Структура и содержание информационного ресурса, обеспечивающего эффективность функционирования фирмы

Поскольку информационный ресурс, обеспечивающий эффективность функционирования фирм сферы информационного бизнеса, подвержен тенденции динамичного изменения структуры и содержания, то возникает проблема классификации информации, входящей в информационный ресурс.

Всю информацию, необходимую фирме для успешной организации коммерческой деятельности, требующую постоянного контроля со стороны предприятия, можно структурировать по двум признакам: внешняя и внутренняя.

1. Внешняя информация включает:

- Общее состояние рынка (номенклатура товара, количество производителей и продавцов, цены и объемы сделок по группам товаров, производителей и продавцов, тенденции изменения спроса, покупательская способность групп потребителей и т.д.).

- Информацию о региональных особенностях и тенденциях развития данной сферы бизнеса.

- Исследования информационной потребности потенциальных клиентов с позиций определения ее структуры и содержания с целью разработки оптимального набора средств ее удовлетворения.

- Результаты анализа потребительского спроса на информационные продукты, их рыночная стоимость.

- Показатели состояния и тенденций развития смежных и перспективных рынков (производителей и потребителей).

- Прогнозы на изменения и совершенствование конъюнктуры рынка.

- Показатели основной деятельности фирм - ближайших конкурентов, удовлетворяющих информационные потребности клиентов в данном сегменте рынка информационных услуг и продуктов (объем производства и реализации продукции в разбивке по временным периодам, наличие и широта дистрибьюторской сети, методы рекламных и маркетинговых компаний, рекламный бюджет, перспективные планы выпуска продукции, себестоимость продукции и т.д.). Большая часть такой информации является конфиденциальной и трудно доступной.

- Изучения возможностей ближайших конкурентов с позиций удовлетворения существующих на рынке информационных потребностей.

- Сведения о наукоемких технологиях, используемых в процессе производства информационных услуг.

- Информацию о правовом обеспечении сферы информационного бизнеса, об изменениях в законодательстве и социальных процессах.

2. Внутренняя (внутрифирменная) информация включает:

- Показатели финансового состояния и финансовых результатов деятельности фирмы.

- Показатели, характеризующие внутрифирменное состояние фирмы в текущем периоде и положение выпускаемого продукта на рынке (величина и структура себестоимости продукта, товарно-складские запасы, скорость и объем товарооборота, статистические данные по динамике реализации продукции и т.д.).

- Показатели информационного, методического и технологического потенциала фирмы.

- Показатели, характеризующие перспективность развития фирмы.

- Информация о кадровом потенциале фирмы.

- Информационно-методическое обеспечение процесса предоставления услуг.

К основным факторам, которые необходимо учитывать при организации коммерческой деятельности фирм на рынке информационных услуг и продуктов, можно отнести следующие:

- Изменение структуры и состава информационных потребностей пользователей. Информация превращается в массовый продукт. Растущую потребность в информации начинают испытывать не только предприятия и организации, но и миллионы граждан.

- Информация становится экономической категорией. Она получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. Возникает рынок информационных услуг и продуктов, где информация продается и покупается, а операции с информацией приносят прибыли и убытки. Расширяются инвестиции в производство информации с целью получения новой информации, создания различного рода инноваций для извлечения дополнительной прибыли.

- Возрастание технологических возможностей получения, передачи, хранения и использования информации во все возрастающих объемах. Отчасти этому способствуют свойства самой информации как товара (информацию легко тиражировать, потребление информации не ведет к ее уменьшению, а обмен информацией способствует ее росту), но в основном это вызвано быстрым прогрессом в создании информационных и коммуникативных технологий.

Особенности функционирования фирм сферы информационного рынка:

- Практическое отсутствие правового обеспечения деятельности фирм.

- Высокая конкуренция с западными производителями информационных услуг и продуктов.

- Отсутствие системы льготного налогообложения, что тормозит развитие инфраструктуры информационного бизнеса.

- Широким спектром работы с клиентами и партнерами, в отличие от других сфер бизнеса.

- Особыми требованиями к профессиональной компетентности сотрудников фирмы.

- Направленностью на реализацию маркетингового подхода в организации коммерческой деятельности.

- Необходимостью реализации гибкой системы ценообразования.

- Практическим отсутствием специалистов в области предоставления информационных услуг. [4]

Особенности предпринимательской деятельности на рынке образовательных услуг

Структурные сдвиги в национальной экономике, обусловленные ее переходом на рыночные рельсы, возбудили интерес экономистов к рынку услуг, самому феномену услуг, в том числе образовательных. Понятийный аппарат этой сферы экономики пока не сформировался. Это видно, в частности, из определения услуг вообще, и образовательных в частности. Образовательные услуги – представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разно- 18 образных образовательных потребностей личности, общества, государства.

Формирование и функционирование рынка образовательных услуг подчиняется, общим законам рыночной экономики, однако обладает рядом специфических особенностей: высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер, значительная скорость оборота капитала, большая чувствительность образовательных услуг к рыночной конъюнктуре в силу невозможности их складирования и транспортирования, индивидуальность производства [5].

Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями.

Рыночная ориентация образовательного учреждения предполагает широкий ассортимент продукции образовательного учреждения с учетом требований общества, научно-технического прогресса, что способствует легкому налаживанию процессов и технологий оказания услуг. В руководстве образовательного учреждения стратегические решения готовятся и принимаются людьми, компетентными в конъюнктуре образовательных услуг, в вопросах региональной экономики. И в этом случае особенностями предпринимательской деятельности образовательного учреждения с рыночной ориентацией будут являться:

- базирование на целевых инновациях, способных работать в условиях риска и динамичного спроса;

- гибким сетевым построением;

- поддержка работников в деятельности в рамках стратегии организации, для чего руководство максимально делегирует права и ответственность исполнителям;

- ориентация на компетентность кадров, чья деятельность основана на балансе выгоды и риска;

- своевременное и гибкое реагирование на изменение требований потребителя [6].

Таким образом, к предпринимательской деятельности образовательного учреждения можно отнести следующие направления деятельности:

- реализация основных фондов и иного имущества всеми образовательными организациями, включая образовательные учреждения;

- сдача в аренду основных фондов и иного имущества всеми образовательными организациями, включая образовательные учреждения; инвестиционно-финансовая деятельность всех образовательных организаций, включая образовательные учреждения;

- иные виды вне реализационных доходов всех образовательных организаций, включая образовательные учреждения.

Учет особенностей предпринимательской деятельности на рынке образовательных услуг способствует повышению эффективности функционирования учреждений в условиях рыночной экономики.

Многие государственные учреждения высшего образования, в том числе Тамбовский государственный технический университет, вынуждены отходить от их изначального статуса университетов, предоставляющих только бесплатные образовательные услуги, открывая набор платных студентов.

Предпринимательская деятельность для государственных вузов является новой и требует новых организационных структур и компетенций персонала. Государственные образовательные организации вынуждены совершенствовать управление вузом, администрировать большее количество видов деятельности, нацеленных на привлечение средств. Поощряются предпринимательские партнерства и совместные программы с зарубежными компаниями и университетами. Деятельность по привлечению дополнительного дохода охватывает различные сферы деятельности вуза: образовательную, научно-исследовательскую, консалтинговую.

Для увеличения числа студентов разрабатываются образовательные программы, пользующиеся наибольшим спросом: программы в области экономики, юриспруденции, менеджмента. Однако новые системы лицензирования и аккредитации выдвигают достаточно жесткие условия по увеличению платного набора в этих областях. Поскольку в современных условиях требуется постоянное обновление полученных при обучении в вузе знаний и развивается концепция обучения в течение всей жизни, многие вузы разрабатывают программы дополнительного образования, как в профессиональной сфере по основному направлению образовательной деятельности образовательной организации, так и в непрофильных для данного университета, сферах. Наибольшим спросом пользуются курсы по информационным технологиям, иностранным языкам, бизнес-администрированию и юриспруденции, т. е. те области знаний, за которые потребители образовательной услуги готовы оплатить дополнительно.

Вынужденная и стимулируемая предпринимательская деятельность заставляет образовательные учреждения государственного сектора перенимать опыт частных учебных заведений. Увеличение объема платных образовательных услуг в государственных университетах коррелируется со спадом в частном образовательном секторе, который до недавнего времени составлял 31,3% от общего количества зачисленных на программы высшего образования в мире.

Все больше и больше предложение дополнительных образовательных услуг, предоставляемых именно государственными университетами, дает возможность государственным образовательным учреждениям высшего образования привлекать студентов как на платные, так и на бюджетные места. Конкуренция вузов за абитуриентов обостряется как на платных, так и на бюджетных программах. Прием на бюджетные места ограничивается демографическими процессами, увеличение набора на платные программы приносит вузу дополнительный доход и относительную автономию.

Разработка и внедрение платных дополнительных образовательных программ помогает университетам не повышать стоимость обучения, или вовсе не вводить плату, удержать профессорско-преподавательский персонал, и обеспечивает предложение, успешно конкурирующее с предложениями других игроков рынка образовательных услуг. [7]


Список использованных источников

1. Организация предпринимательской деятельности - https://books.ifmo.ru/file/pdf/1167.pdf (Дата обращения: 9 марта 2020 г.)

2. Особенности организации предпринимательской деятельности - https://otherreferats.allbest.ru/management/00558474_0.html (Дата обращения: 9 марта 2020 г.)

3. Предпринимательская деятельности на информационном рынке - http://www.dslib.net/econom-teoria/predprinimatelskaja-dejatelnost-na-rynke-informacionnyh-resursov-osobennosti.html (Дата обращения: 9 марта 2020 г.)

4. Особенности организации предпринимательской деятельности на информационном рынке - https://studopedia.su/6_51443_lektsiya--osobennosti-organizatsii-i-funktsionirovaniya-kommercheskoy-deyatelnosti-firmi-na-rinke-informatsionnih-uslug-i-produktov.html (Дата обращения: 9 марта 2020 г.)

5. Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учеб. пособие / А.П. Панкрухин. – М.: Интерпракс, 1995. – 240 с. (Дата обращения 17 марта 2020 г.)

6. Тарануха, Ю. Предпринимательство в переходной экономике / Ю. Тарануха // Экономист. – 2007. – № 10. – С. 43–48. (Дата обращения: 17 марта 2020 г.)

7. Предпринимательская деятельность университета и маркетинговый подход - https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/prlogkaf/Documents/Тростина12.pdf (Дата обращения: 17 марта 2020 г.)

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: