Дополнительный материал

Гр. 13, Литература

Задание к теме «Картины жизни донских казаков, их быт и традиции»:

1. Прочитайте указанные главы романа роман-эпопея «Тихий Дон»

2. Письменно ответьте на вопросы

Задание к теме «Чудовищная нелепица войны» в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон»:

1. Посмотрите 2 серию фильма «Тихий Дон»

2. Письменно ответьте на вопросы

Можно воспользоваться дополнительным материалом, представленным в задании

 

 

Картины жизни донских казаков, их быт и традиции

I. Жизнь казачества

Найдите описания эпизодов из жизни семей: «История Прокофия Мелехова» (т. 1, кн. 1 ч. 1, гл. 1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (т. 1, кн. 1, ч. 1, гл. 2), «На сенокосе» (т. 1, кн. 1, ч. 1, гл. 9), сцены сватовства Григория и Натальи (т. 1, кн. 1, ч. 1, гл. 15-22), «Призыв на воинскую службу» (т. 1, кн. 1, ч. 2, гл. 21).

II. Письменно ответьте на вопросы

Эпизод «На сенокосе» (т. 1, кн. 1, ч. 1, гл. 9):

  1. Каково настроение эпизода?
  2. С помощью каких художественных средств оно создается?
  3. Какую роль играют коллективный и индивидуальные портреты?
  4. Как изображена земля в прочитанном эпизоде?
  5. Какое чувство испытывают казаки от общения с землей и друг с другом?

Эпизод наказания Григория отцом за гульбу с Аксиньей (т. 1, кн. 1, ч. 1, гл. 10):

  1. На каких принципах строятся отношения в казачьей семье?
  2. Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?
  3. Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?
  4. Как раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?
  5. Как поведет себя Григорий, когда отец осуществит свое намерение женить его?

 

Эпизод «Призыв на воинскую службу» (т. 1. кн. 1, ч. 2, гл. 21):

  1. Что для Мелехова-старшего воинская служба?
  2. Почему Пантелей Прокофьевич так радуется военным успехам сына?

III. Запишите общий вывод

Казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся:

  • стремлением к независимости‚
  • своеобразной замкнутостью,
  • свободолюбием,
  • трудолюбием,
  • определенным консерватизмом,
  • дисциплинированностью,
  • почитанием старших.

Казачество – своеобразный этнос, со своими привычками, обычаями, со своим языком.

«Чудовищная нелепица войны»

В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон»

  1. Как М. Шолохов изображает жизнь казаков во время боевых действий?
  2. С какой целью изображает М. Шолохов батальные сцены?
  3. Почему Григорий переживает по поводу убитого австрийского солдата?
  4. Как отражается война на жизни мирных жителей?
  5. Как на Дон пришла новая власть и как к ней отнеслись казаки?
  6. Как изображение «врагов» связано с поступком Мелехова?
  7. Что переживает Григорий после этих трагических событий?
  8. Как воспринимает Григорий казнь Подтёлкова?
  9. В чём смысл такого «зеркального отражения» – сходства сцены казни Подтёлкова и расстрела чернецовцев?
  10. В чём символический смысл заключительного эпизода второй книги романа-эпопеи?

 

Дополнительный материал

Война – одна из центральных тем романа. сначала Первая мировая, потом гражданская проходит по хуторам и станицам, принося горе в каждую семью. Семья становится зеркалом, своеобразно отражающим события мировой истории.

Трагический эпиграф из старинной казачьей песни перекликается со страницами III части романа. Впервые появляется дата: «В марте 1914 года…». Этот год отделяет мир от войны. Весть о войне застаёт казаков за привычной работой – косили жито. И на сходе у людей одна тревога – мобилизация, одна мысль – «они пущай воюют, а у нас хлеба не убратые!» Страшное слово война откликается выразительной репликой старичка-железнодорожника по отношению к новобранцам: «Милая ты моя… говядинка!»

Первые смерти – нелепые, навсегда врезавшиеся в память. М. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызывает у Григория убийство им австрийца. Это мучит его, не даёт жить спокойно, ломает, калечит душу. Перемены разительны: его «гнула война, высасывала с лица румянец, красила его желчью».

Война в изображении М. Шолохова начисто лишена налёта романтики, героического ореола. Обратимся к роману и проанализируем сцены войны.

У М. Шолохова на первом плане простые казаки, оторванные от неотложных дел на земле. Шолоховская правда о войне такая: русские воины трупами повисают на проволочных колючих заграждениях, немецкая артиллерия выкашивает целые полки, раненые ползают по жнивью.

Первые удары шашкой по человеку, первые убийства – это остаётся в памяти на всю жизнь. Неизбывна боль и за землю: «вызревшие хлеба топтала конница». Всего лишь месяц войны, а как она искалечила людей. Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума.

В армии стали нормой унижения, оскорбления, зуботычины, слежка, голодные рационы. Ярко описаны бездарность и безответственность командования, разложение в царском дворе, бессилие министров и генералов поправить дело. Надо было очень близко к сердцу принять боль земли русской, чтобы вот так скорбно сказать об этом.

Разоблачая жадных до власти карьеристов и авантюристов, решительно протестуя против любого посягательства на право человека жить на земле, М. Шолохов противопоставил ужасам войны красоту человеческих чувств, счастье земного бытия.

Через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки М. Шолохов ведёт к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны. М. Шолохова изображает то, что делает война с человеком. Ярко выражен протест против бессмысленности, бесчеловечности войны. Война в изображении М. Шолохова начисто лишена налёта романтики, героического ореола.

Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Вспомним песни, стихи, кинофильмы про «неуловимых мстителей» и другие. М. Шолохов – один из первых, кто заговорил о гражданской войне как о великой трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Высокий уровень правды о гражданской войне поддерживается большой работой автора с архивами, с мемуарами, личными впечатлениями и фактами. М. Шолохов рисует развращённый революцией мир, часто используя приём рассказа-предварения. Сущность событий романа трагедийна, они захватывают судьбы огромных слоёв населения. Расказачивание сопровождалось массовым террором, который вызывает ответную жестокость.

Борис Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война».

От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни. В романе-эпопее предстаёт жестокий, чудовищный лик Революции. Причём жестокость эта показана как естественная реальность человеческой жизни в революционную эпоху.

Но совершающие страшные деяния герои «Тихого Дона» в конечном счёте остаются людьми в полном смысле этого слова, людьми, способными совершать бескорыстные, благородные поступки. Отвергая насильственную смерть, М. Шолохов противопоставляет ей гармонию вечного, бескрайнего мира.

В романе-эпопее предстаёт жестокий, чудовищный лик Революции. От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни. Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. Везде – обман, жестокость, которой можно найти оправдание, но которую отвергает человеческая природа Григория.

Сталкивая жизнь и смерть, вечное и трагическое, ставшее привычным, обыденным, М. Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: