Механизмы идентификации и обособления в теории В.С.Мухиной

Идентификация и Обособление. Благодаря механизму идентификации человек уподобляется другим людям, "выделывает" собственное Я как частицу рода. Поскольку все в мире повторяется, личность - живая и развивающаяся - сама ощущает связь времен и осознает единство со всем человеческим родом. В основе идентификации лежат законы повторения и связи времен. Сохранению своего уникального помогает механизм обособления. В основе обособления лежат потребности в развитии и росте, в свободе и познании своей сущности. Именно своего - неожиданного и неизведанного, вплетенного в сложную ткань общечеловеческого. Чтобы найти свое уникальное, данное именно ему, и "заполнить себя" своим, только ему данным предназначением, человек стремится освободиться от уравнивающих внешних влияний. Это борьба за право сделать свой выбор, принять свое собственное решение.

 

Идентификация - механизм присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности (В.С.Мухина);
Овладение идентификацией ведет к формированию механизмов социального поведения, к установлению отношений с другим человеком на положительных эмоциональных началах. Идентификация прежде всего, обеспечивает усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Идентификация содействует формированию социально значимых свойств личности, например таких, как способность к сопереживанию и активному нравственному отношению к людям, к человечеству, к самому себе.
Обособление – механизм отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности (В.С. Мухина)
Обособление - прежде всего механизм установления с другим человеком отношений на социально приемлемых началах, дающих возможность общающимся сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовать свои притязания на признание.
Обособление обеспечивает защиту индивидуально присущих человеку его личностных свойств, которые он усвоил через присвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения. Обособление содействует развитию таких позитивных качеств личности, как самостояние и защита своих мировоззренческих позиций.
Идентификация и обособление
– феномены, представляющие уникальное свойство человека. Личность присваивает свои сущностные черты через идентификацию и индивидуализирует себя через обособление.
Благодаря механизму идентификации-обособления человек взаимодействует с предметным миром, природой, знаковыми системами, идеями и всем социально-нормативным пространством.

 







Значение образно-знаковой системы в психическом развитии ребенка.

Человек с момента своего рождения помещен в мир культуры. В этом мире накоплен и закреплен огромнейший общечеловеческий опыт.

Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности, что приведет к созданию собственного пути по жизни.

Дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений, и поэтому они поставлены перед необходимостью овладевать ими и использовать их. Чем глубже и тоньше познание мира, тем большим количеством знаков и символов наполняется сознание ребенка и тем проще ему оперировать самими отвлеченными символами.

Согласно Л.С.Выготскому, средства диктуют всю структуру процесса поведения, знаки преобразуют структуру деятельности, психических процессов, превращая их в системы.

Л.С. Выготский отмечал в качестве важнейшего отличительного признака всех психических функций «знаковую организацию», которая предполагает сложноуровневую структуру.

Знак - любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования. Знак включается в познавательную и творческую деятельность человека, в общение людей.

Человек создал системы знаков, которые воздействуют на внутреннюю психическую деятельность, определяя ее, и одновременно детерминируют создание новых предметов реального мира.

Современные знаковые системы подразделяются на языковые и неязыковые.

Язык - система знаков, служащая средством человеческого мышления, самовыражения и общения. С помощью языка человек познает окружающий мир. Язык, выступая орудием психической деятельности, изменяет психические функции человека, развивает его рефлексивные способности.

Неязыковые системы знаков: знаки-признаки, знаки-копии, автономные знаки, знаки-символы и др.

Знаки-признаки - запримета, метка, отличие, отлика, все, по чему узнают что-либо. Это внешнее обнаружение чего-либо, обозначение признаком присутствия конкретного предмета или явления.

Знаки-копии - это воспроизведения, несущие в себе элементы сходства с обозначаемым.

Автономные знаки - это специфическая форма существования индивидуальных знаков, которая создается отдельным человеком (или группой людей) согласно психологическим законам творческой созидательной деятельности. Автономные знаки субъективно свободны от стереотипов социальных ожиданий представителей одной с созидателем культуры.

Знаки-символы- это знаки, обозначающие отношения народов, слоев общества или групп, утверждающие что-то. Так, гербы - отличительные знаки государства, сословия, города- материально представленные символы, изображения которых располагаются на флагах, денежных знаках, печатях и т.д.

Реальность образно-знаковых систем выступает как условие психического развития и бытия человека на всех его возрастных этапах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: