Знаки препинания при обращениях Обращение — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос. · Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами. Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович? · Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой. Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике. · Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака: Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов). · Обычно местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями, однако есть исключение:ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, если заменяют собой название лица, к которому обращена речь: Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу! |
Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях Вводные слова и словосочетания – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно. Вводные слова выражают: · Чувства говорящего (к счастью, к стыду, к сожалению и др.) · Степень уверенности (может быть, кажется, вероятно и др.) · Источник сообщения (по моему, по слухам, помнится и др.) · Связь мыслей и последовательность (в конце концов, с одной стороны, во-первых, таким образом и др.) · Способ оформления мыслей (другими словами, одним словом, наоборот и др.) · Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания (послушайте, видите ли, представьте и др.) · Степень обычности происходящего (бывает, по обычаю, случается) · Оценка меры (по крайней мере, самое большее и др.) · Экспрессивность (честно говоря, кроме шуток, по правде сказать) Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми: авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы. Обратите внимание: некоторые вводные слова и словосочетания (однако, наконец, таким образом, в самом деле, значит и др.) могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Чтобы не перепутать задавайте вопрос, если к слову можно задать вопрос от другого слова, то значит это член предложения. Омонимичные вводным словам союзы можно заменить другими схожими по смыслу союзами. · Вводными могут быть предложения. Они выделяются запятымиили тире. Он, я думаю, неплохой человек. Захожу я в комнату и – можете себе представить – вижу полный беспорядок. · В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение. Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна, но в ней есть своя прелесть. |
|
|
|
|
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ
Слова автора предшествуют прямой речи А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П». Прямая речь предшествует словам автора: «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. “П...” – а. Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п) “П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”. “П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”. “П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”. “П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься”. “П... – а. – П”. “Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать”. “П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”. Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты. А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень. А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа. |
Знаки препинания при цитировании · Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «….». · Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее. · Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление: «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский). «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). · Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками Береги честь смолоду. Пословица. |
Задание 4. Синтаксический анализ
Формулировка задания
Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Описание содержания задания
Необходимо заменить указанное в задании словосочетание синонимичным, то есть имеющим такое же значение, но только с другим типом синтаксической связи.
Для успешного решения этой задачи нужно
уметь определять главное и зависимое слово в словосочетании,
уметь определять, какими частями речи они выражены,
знать основные типы словосочетаний (согласование, управление, примыкание).
ВАЖНО!
В вариантах этого задания могут встретиться следующие виды замены:
согласование → управление
управление → согласование
управление → примыкание
примыкание → управление
согласование → примыкание
примыкание → согласование
Образец рассуждения
В предложенном словосочетании находим главное слово «цель» (от которого задаётся вопрос чего?) и зависимое «жизни» (к которому задаётся вопрос от главного). Главное слово оставляем без изменения, а зависимое меняем на однокоренное прилагательное (какая?) в соответствии с требованием речевой задачи. Место зависимого слова по отношению к главному необходимо изменить.
Ответ: жизненнаяцель
Алгоритм выполнения
1. В задании необходимо заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другой связью.
|
|
2. Вид связи в словосочетании определяется а) по зависимому слову и б) по вопросу.)
3. Определите главное слово в словосочетании. От него задается вопрос к зависимому. Главное слово оставляем неизменным. А зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
4. Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление, то найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог. (деревянный стол – стол из дерева)
5. Если нужно преобразовать словосочетание из управление в согласование, то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово. (волнение без причины – беспричинное волнение)
6. Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание, тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие. (сказать с вызовом – вызывающе сказать)
7. Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление, то зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово. (грустно посмотрел – посмотрел с грустью)
Теория
Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью.
В словосочетании есть главное слово и зависимое слово.
Главное слово – это то, от которого задается вопрос.
Зависимое слово – это то, к которому задается вопрос.