Примеры устойчивых сравнений

1. Глаза как бездонное озеро;

2. Красный как рак;

3. Сладкий как мед;

4. Как слон в посудной лавке;

5. Застыл как памятник;

6. Завертелся волчком/вертеться как белка в колесе;

7. Бежать как на пожар;

8. Смотрит как баран на новые ворота.

 

 

Эпитет - это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его качество или свойство.

Задача эпитета - создать яркий образ.

Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные, с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:

1. глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;

2. черная тоска – максимально печальное состояние;

3. сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;

4. жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;

5. стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.

 

Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи.

Например, наречия:

Трава весело цвела.

И горько жалуюсь, и горько слёзы лью.

 

Или существительные:

Ночевала тучка золотая на груди утёса – великана.

Пружина чести – наш кумир.

 

Или местоимения:

А помнишь схватки боевые? Да говорят, ещё какие!

Или причастия и причастные обороты:

Лист, звенящий и танцующий в тишине веков.

Также деепричастия, и деепричастные обороты.

Как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.

 

Эпитеты также делятся на простые и сложные.

Простые эпитеты выражены одним словом («парус одинокий»),

сложные эпитеты - словосочетанием («берег, милый для меня»).

 

Фразеологизм - лексически неделимая, воспроизводимая единица языка, устойчивая в своем составе: бить баклуши, закадычный друг.

Фразеологизм достаточно легко распознать. Эти словосочетания имеют свои отличительные черты:

1. В них насчитывается два и более слов.

2. Имеют устойчивый состав.

3. Имеют переносное значение.

4. Имеют исторические корни.

5. Являются единым членом предложения.

 

Примеры фразеологизмов и их значения

Играть в бирюльки - заниматься пустяками.

Баклуши бить – бездельничать.
После дождичка в четверг – никогда.
Душа в пятки ушла - человек перетрусивший, испугавшийся
Живота не пожалеть - пожертвовать жизнью.
Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко.
Из мухи делать слона - превращать мелкий факт в целое событие
Съесть пуд соли - хорошо узнать друг друга
Скатертью дорога - уходи, без тебя обойдемся
Работать засучив рукава - работать горячо, со старанием

Водой не разольёшь— о крепкой дружбе

Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом

Воды в рот набрал– молчит и не желает отвечать

В тихом омуте черти водятся — о том, кто тих, смирен только с виду

Выйти сухим из воды — без плохих последствий, остаться безнаказанным

 

Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)

Звукопись — фонетическое речевое средство, придающее произведению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома. Суть звукописи сводится к повторению определенных звуков или слогов с целью достижения необходимого изобразительного эффекта.

Аллитерация — прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» - звучание грома.

В «Медном всаднике» А. С. Пушкина встречается выразительный и удачный пример многократного использования глухого звука: «Ш ипенье пенистых бокалов и пун ш а пламень голубой». Автор применяет фонетический повтор «ш», который вызывает в воображении образ шипящего шампанского. Произведение Г. Р. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Гр охочет эхо по горам, как гр ом гр емящий по гр омам».

Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:

.. Тр убы тр убят в Нове гр аде, ст оять ст язи в Пу т ивле...

Звукосочетания «тр» и «гр» создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание «ст» дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.

 

Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание - более мелодичным. Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации. Его не так просто заметить в тексте, но, если быть внимательным, это возможно. Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для создания определенного настроения. Или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое.

Ассонанс усиливает выразительность речи. Например, Лермонтов, использовал этот приём в «Бородино»:

У наших у шки на мак у шке,

Ч у ть у тро осветило п у шки

И леса синие верх у шки —

Франц у зы т у т как т у т.

Забил заряд я в п у шку т у го

И д у мал: у гощ у я др у га!..

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.









Задание 8. Лексический анализ

 

Формулировка задания

Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Напишите один из этих синонимов.

 

Описание содержания задания

В задании востребовано умение проводить лексический анализ слова в контексте:

  определять

лексическое значение слова и фразеологизма,

значения многозначного слова,

стилистическую окраску слова (нейтральное, книжное, разговорное,  просторечное),

сферу употребления слова (общеупотребительное, профессиональное, диалектное);

  подбирать синонимы, антонимы.

 

Образец рассуждения

Синонимами называются слова, выражающие одно и то же понятие, тождественное или близкое по значению, которые отличаются оттенками значения, или стилистической окраской, или сферой употребления.

В тексте наряду со словом «ялик» встречаются его синонимы «лодка» (предложения 4 и 8), «шлюпка» (предложение 27)  и «судно» (предложение 30).

Любой из них вписываем в ответную строку.

Ответ: судно <или> лодка <или> шлюпка

 

Теория


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: