Существуют две формы организации морских перевозок:
1. Линейная
2. Трамповая
При линейной форме, суда работают про расписанию заходов и отходов портов погрузки, выгрузки на строго определенны регулярных линиях, по объявленному тарифу. На линейных судах перевозят в основном генеральные грузы. Договором морской перевозки является линейный коносамент - условия, которые разрабатываются и подписываются судовладельцем.
Линейные тарифы публикуются для общего сведения в справочниках, действует в течении длительного периода времени в плоть до изменения.
Преимущества линейной формы:
• ритмичность работы флота
• возможность для специализированного флота и портов.
•сокращение сроков доставки грузов и высвобождение дополнительных оборотных
средств для народного хозяйства.
• если на линии работает несколько судов, то расписанеи составляется с определенным интервалом, чтобы не было скопления судов (особенно в выходные и праздничные дни)
• в случае изменения расписания судовладельцы выпускают позишнлист с корректурами для захода судов в порты и рассылают его агентам.
|
|
• предоставляют льготы в виде скидок с портовых сборов в зависимости от частоты посещения портов.
При трамповой форме суда работают на различных направлениях в зависимости от наличия груза и конъектуры фрахтового рынка (соотношение между спросом и предложением услуг на трамповый тоннаж, которая определяется колебанием фрахтовой ставки вокруг цены производства).
На трамповых судах перевозят, в основном, массовые грузы. Договором морской перевозки является чартер – условия которого согласовываются между судовладельцем и фрахтователем и ими же подписывается.
Самое сложное в переговорах это обоснование уровня фрахтовой ставки, которая действует на период фрахтовой сделки, не объявляется для общего сведения.
Для морского транспорта характерны следующие показатели материально-технической базы, работы флота и портов:
1. Водоизмещение судна D — масса вытесненной судном воды — равно массе судна в тоннах.
2.Полная грузоподъемность, или дедвейт судна DB, — это максимальное количество груза в тоннах Q, а также запасы топлива qT, воды qB и грузов снабжения qСН, которые может принять судно:
DB= Q + qт + qB + qсн.
3. Чистая грузоподъемность судна, — это максимальное количество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке:
Dч= DB – (qr + qB + qCH).
4. Грузовместимость судна — объем всех грузовых помещений судна в кубических метрах.
5. Регистровая вместимость судна (объем судна) — мерительное свидетельство. Регистровая вместимость может быть валовой или полной (брутто) и чистой (нетто). Измеряется объемной регистровой тонной, равной 2,83 м3.
|
|
6. Валовая (полная) регистровая вместимость судна Wбp — объем, получаемый в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок.
7. Чистая регистровая вместимость судна Wнт — объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна. Используется как показатель для расчета сборов и пошлин в морских портах. Зависимость между чистой и валовой регистровой вместимостью, грузоподъемность и водоизмещением может характеризоваться формулой.
Wнт = 2/3 Wбр = 4/9 DВ = 8/27D.
8. Рейс судна — время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку.
9. Продолжительность рейса (𝑇р) судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от протяженности рейса и скорости хода судна, стояночное — от производительности погрузо-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах.
𝑇р = 𝑡ход + 𝑡стоя
𝑡ход = 𝑆 – путь/ 𝑉 − скорость
𝑡стоя = 𝑡погр + 𝑡выгр
𝑡погр = 𝑄 − количество груза/ 𝐵 − норма погрузки
𝑡выгр =𝑄 − количество груза/ 𝐵 − норма выгрузки
Различают простые, сложные и круговые рейсы. При перевозке грузов или пассажиров между двумя портами рейс судна называют простым. При перевозке грузов между несколькими портами, в каждом из которых производится погрузка или выгрузка, рейс называют сложным. Если судно перевозит груз между двумя или несколькими портами и возвращается в порт первоначального отправления, то такой рейс называется круговым.
10. Коэффициент ходового времени Кх — отношение ходового времени tх в общей продолжительности рейса Тр:
Kx = tx / Tp.
11. Коэффициент балластного пробега Kб определяется делением балластного пробега Lб на общий пробег судна L:
Кб = Lб / L
12. Коэффициент загрузки судна εзаг показывает степень использования грузоподъемности судна на момент отхода из порта. Определяется делением массы фактически принятого судном груза Qф на чистую грузоподъемность судна:
εзаг = Qф/Dч.
Коэффициент загрузки характеризует степень использования грузоподъемности лишь в простых рейсах, т. е. на отдельных переходах. В круговых или сложных рейсах, когда суда могут плавать с различной загрузкой и совершать переходы в балласте, применяется коэффициент использования грузоподъемности судна.
13. Коэффициент использования грузоподъемности судна - отношение тонно-миль ΣQl / к тоннаже-милям ΣDчLi:
Производительность 1 т грузоподъемности судна в сутки μтс — комплексный показатель, характеризующий использование его производственной мощности на перевозках в сутки. Определяется отношением тонно-миль ΣQl к числу затраченных тоннаже - суток ΣDчТэ за определенный период времени:
μтс = ΣQl/ ΣDчТэ.
14. Фактическое количество флота, занятого на перевозках в течение всего календарного периода, определяется следующими формулами:
по количеству судов
где Тэ1,Тэ2, …, Тэn – время, в течение которого каждое судно было занято на перевозках, сут.;
по общей грузоподъемности:
ΣDч вэв = ΣDч Тэ/365,
где ΣDч Тэ – время нахождения судна или флота эксплуатации соответственно в судо – сутках или тоннаже – сутках.
15.Грузооборот порта Qn – общее количество грузов, проходящее через причалы за определенный период времени (чаще всего за год).
Показателями, характеризующими производительную мощность каждого технологического перегрузочного комплекса (ТПК) порта, являются пропускная способность и установленная мощность.
|
|
16. Пропускная способность ТПК Птпк – это максимальное количество груза, которое ТПК может погрузить (выгрузить) на суда за соответствующий период (год, квартал, месяц).
Различают рейсы:
• простые – перевозка грузов или пассажиров между двумя портами
• сложные – перевозка грузов или пассажиров между несколькими портами в каждом из которых производится частично погрузка или выгрузка.
• прямые – когда одно судно возвращается из конечного пункта в начальный, но заходит во все промышленные пункты в обратном направлении.
• круговые – перевозка между двумя или несколькими портами при котором судно возвращается в первоначальный пункт отправления.
К основным операциям относятся:
• погрузка груза или посадка пассажиров в пункте отправления.
• движение судна от пункта отправления до пункта назначения.
• разгрузка или высадка пассажиров в пункте назначения.
К вспомогательным операциям относятся:
• маневры судна (швартовка, отшвартовка, перестановка судна от одного причала к другому, установка в трюмах дополнительных временных переборок, зачистка трюмов, осмотр и освидетельствование судов перед погрузкой и выгрузкой)
• оформление грузовых документов
• дератизация, дезинфекция и дезинсекция
• снабжение судов топливом, водой, провизией, материалами запасными частями и прочим.
По организации перевозки различают:
• регулярные – завершаются в порту отправления судна и вновь могут повториться в той же последовательности.
• нерегулярные – заканчиваются в порту назначения и могут начинаться в порту отправления.
По степени загрузки судна выделяются перевозки:
• с полным грузом – это количество груза достаточное для полного использования
грузоподъёмности или грузовместимости его при сохранении его мореходности.
• с неполным грузом
• с балластным пробегом
Помимо общих экономических показателей, применяемых на всех видах транспорта, таких как себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, производительность труда при перевозках грузов и пассажиров, а также на погрузочно-разгрузочных работах, на морском транспорте одними из наиболее важных являются валютно-финансовые показатели.
|
|
К ним относятся:
- валовой доход в иностранной валюте ∑ F в, который слагается из провозных плат, арендной платы, услуг пассажирам, торговли, демереджа и т. д.;
- расходы судна в иностранной валюте ∑ R в, включающие в себя расходы, связанные с заходами в иностранные порты и временем нахождения в заграничных водах;
- чистая валютная выручка, или чистый доход в иностранной валюте F ч инв — важнейший показатель работы судна в заграничном плавании. Рассчитывается как разность между доходами и расходами в иностранной валюте:
F ч инв = ∑ F в- ∑ R в;
- валютная эффективность В э определяется делением расходов в рублях ∑ R рубна чистую валютную выручку F ч инв.
В э = ∑ R руб/ F ч инв.
Это один из важнейших валютных показателей, характеризующих результаты работы флота.