Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Профессии».
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии.
Логопед: Ребенок:
А) с суффиксом «НИК».
Рисует картины. Художник.
Ухаживает за садом. Садовник.
Чинит сапоги. Сапожник.
Работает на полюсе. Полярник.
Ходит на охоту. Охотник.
Показывает фокусы Фокусник.
|
|
Работает на пасеке Пасечник.
Добывает нефть Нефтяник.
Б) с суффиксом «ЩИК».
Чинит часы. Часовщик.
Точит ножи. Точильщик.
Кладет камни. Каменщик.
Носит багаж. Носильщик.
Зимует на Севере Зимовщик.
В) с разными суффиксами.
Фотографирует людей. Фотограф.
Тушит пожары. Пожарный.
Выступает в цирке. Акробат.
Продает лекарства. Аптекарь.
(Лексический материал занятия необходимо разделить на три занятия).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 9-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
У волчицы волчонок, а у белки бельчонок.
Упрямый козленок стоял за калиткой.
Наступил морозный январь.
Осенний лес пожелтел.
На арене выступал акробат.
Айболит лечил животных.
На подносах килограмм персиков и огурцов.
Вертолет летел в облаках.
Пушистый цыпленок бежал за наседкой.
Усталый дедушка отдыхал под каштаном.
За январем наступит февраль.
Забавный бурундук выглянул из норки.
Маленький Павлик пускал бумажный кораблик в тазу.
|
|
Сапожник постучал молотком и починил каблучок.
Не озябнут ладошки в варежках, а ножки в валенках.
Надо почистить кофейник.
Автобус отъехал от вокзалов.
На деревьях мы видели зябликов.
Аленка с подругой собрали букет из колосков и васильков.
В автобус вошел контролер.
За берлогой охотник увидел медвежат.
За окошком виднелась тень от деревьев.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕСЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ
(10-й тип слоговой структуры)
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 -го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его.
Логопед: Ребенок:
Салфет - салфетка
Незнай Незнайка
Таблет таблетка
Выстав выставка
Подмет подметка
Обнов обновка
Отмет отметка.
Отгад КА отгадка
Ватруш ватрушка
Картош картошка
Мартыш - мартышка
Матреш - матрешка
Игруш - игрушка
Заклад - закладка
Заплат заплатка
Упражнение «СЛОВА С «ТОЧКОЙ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 -го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его.
Логопед: Ребенок:
Лен - ленточка
Коф - кофточка
Кис - точка кисточка
Кос - косточка
Кар - карточка
Кур курточка
Чер черточка
Фор форточка
Вес весточка
Горс горсточка
Упражнение “НАЗОВИ ЛАСКОВО”.
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
|
|
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Логопед: Ребенок:
А) с суффиксом «К»
конфета - конфетка
Комната - комнатка
Морковь - морковка
Тетрадь - тетрадка
Подкова - подковка
Корзина - корзинка
Б) с суффиксом «ЧК»
Лампа - лампочка
Яблоко - яблочко
Аптека - аптечка
Облако - облачко.
В) с суффиксами «ИШК», «ЫШК», «ОШК», «УШК»
Изба - избушка
Солнце - солнышко
Пальто - пальтишко
Пятно - пятнышко
Зерно - зернышко
Зеркало - зеркальце.
Упражнение «НАЗОВИ ЗАКОНЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа.
2. Упражнять в различении и практическом употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида.
|
|
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает парные сюжетные картинки и называет глагол несовершенного вида. Затем просит ребенка назвать законченное действие, изображенное на другой картинке.
Логопед: Ребенок:
Поднимался поднялся
Обливался облился
Раздевался разделся
Накрывался накрылся
Убирался убрался
Нагибался нагнулся
Пекла испекла
Забирался забрался
Упражнение «КТО ОНА?».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при образовании имен существительных женского рода.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку изменить слова по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Лентяй лентяйка
Болтун болтушка
Друг подружка
Пастух пастушка
Индюк индюшка
Бедняк беднячка
Игрун игрунья
Упражнение «КОГО НЕ СТАЛО?».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при употреблении имен существительных единственного числа родительного падежа.
2. Развивать внимание и зрительную память.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: «Чего (кого) не стало?»
Ребенок:
Салфетки.
Комбайна
Поплавка.
Конверта.
Цыпленка.
Упражнение «СКАЖИ КАК».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при образовании наречий.
2. Расширять и активизировать словарный запас.