У: Опишите, как осуществляется организация и ведение предпринимательской деятельности в АПК

Дайте определение понятию «предпринимательская деятельность». Опишите алгоритм организации и ведения предпринимательской деятельности.

В Гражданском кодексе РФ предпринимательская деятельность трактуется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

  Рыночные отношения представляют достаточно широкие возможности для эффективного управления. К числу основных функций управления предприятием относят: плани­рование, организацию, подбор и расстановку кадров, их стимулирование, координацию и контроль.

Любое предприятие независимо от своих масштабов и сферы деятель­ности должно заниматься планированием.

Планирование подразумевает определение целей предприятия на пер­спективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

В рыночной экономике планирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется ими самостоятельно как внутрифирменное пла­нирование.

В зависимости от поставленной цели планирование бывает стратегиче­ское, тактическое и оперативное. Все три вида планирования взаимосвязаны, при этом ведущая роль принадлежит стратегическому планированию, кото­рое служит фундаментом и ориентиром для других видов планирования.

Целью стратегическом планирования является адаптация предприятия к прогнозируемым изменениям внешней среды, достижение надежной позиции на рынке, обеспечивающей финансовую устойчивость предпри­ятия в условиях конкуренции.

Целью тактического планирования является последовательная поэтап­ная реализация выработанной стратегии.

Целью оперативного планирования является обеспечение повседневной согласованной работы всех подразделений фирмы по достижению перспек­тивных и текущих целей при наилучшем использовании ресурсов.

 


 

 

                                                                                                                                   

 

 

В зависимости от горизонта планирования различают перспективное, долгосрочное, среднесрочное и текущее (краткосрочное).

Перспективное планирование охватывает период от 10 до 15 лет, вклю­чая долгосрочное планирование.

Долгосрочное планирование, включающее среднесрочное и кратко­срочное планирование, широко применяется в мировой практике. Долго­срочный план охватывает от 3 до 5 лет. Он носит описательный характер и охватывает общую стратегию (стратегические цели) предприятия на пер­спективу.

На основе принятого долгосрочного плана составляется среднесрочный план, который содержит вполне конкретные цели и количественные харак­теристики. Среднесрочные планы составляются на 2 3-летний период. Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц.

Приведенные виды планирования дают наилучший аффект, если их использовать параллельно.

Результаты процесса планирования материализуются в виде системы планов организации совокупности планов развития и деятельности орга­низации и ее подразделений, согласованных но целям, срокам и ресурсам.

Организация деятельности предприятия процесс создания организа­ционной структуры предприятия (отделов, служб, групп и пр.), закрепле­ние за ней ресурсов, согласование полномочий, а также разработка спосо­бов целесообразных действий для достижения цели.

Построение организационной структуры базируется на функциях менеджмента и определяется принципом первичности функции и вторичности органа управления, имея характер пирамиды, т.е. содержит несколько уровней управления (рис.).


 


 

Пирамидальная структура функционирует как единое целое на скаляр­ной основе (предполагается, что объем полномочий к ответственности, деле­гированный каждому должностному лицу в линейной цени подчиненных, уменьшается пропорционально его удалению от президента, т.е. скалярно).

Чем выше уровень управления, занимаемый руководителем, тем меньше его работники заняты решением конкретных технических задач и тем боль­ший удельный вес в структуре рабочего дня работников занимает решение вопросов по оценке перспектив развития производства, выработке тактики и стратегии управления.

Иерархичность организационной структуры обеспечивает ей устойчи­вость, способствуя ликвидации возможных конфликтных ситуаций в аппа­рате управления.

Структура управления характеризуется наличием связей между се эле­ментами:

• горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми;

• вертикальные связи — это связи подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи бывают линейными и функциональными.

Структуры управления должны отражать цели и задачи организации, функциональное разделение труда и объем полномочий работников управ­ления с учетом ограничений внутренней и внешней среды. Попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других орга­низациях. обречены па провал, если условия работы различны.

Организационные формы управления бывают линейными и функцио­нальными.

В линейной форме разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и других признаков.

Линейная форма управления во взаимоотношениях между начальником и подчиненными осуществляется в соответствии с иерархической структу­рой «сверху вниз».

 

Таким образом, подбор и расстановка кадров призваны решить две вза- имосвязанные задачи:

1) назначение на должности наиболее квалифицированных работников;

2) нахождение для каждого из них соответствующей его профессио­нальным данным сферы трудовой деятельности.

Подбором и расстановкой кадров должны заниматься руководитель, кадровая служба совместное руководителями подразделений, для которых подбираются работники.

Работа по подбору кадров состоит из следующих этапов:

1) оценка потребностей предпринимателей;

2) набор кадров;

3) методы отбора персонала п приема на работу;

4) заключение трудового договора (контракта).

Оценка предпринимательских потребностей. Если предприниматель непра­вильно рассчитает свои потребности, то может оказаться в ситуации, когда набранный персонал непригоден для работы, на которую нанят. Существует ряд признаков, по которым можно определить неправильный подбор кадров:

• низкие показатели работы;

• несоблюдение сроков;

• подавленное настроение в коллективе;

• конфликты между сотрудниками;

• высокая текучесть кадров.

Чтобы подобрать подходящих специалистов, необходимо проделать сле­дующую работу: найти вакансию, проанализировать содержание работы, составить должностную инструкцию, которая должна включать следую­щие параметры:


 

 

• название должности и кому подчиняется данный работник;

• обязанности и основные функции работника;

• вознаграждение, в том числе зарплата, сверхурочные и отпуск;

• дополнительные льготы, например комиссионные или скидки.

Разработав и написав должностную инструкцию, руководитель будет

знать, что требуется от сотрудника. Эта должностная инструкция может использоваться и для последующих работников на этой должности, но се следует пересматривать, поскольку и задачи фирмы, и общая экономиче­ская ситуация могут измениться.

Набор кадров. Обычно при образовании новой предпринимательской организации или при расширении действующей перед администрацией возникает необходимость поиска новых сотрудников.

Организацией могут быть использованы различные методы для привле­чения новых сотрудников необходимой квалификации. Как правило, поиск сотрудников осуществляется по следующим каналам:

• путем помещения объявлений в средствах массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы);

• личные контакты руководителя и других сотрудников;

• с помощью агентств, занимающихся подбором кадров;

• путем подготовки собственных кадров;

• путем привлечения выпускников высших и средних учебных заведе­ний и др.

Само объявление должно содержать конкретную информацию о пред­принимательской организации и о требованиях к кандидату.

Методы отбора персонала и приема на работу. Подбор сотрудников для работы в предпринимательской организации осуществляется, как пра­вило, путем их отбора из некоторого числа претендентов. Основные методы отбора кандидатов представлены в табл.

 


 

  Основные методы отбора персонала
Метол Краткая характеристика
Интервью (собеседовал не) Способ, наиболее часто используемый при отборе кандидатов. Положительной стороной этого метода является личное общение, в результате которого может сформироваться достаточно точное представление о кандидате. Недостатком является возможность представления претендентом на вакантную должность неверной информации о себе
Тестирование Предусматривает работу претендента с тестами для оценки разнообразных качеств людей, которые необходимы для выпол­нения различных работ. И настоящее время существуют тесты для оценки следующих характеристик: профессиональная подго­товка, интеллектуальный уровень, специальные качества, лич­ностные, физические характеристики. При тестировании положительной стороной является тот факт, что результаты тестирования не зависят от способностей того, кто его проводит. В тестах вопросы тщательно сформулированы и одинаковы для всех претендентов

 

Метод Краткая характеристика
Проведение деловых игр Сущность деловых игр состоит в том, что претендентам на долж­ность задается ситуация, близкая к реальной, а поиск наилучшего варианта ее разрешения зависит от их способностей. Деловые игры чаще всего используются при подборе и расстановке кадров специалистов н руководителей. Следует отметить, что это достаточно дорогостоящий метод, поэтому целесообразность при­менения его в каждом конкретном случае должна быть оправдана. Кроме этого, деловые игры можно использовать в системе подго­товки и повышения квалификации кадров управления
Испытательный срок Широко практикуемая форма выяснения способностей пре­тендента на вакантную должность, гак как. работая и течение испытательного срока, он демонстрирует свои профессиональные навыки и знания. Этот метод позволяет снизить возможность ошибки до минимума, потому что дает возможность руководству организации уволить претендента при несоответствии его профессионалыюго уровня
Обращение в центры оценки персо­нала Метод, требующий значительных финансовых затрат, но дающий, как правило, хороший результат, так как в таких центрах претен­денты выполняют ряд заданий, в которых используется модели­рование конкретных рабочих ситуаций, поэтому руководитель предпринимательской организации получает достаточно точную характеристику деловых качеств претендента

 

 

Заключение трудового договора (контракта). При найме работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ организация обязана заключить с ними трудовой договор (контракт), который представляет собой соглаше­ние между названными работодателями и работниками.

Сторонами трудового договора являются гражданин, поступающий на работу, и предприниматель — как работодатель, принимающий решение о приеме на работу гражданина.

В соответствии с законодательством о труде содержанием трудового договора являются взаимные права, обязанности п ответственность сторон, заключивших трудовой договор, в который включаются основные и допол­нительные условия.

К основным условиям относятся соглашения: о работе по одной или нескольким специальностям соответствующей квалификации; месте работы (организация, отдельное структурное подразделение, их местона­хождение); об условиях и оплате труда; сроке действия и виде трудового договора (контракта) и др.

К дополнительным условиям трудового договора могут относиться любые другие вопросы организации труда, социально-бытового обеспече­ния работника, достижение определенных результатов труда, соблюдение предпринимательской (коммерческой) тайны, неразглашение конфиденци­альной информации и др.

13 трудовом договоре могут быть предусмотрены дополнительные льготы но оплате, установлению режима труда, предоставлению дополни­тельных отпусков.


 

Координация и контроль. Координация деятельности предприятия это процесс упорядочения и согласования действий его разных подразде­лений.

Координация — это конкретизация процесса организации предпринимательской деятельности.

Контроль за деятельностью предприятия — это систематическое наблю­дение за состоянием хозяйственной деятельности предприятия с целью проверки соответствия фактических результатов запланированным, в слу­чае необходимости корректировка такой деятельности.

Важнейшей сферой контроля выступает производственная деятель­ность. Здесь контроль предусматривает наблюдение за деятельностью работников (в частности, за заполнением вакантных рабочих мест), загру­женностью оборудования, помещений и пр„ наличием запасов, качеством продукции, сроками выполнения работ.


 

В (кейс):

Ознакомьтесь с представленным текстом и ответьте на вопросы.

Ё-мобиль – это российский гибридный автомобиль, совместное детище «Яровит Моторс» и «группы Онэксима». Ё-мобили планируется выпускать в трех комплектациях. Ё-кросс-купе (спортивныи), Е-микровэн (семейный), Е-фургон (грузовои). Е-мобиль использует инновации во всем: двух топливная система (газ метан и бензин), кузов из композитных материалов, полный привод в базе, роторно-лопастной двигатель и многое другое.

 Максимальная скорость Е-мобиля будет достигать 130 км /ч, стоимость Е-мобилей будет составлять от 350 тыс. до 500 тыс. руб.

Техническая характеристика. Е-мобиль – это автомобиль с электрическим приводом и энергетической установкой на борту‚ без механической связи с колесами, где в качестве накопителя для пиковых нагрузок используется суперконденсатор. Является гибридным автомобилем последовательной схемы. Кузов (монокок) Е-мобиля, который состоит из композитного материала на основе полипропилена с добавлением базальтового волокна, имеет ячеистую структуру и во время удара распространяет энергию по всему кузову, а не концентрирует ее в одной точке. Расход топлива 3,5 л/ 100 км. Максимальная скорость 130 км.

Начало продаж Ё-мобиля. Планируется построить несколько мини-заводиков в разных городах России. Маленькие заводы в 10 тыс. автомобилей в год – это часть идеологии Ё-мобиля, подразумевается, что после появления первого завода (г. Санкт-Петербург) такие мини-заводики будут появляться в больших и малых городах‚ тем самым уменьшая затраты на транспортировку Е-мобилей и увеличивая количество рабочих мест.

Вопросы и задания:

1. Как вы считаете, соответствует данный автомобиль статусу «народный»? Почему?

2. Оцените потенциал Ё-мобиля.

 

 

Решение:

1. По мнению специалистов создать «народный автомобиль» такого заявленного технологического уровня невозможно.

По оценкам экспертов, гибридный «ё-мобиль» не может в настоящее время стоить дешевле миллиона рублей (28 тысяч долларов).

2. Изначально планировалось выпускать 100 тыс. автомобилей в год.

Предварительный заказ 197 тыс.автомобилей.

Каждый пятый российский автовладелец готов рассмотреть «Ё-мобиль» в качестве возможной покупки. Всего же о планируемом выпуске в России «Ё- мобиля» знают 63% автовладельцев. 38% российских автовладелецев считают, что продажи «Ё-мобиля» будут успешны, 37% - оценивают перспективы негативно, 25% затруднились ответить. Среди ключевых факторов выбора автомобиля «Ё-мобиль» отметили малый расход топлива – 58%, в целом концепцию автомобиля и гибридное питание отметило – 43%, привлекательную цену указало 36% заинтересованных в приобретении. При этом дизайн среди основных факторов выбора отметили только 28% заинтересованных потенциальных потребителей. Предпочтения по типу кузова «Ё-мобиля» распределились следующим образом: 5-ти дверной кроссовер – 34%, хэтчбэк – 33%, микровэн – 11%, фургон – 9%, 3-х дверный кроссовер – 6%. Владельцы иномарок в среднем готовы заплатить за автомобиль «Ё-мобиль» 435 тыс. рублей, владельцы отечественных марок – 400 тыс.

 

Оценка потенциала продукта – определение особенностей восприятия потребителями новых или уже существующих на рынке продуктов с целью оценки их конкурентоспособности.

В зависимости от цели, могут быть оценены рыночные возможности в целом или проанализирован потенциал продукта на рынке в соответствии с ценой, которую готовы заплатить потребители.

Анализ потенциала продукта позволяет ответить на следующие вопросы:

· Какова общая оценка продукта?

· Какие спонтанные реакции он вызывает?

· Почему продукт нравится или отвергается?

· Какие существуют возможности для оптимизации/улучшения продукта?

· Как оцениваются отдельные характеристики продукта?

· Кому нравится продукт? (Потенциальные целевые группы)

· Вызывает ли у целевой группы продукт интерес и желание совершить покупку?

· Что выделяет продукт среди аналогов?

· Соответствует ли продукт позиционированию?

· Соответствует ли продукт бренду/имиджу бренда?

 

 

 

Рисунок - Матричная организационная структура управления









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: