Основные понятия морали

 

Сущность морали. Человек живёт среди людей.А этозначит — руководствуется определёнными принципами и правилами общения. Он должен соотносить своё Я с обще-ственным Мы, иметь цели на ближайшее будущее и на перспективу, выбирать пути и средства достижения целей. Эти принципы, нормы, идеалы, отношение к добру и злу, общему и личному, справедливому и несправедливому и составляют суть морали.

 

Понятие мораль (от лат. moralis — народные обычаи, нравственность) охватывает обычаи, нравы, нормы челове-ческого поведения, которые выражают высшие ценности человека как разумного и ответственного существа.

 

Не существует единого бесспорного определения мо-рали.

 

Чаще всего под моралью понимают систему норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолж-ных поступках.

 

Однако ещё в Древней Греции мораль рассматривалась как мера господства человека над самим собой, показа-тель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает. примеру, если ты пообещал товарищу помочь в выполнении какой-либо работы, но друзья по-звали тебя в компьютерный клуб, и ты пошёл с ними, — вряд ли такой поступок можно назвать вполне нравствен-ным. «Мелочь», — скажете вы. Да, мелочь, но ведь имен-но по конкретным поступкам человека судят о степени его нравственности.

 

Когда о человеке говорят, что он нравственный, то обычно имеют в виду, что он порядочный, добрый, от-зывчивый. Когда же кого-то называют безнравственным, то подразумевают, что он является злым, жестоким, не-честным.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


158 Тема 4. Человек и нравственность

 

Мораль всегда выступает как умеренность, способность

 

к самоограничению. Она противоположна распущенности и в чём-то ближе к аскетичности, т. е. способности человека ограничить себя, вести строгий образ жизни, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания. Она противостоит чувственной разнузданности — лени, обжорству, хамству, разврату. Во все времена и у всех народов мораль ассоциировалась со сдержанностью. Сре-ди положительно оцениваемых моральных качеств одно из первых мест всегда занимали умеренность и мужество. Они свидетельствуют о том, что человек умеет противо-стоять чревоугодию (неумеренности в еде) и страху, этим наиболее сильным инстинктивным позывам своей живот-ной природы, умеет властвовать над ними.

 

Таким образом, мораль есть сфера поступков, а поступ-ки ставят человека в определённое отношение к другим людям. Значит, мораль характеризует способность жить в обществе. Когда о ком - то говорят, что он сильный и умный, то упоминают свойства, которые характеризуют личность саму по себе; чтобы проявить их, она необя-зательно нуждается в других людях. Но когда о ком-то говорят, что он добрый, щедрый, любезный, то называют свойства, которые обнаруживаются только в отношениях с другими. Робинзон, оказавшись на острове один, вполне мог демонстрировать и силу, и ум, но, пока не появился Пятница, у него не было возможности быть великодушным и любезным. Люди вступают в отношения друг с другом, так как они вместе что-то делают: выполняют совместную работу, играют в футбол, развлекаются на дискотеке, бе-седуют и т. д. Общение есть естественное и необходимое условие существования людей. Мораль здесь выступает как человечность. Она помогает жить лучше, правильно вести себя, гуманно и требовательно относиться к другим. Она предостерегает от неверных шагов и ошибок.

 

Добро и зло. В широком смысле слова добро и зло обо-значают соответственно положительные и отрицательные явления, поступки, качества. Это наиболее общие поня-тия, разграничивающие нравственное и безнравственное.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 20. Основные понятия морали 159

Традиционно добро связывают с понятием блага, к кото-рому относится то, что полезно людям. Главный признак добра — способствовать проявлению подлинной сущности человека — его самораскрытию, самореализации. Для уча-щегося это трудолюбие, внимательность, ответственность, активность, творчество.

 

Добро имеет свои особенности. Благие намерения, не проявившиеся в действиях, ещё не есть реальное добро: это добро потенциальное (возможное). Как часто мы пла-нируем совершить добрые дела, но откладываем их на потом! Неслучайно говорится, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Благо относительно: нет ничего такого, что в любых обстоятельствах было бы только по-лезным. И яд в небольших количествах может быть ле-карством; и физические упражнения, если они чрезмерны, могут довести человека до заболевания. Поэтому то, что является добром (благом) в одном отношении, может быть злом в другом. Однако понятие «добро» не превращается в понятие «зло». Добро — это всегда нечто положительное.

 

Под злом понимают то, что противоположно добру, что разрушает благо: безнравственность в поступках и убежде-ниях людей, бесчеловечность, вообще всё то, что достойно осуждения. Понятие зла выражает общую характеристику отрицательных моральных качеств и оценку конкретных отрицательных поступков. К злу относятся такие каче-ства, как зависть, гордыня, мстительность, высокомерие, злодеяние. То, что было в каком-то отношении добром, в процессе развития может обнаружить противоположное ка-чество. Злая мачеха в сказке «Золушка» была добра к сво-им дочкам: потакая их капризам, старалась выполнить все желания, холила и нежила их. Однако такое неправильно понятое добро обернулась злом: дочки стали глупыми и капризными великовозрастными барышнями, неумелыми, нелюбимыми и неуважаемыми. Крупномасштабные работы

 

в Беларуси по осушению болот дали когда-то возможность расширить полезные площади и, следовательно, способ-ствовали добру — увеличению производства сельскохозяй-ственной продукции. Но со временем это привело к уни-чтожению рек и озёр, определявших природные условия

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


160 Тема 4. Человек и нравственность

некоторых районов нашей страны, т. е. причинило при-роде и людям очевидное зло.

 

Таким образом, добро и зло — противоположности, которые соотносятся друг с другом. Не разобравшись, что такое добро, ты не поймёшь и особенности зла. В за-висимости от содержания, которое мы вкладываем в наш жизненный идеал, добро и зло трактуются как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, ра-дость и горе. Добро — это то, что приближает к идеалу, а зло — то, что отдаляет от него.

 

Долг. Мы часто слышим: «Ты должен хорошо учиться(трудиться), уважать старших, помогать младшим». Когда хвалят человека за достойный поступок, говорят, что он выполнил свой долг. Что же такое долг?

 

Долг —это принятая личностью необходимость под-чиняться общественному правилу или предписанию.

 

Например, долг каждого гражданина участвовать в вы-борах, долг каждого юноши — служить в рядах Вооружён-ных сил, долг родителей — заботиться о своих детях, долг взрослых детей — заботиться о престарелых или больных родителях.

 

Источником долга является общественный интерес, ко-торый формирует нравственную обязанность человека по отношению к другим людям и самому себе. Нередко это вызывает внутреннее сопротивление личности, поскольку долг ограничивает её свободу, превращает жизнь в цепь обязанностей, требует подчинять личный интерес интере-сам других. Однако если разобраться, то всё становится на свои места: мой личный интерес обеспечивается должным поведением другого, а я, в свою очередь, должен учиты-вать его интерес, заботиться о его благе.

 

Простое исполнение обязанностей ещё не есть долг

 

в полном смысле этого слова. Долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравствен-ных побуждений. Во время аварии на Чернобыльской АЭС

 

в 1986 году многие специалисты не просто выполняли требования руководства по ликвидации её последствий, но

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 20. Основные понятия морали 161


 

М. А. Савицкий. Реквием (1988)

 

действовали по внутренним нравственным побуждениям, рискуя собственной жизнью ради спасения сотен тысяч людей.

 

Важнейшим свойством долга является его доброволь-ность. Люди нравственного долга инициативны,деятель-ны, активно утверждают в жизни добро и не могут равно-душно проходить, если видят несправедливость. В послед-нее время в нашей стране создаётся много экологических отрядов из числа учащихся и студентов, которые добро-вольно приводят в порядок берега рек, озёр, каналов, уча-ствуют в акциях «Чистый город», «Квітней, Беларусь!». Нравственный долг формирует у таких людей активную гражданскую позицию, развивает у них чувство личной сопричастности всему происходящему вокруг, стремление вносить посильный вклад в общее дело.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


162 Тема 4. Человек и нравственность

Совесть как регулятор поведения личности. Совесть—это чуткий индикатор, определяющий соответствие ин-дивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям.

 

Совесть представляет собой способность человекакритически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм.

 

Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора, свойственную морали в целом, действуя в четырёх на-правлениях:

 

1) как побудитель, ориентируя нас на соблюдение нрав-ственных требований;

 

2) как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за неправильный предполагаемый выбор;

 

3) как контролёр, оценивая наши поступки, вызывая удо-влетворение сделанным нами или, наоборот, раскаяние;

 

4) совесть может говорить в нас и во время действий, помогая корректировать их.

 

Слово «совесть» («со - весть») произошло от старосла-вянского «себя ведать», т. е. «себя знать». В разговоре с собственной совестью человек словно стоит лицом к лицу

 

с самим собой как нравственным существом и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно от-кровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чём-то нежелательном, особенно если не было свидетелей, но обмануть собственную совесть невозможно: это «свиде-тель, который всегда с тобой».

 

Древнегреческий философ Демокрит, живший на ру-беже V и IV вв. до н. э., требовал: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись го-раздо более стыдиться самого себя, чем других».

 

В то же время совесть как средство самооценки не абсолютна. Она может быть снисходительной. Её нельзя обмануть, но можно «усыпить», «уговорить». Существует целый набор всем хорошо знакомых увещеваний, пред-назначенных для сделки с совестью: «хотел как лучше»; «не знал, что так получится»; «все так делают»; «другие поступают ещё хуже» и т. д.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 20. Основные понятия морали 163

Есть люди, которые никогда не идут на компромисс

 

с собственной совестью, не отступают от высших нрав-ственных принципов. Каждый человек сталкивается с разными обстоятельствами, которые ставят нас перед выбором. И правильный выбор должна подсказывать со-весть. Проблема же состоит в том, чтобы активизировать её, сделать высшим судьёй всей нашей жизни. Угрызе-ния совести — это стыд за совершённое или за то, что хотел совершить. Муки совести не только позволяют оценить собственный поступок, но и помогают изменить своё поведение. Подчёркивая мысль о том, что совесть для человека значит больше, чем слава, русский поэт Г. Р. Державин писал:

 

Что слава? Счастье нам прямое — Жить с нашей совестью в покое.

 








Некоторые выводы

 

1. Мораль — это система норм и правил поведения, которая помогает человеку в выборе линии действий, направляет его поступки и отношения на основе пред-ставлений о добре и долге. 2. Добро и зло — наибо-лее общие моральные понятия, разграничивающие нравственное и безнравственное и характеризующие всякую человеческую деятельность и отношения.

 

3. Долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуж-дений. 4. Совесть — это способность к самооценке; она является внутренним регулятором поведения личности.

 

 

?! Вопросы и задания

1. Что такое мораль? Для чего она необходима?

 

2. В чём состоит нравственное (моральное) поведение?

 

3. Могут ли, на ваш взгляд, злые поступки при определённых условиях превращаться в добрые? А наоборот: добрые дела — в плохие? Приведите примеры.


 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


164 Тема 4. Человек и нравственность

4. Старинная китайская притча рассказывает о юноше, кото-рый обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики, чтобы наставить на путь истины.

 

— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.

 

— Конечно, нет! — ответил юноша.

 

— А воровать?

 

— А убивать?

 

— Нет…

 

— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай всё это. А познав, не делай!

 

Что хотел сказать мудрец своим странным советом?

 

5. Как вы понимаете свой долг: перед обществом; перед коллективом; перед семьёй; перед самим собой?

 

6. Как вы понимаете выражения «чистая совесть», «угрызения совести»?

 

7. В чём, на ваш взгляд, заключаются сходство и различие между стыдом и совестью?

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: