Психофизиологические характеристики волнения и причины его возникновения

    Эстрадное волнение, с одной стороны, может благо­приятно влиять на творческий процесс, проявляясь в виде вдохновения, с другой стороны, может уничтожить почти всю ранее проделанную работу, тем самым, разуверив в себе музыканта-исполнителя. Для предотвращения негативных последствий эстрадного волнения необходимо определить психофизиологические изменения, которые происходят у исполнителя перед выступлением и во время него.

Накануне и во время концертного выступления возникает огромное психическое, эмоциональное, физиологическое напряжение, повышаются или, наоборот, падают кровяное давление и температура, учащается сердцебиение, обнаруживается некоторое нарушение кровообращения. Происходит трансформация многих психофизических механизмов, которая совершается из-за появления стресса, волнения. Появляется дрожание рук (тремор), нарушается естественный ритм дыхания, учащается сердцебиение, может наступить эстрадный «ступор», нарушается восприятие и работа памяти. Меняется не только двигательная сторона игры и работа мышц, страдает также слуховое восприятие [9. С. 23].

На эстраде также меняется картина внимания. В. Ю. Григорьев утверждает, что «тут крайне опасен перевод внимания на себя, на свое игровое состояние, свои мышечно-двигательные ощущения… что в целом, ведет к ухудшению творческого общения со слушателем и т. д. Если это происходит, то необходимо специально, волевым усилием переключить внимание на музыку» [9. С. 25].

Многие исполнители весьма остро характеризовали  состояние эстрадного волнения как «предынфарктное», словно «операция аппендицита» (Д. Ойстрах), «близкое умиранию» (М. Полякин), «пытка на электрическом стуле» (Г. Пятигорский) (цит. по: [9. С.22]).

Установлено, что во время эстрадного выступления у исполнителя происходят значительные вегетативные изменения – психофизиологические стрессовые реакции, которые носят различный характер, как адаптивный, способствующий оптимальному приспособлению организма к выполнению новых, несравненно более сложных функций, так и избыточный, заметно мешающий деятельности, болезненно переживаемый исполнителем. Важно знать природу и проявление этих реакций, ожидать их, учиться управлять ими. В чем же состоят эти изменения?

В. Ю. Григорьев так описывает психофизиологическую сторону волнения. В кровь из надпочечников выбрасываются повышенные дозы гормонов (адреналина и норадреналина), что приводит к стимуляции всех систем организма и, как одно из следствий, к увеличению содержания сахара в крови. Адреналин некоторые исследователи называют «гормоном кролика», потому как повышенный выброс его в кровь провоцирует защитную, то естьпассивную реакцию.

Выброс же норадреналина – так называемого «гормона льва» – провоцирует агрессивную реакцию, направленную на преодоление опасной ситуации. Преобладание в крови адреналина над норадреналином при их совместном действии вызывает ощущение страха, тревоги, неуверенности.    

Преобладание же норадреналина порождает состояние решительности, смелости, возбуждения, гнева. В обоих случаях присутствие в крови названных гормонов приводит к увеличению силы и напряженности в мышцах, значительно изменяет привычные навыки, нарушает тонкую регулировку игровых движений. 

Само по себе появление в крови избытка этих гормонов без информации о сущности самой ситуации, в которой находится человек, не внушает ни чувства страха, ни возбуждения. Все дело в психологической установке.

И на страх, и на радость организм в физиологическом отношении реагирует одинаково, лишь энергетически обеспечивая это состояние. А именно тот или иной психологический настрой придает им разную направленность, что и создает возможность субъективной регулировки состояния – своеобразного «перевода» страха и растерянности в ощущение творческого подъема и радости [9].

Профессор Б. Струве и доктор Б. Токарский в своем докладе  характеризовали волнение следующим образом: «…не всякое волнение перед аудиторией должно рассматриваться как противоестественное и излишнее. “Волнение” обусловливается эмоциями, которые, в свою очередь, в общей своей совокупности создают то или иное “настроение”. Многочисленные раздражения, идущие извне, в значительной мере способствуют созданию этого настроения, придавая ему ту или иную окраску. Необычное освещение, температура зала, резонанс, отношение слушателей к исполнению – все это оказывает влияние на эмоциональное состояние выступающего» [30. С. 66]. Они также говорят, что волнение состоит из двух основных элементов – страха и смущения. Страх сопровождается обычно расстройством координации; смущение – сужением сосудов и спазмами непроизвольных мышц.

Григорьев выделяет следующие психологические стороны эстрадного волнения.

Первая сторона волнения связана со стрессом (давление, напряжение). Это особое психофизиологическое состояние тревоги, испуга и подавленности. Возникает в экстремальных ситуациях, угрожающих исполнительскому процессу. Стресс бывает информационным и обычно возникает из-за дефицита информации (например, чтение с листа). И бывает стресс эмоциональный, связанный с паникой и угрожающий всему исполнительскому процессу. При этом состоянии исполнитель испытывает негативные эмоции, исполнение теряет выразительность, нарушается двигательная сфера.

Отрицательное воздействие стресса называется дистресс. Если приобрести навыки владения собой в экстремальных ситуациях, то стресс может оказать и положительное влияние, пробудив скрытые творческие возможности человека.

Вторая сторона волнения связана с фрустрацией (тщетное ожидание, расстройство) – когда происходит дезорганизация работы сознания и торможение наиболее тонких структур деятельности («игра крупным планом»). Фрустрация может возникнуть как от объективных причин, так и от субъективных. Объективная причина, например, художественная или техническая трудность исполняемого произведения. Субъективные причины – воображаемые, придуманные трудности, которые влекут за собой так называемый «комплекс неполноценности».

Третья сторона волнения связана с внутриличностным конфликтом – субъективным переживанием невозможности уклониться от необходимости выхода на эстраду и обязанности сыграть там. Противоречие и конфликт между своими завышенными претензиями и реальными возможностями.

И, наконец, четвертая сторона волнения – кризис. Он наступает тогда, когда возникают неразрешимые противоречия между желаемой целью и невозможностью ее реализовать из-за отсутствия необходимых факторов.

Таким образом, проанализировав основные психофизиологические характеристики эстрадного волнения, педагог – музыкант сможет выявить индивидуальные психофизиологические особенности ученика, определить их положительные и отрицательные стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: