первую составляющую речевого события, т.е. живую речь, взятую в событийном аспекте, называют дискурсом (от фр. discours – речь). Дискурс – это речь, ―погруженная в жизнь‖. Дискурс помимо речи включает мимику, жесты, движения, пространственное поведение собеседников. Вторая составляющая речевого события – это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение. Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы

Дискурс + Речевая ситуация = Речевое событие

Речевая ситуация - обстановка, в которой осуществляется речевое взаимодействие коммуникантов, то, что помогает понять высказывание. Известно, что речевое высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников (говорящий и слушающий или слушающие). Речевая ситуация позволяет адекватно воспринимать сообщение, конкретизирует значение ряда грамматических категорий. Она позволяет также правильно толковать высказывание, уточняет его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявляет причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.д. Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет его языковые средства.

факторы:соц роль, отношения, уели общения

Языковые, этические и коммуникативные нормы СРЯ.

Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи. Этические нормы предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе.

В основе законов этики лежит задача сплочения, объединения членов данного общества, речь выполняет в этом плане важную социальную функцию, поэтому этические законы — это основа культуры общения.

Коммуникативные нормы ориентированы на обеспечение максимально возможной эффективности общения в любой коммуникативной ситуации с учетом всех ее особенностей. По сути, коммуникативные нормы направлены на регулирование процесса общения. Коммуникативные нормы определяют целенаправленность и целесообразность всего общения. Они обеспечивают непрерывность и успешность процесса общения. Коммуникативные нормы соединяют в себе стратегические и тактические элементы.

языковые нормы- правильно и красиво поставленная речь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: