ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Для проведения итоговой аттестации
По предмету
«Русский язык»
Рассмотрен
На заседании методического совета
Протокол № ______
От «___» _______________
Председатель: ___________Гаврилова Е.Н.
Боровичи 2020
Пояснительная записка
Итоговый экзамен по предмету «Русский язык» проводится в техникуме за курс средней школы.
Форма экзамена – сочинение. Комплекты тем составлены в соответствии с программой и позволяют проверить орфографические, пунктуационные, фонетические, лексико- грамматические, синтаксические навыки, владение фактическим материалом, умение приводить аргументы, делать самостоятельные и оригинальные логические выводы.
Сочинение на выбранную тему строится в форме рассуждения. В рамках заявленной темы автор сочинения должен сформулировать свою позицию, доказать ее, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Достаточно опоры на один текст. Аргументы могут быть приведены с опорой как на содержание художественного произведения, так и на жизненный опыт студента (личные впечатления, собственные знания, размышления). Можно привлекать дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества.
|
|
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Ссылка делается в свободной форме. Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста.
Тематика сочинений разнообразна.
На выполнение экзаменационной работы отводится 6 астрономических часов.
Объем сочинения – от 350 слов.
Из пяти предложенных тем каждый студент выбирает одну.
Сочинение позволяет проверить все виды компетенции. Студенты находятся в равных условиях, что позволяет объективно оценивать их достижения.
Критерии оценивания.
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки выставляются в виде дроби.
Содержание:
1 - соответствие содержания работы заявленной теме;
2 – полнота раскрытия темы;
3 - наличие фактических ошибок;
4 - логичность рассуждения.
Речевое оформление:
1 – разнообразие лексики и грамматического строя речи;
2 – стилевое единство и выразительность речи;
3 – число речевых недочетов.
Грамотность:
число допущенных ошибок:
1 – орфографических;
2 – пунктуационных;
3 – грамматических.
Ошибка – нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка.
|
|
Недочет – нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно – целесообразной речи.
Ошибка оценивается с позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть написано».
Недочеты:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций,
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Нормы оценивания.
Содержание и речь:
«5» - полное соответствие теме, последовательное изложение, текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций, достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
«4» - содержание в основном соответствует теме, имеются незначительные нарушения последовательности и изложения мыслей, лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
«3» - имеются существенные отклонения от заявленной темы, допущено нарушение последовательности, лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны, встречается неправильное употребление слов, стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
«2» - работа не соответствует теме, допущены фактические неточности, нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, лексика бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют, часты случаи неправильного употребления слов, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, нарушено стилевое единство текста.
Грамотность:
“5” - нет ошибок, допускается один недочёт или негрубая ошибка.
“4” – 1-2 орфографические и пунктуационные ошибки.
“3” – 3-6 ошибок, 4 орфографические, 4 пунктуационные, 4 грамматические.
“2” – 7 ошибок
Классификация ошибок: содержание – фактические, логические, речевые;
грамотность – грамматические, орфографические, пунктуационные.
Перечень тем экзаменационных сочинений.
1. Мой Пушкин.
2. Какие добрые чувства пробуждает лирика?
3. Всегда ли она достойна его?
4. Что значит видеть в природе прекрасное?
5. Может ли зло помочь человеку понять себя?
6. Какой характер можно назвать противоречивым?
7. Согласны ли вы с утверждением Л.Н.Толстого: «Война – не
любезность, а самое гадкое дело в жизни»?
8. Как я понимаю слова Ф. И. Тютчева о природе: «В ней есть душа, в
ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…»?
9. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
10. Как Ф.М.Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах
произведений?
11. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
12. Как в произведениях классиков раскрыта проблема поиска смысла
жизни?
13. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
14. Как в произведениях И.А.Бунина раскрыта проблема человека и
времени?
15. Почему тема любви часто присутствует в русской литературе?
16. Почему тема «отцов» и «детей» часто присутствует в русской
литературе?
17. Согласны ли вы с утверждением В.Г.Белинского: «Жить – значит
чувствовать, мыслить, страдать…»?
18. Почему тема единства человека и природы часто присутствует в
лирике русских поэтов?
19. Верно ли, что «не зная прошлого, невозможно понять подлинный
смысл будущего» (М.Горький)?
20. Какого человека можно назвать патриотом?
21. Какое место в жизни современного человека занимает тема памяти и славы?
22. «Война – печальней нету слова…»(А.Т.Твардовский).
23. Когда гордость становится разрушительной для человека?
24. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».
|
|
(Ю. В. Друнина).
25. Блокада Ленинграда – 900 ночей и дней.
26. Верно ли, что сохранить любовь труднее, чем ее обрести?
27. Может ли любовь к человеку стать смыслом жизни?
28. Почему человек нередко становится источником несчастий других
людей?
29. Достопримечательности города Боровичи.
30. Что я знаю о родном городе?
31. Боровичи - город моего детства.
32. Боровичи – город - госпиталь.
33. Город Боровичи в военное время.
34. Боровичи в годы великой Отечественной войны.
35. «Эти сердцу милые края…»