Знаки препинания при обращениях, вводных словах и словосочетаниях

Знаки препинания при обращениях Обращение — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос. · Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами. Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович? · Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой. Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике. · Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака: Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов). · Обычно местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями, однако есть исключение:ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, если заменяют собой название лица, к которому обращена речь: Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу!
Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях Вводные слова и словосочетания – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно. Вводные слова выражают: · Чувства говорящего (к счастью, к стыду, к сожалению и др.) · Степень уверенности (может быть, кажется, вероятно и др.) · Источник сообщения (по моему, по слухам, помнится и др.) · Связь мыслей и последовательность (в конце концов, с одной стороны, во-первых, таким образом и др.) · Способ оформления мыслей (другими словами, одним словом, наоборот и др.) · Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания (послушайте, видите ли, представьте и др.) · Степень обычности происходящего (бывает, по обычаю, случается) · Оценка меры (по крайней мере, самое большее и др.) · Экспрессивность (честно говоря, кроме шуток, по правде сказать) Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми: авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы. Обратите внимание: некоторые вводные слова и словосочетания (однако, наконец, таким образом, в самом деле, значит и др.) могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Чтобы не перепутать задавайте вопрос, если к слову можно задать вопрос от другого слова, то значит это член предложения. Омонимичные вводным словам союзы можно заменить другими схожими по смыслу союзами. · Вводными могут быть предложения. Они выделяются запятымиили тире. Он, я думаю, неплохой человек. Захожу я в комнату и – можете себе представить – вижу полный беспорядок. · В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение. Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна, но в ней есть своя прелесть.

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ

Слова автора предшествуют прямой речи А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П». Прямая речь предшествует словам автора: «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. “П...” – а. Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п) “П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”. “П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”. “П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”. “П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься”. “П... – а. – П”. “Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать”. “П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”. Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты. А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень. А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.
Знаки препинания при цитировании · Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «….». · Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее.   · Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление: «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский). «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). · Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками Береги честь смолоду. Пословица.

Задание 4. Синтаксический анализ

Формулировка задания

Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 

Описание содержания задания

 

Необходимо заменить указанное в задании словосочетание синонимичным, то есть имеющим такое же значение, но только с другим типом синтаксической связи.

Для успешного решения этой задачи нужно

уметь определять главное и зависимое слово в словосочетании,

уметь определять, какими частями речи они выражены,

знать основные типы словосочетаний (согласование, управление, примыкание).

ВАЖНО!

В вариантах этого задания могут встретиться следующие виды замены:

согласование → управление   

управление → согласование

управление → примыкание   

примыкание → управление

согласование → примыкание

примыкание → согласование

Образец рассуждения

В предложенном словосочетании находим главное слово «цель» (от которого задаётся вопрос чего?) и зависимое «жизни» (к которому задаётся вопрос от главного). Главное слово оставляем без изменения, а зависимое меняем на однокоренное прилагательное (какая?) в соответствии с требованием речевой задачи. Место зависимого слова по отношению к главному необходимо изменить.

Ответ: жизненнаяцель

Алгоритм выполнения

1. В задании необходимо заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другой связью.

2. Вид связи в словосочетании определяется а) по зависимому слову и б) по вопросу.)

3. Определите главное слово в словосочетании. От него задается вопрос к зависимому. Главное слово оставляем неизменным. А зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.

4. Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление, то найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог. (деревянный стол – стол из дерева)

5. Если нужно преобразовать словосочетание из управление в согласование, то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово. (волнение без причины – беспричинное волнение)

6. Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание, тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие. (сказать с вызовом – вызывающе сказать)

7. Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление, то зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово. (грустно посмотрел – посмотрел с грустью)

 

Теория

Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью.

В словосочетании есть главное слово и зависимое слово.
Главное слово – это то, от которого задается вопрос.
Зависимое слово – это то, к которому задается вопрос.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: