Итоги освоения содержания образовательной области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика возрастных особенностей

Ведущей составляющей музыкальности ребенка старшего дошкольного возраста является эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения. Эмоциональная отзывчивость к музыке, выражающаяся в умениях ребенка осуществлять элементарный музыкальный анализ произведения, определять средства музыкальной выразительности, проявляется в специальных музыкальных способностях – ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха), чувство ритма (эмоциональная способность). Слушание музыки вызывает у ребенка сопереживание, сочувствие, адекватное содержанию музыкального образа, побуждает к размышлениям о нем, его настроении.

Ребенку седьмого года жизни свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора, выражающиеся в изменившемся его отношении к исполнению музыки, – участие в музыкальной деятельности становится для ребенка художественным творчеством.

Задачи музыкального воспитания и развития

Задачи воспитания и развития детей в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации:

· способствовать обогащению слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями, направлениями в музыке, накапливанию представлений о жизни и творчестве композиторов, развитию умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;

· создавать условия для обучения детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

Задачи воспитания и развития детей в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества:

· способствовать развитию умений чисто интонировать в пении, сотрудничать и заниматься творчеством в коллективной музыкальной деятельности;

· способствовать освоению навыков ритмического многоголосья посредством игрового музицирования;

· стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.

Ориентация детей в образовательной области

Дети учатся узнавать и различать музыку разных композиторов, стилей и жанров (характерные признаки балета, оперы, симфонической и камерной музыки). Имеют основные представления о творчестве композиторов, музыкальных инструментах, элементарных музыкальных формах. Различают средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимают, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности. Рассуждают о музыке адекватно характеру музыкального образа. Дети соотносят новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений.

Организация опыта освоения образовательной области

Педагог осуществляет диагностику интересов и избирательных предпочтений детей в выборе видов музыкальной деятельности, музыки разных жанров и композиторов.

Обогащает музыкой другие виды детской деятельности, организуя образовательные ситуации.

Педагог использует музыкально-дидактические игры в организации совместной деятельности детей, включает их в самостоятельную деятельность дошкольников.

Развивающая среда детского сада оснащена необходимыми музыкально-дидактическими играми, которые учат ребенка играть в них и создавать такие игры самостоятельно.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка:

• развита культура слушательского восприятия;

• любит посещать концерты, музыкальный театр, делиться полученными впечатлениями;

• музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов;

• проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках;

• активен в театрализации (участвует в ритмо-интонационных играх, стихотворных ритмах, певучих диалогах, рассказываниях);

• проговаривает ритмизированно стихи и способен к импровизации мелодии на заданную тему, участвуя в инструментальных импровизациях.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:

• не активен в некоторых видах музыкальной деятельности;

• не узнает музыку известных композиторов;

• имеет слабые навыки вокального пения;

• плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой;

• не принимает активного участия в театрализации;

• музыкальные способности развиты слабо*.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды музыкальной деятельности Педагогические цели и задачи Музыкальный репертуар Интеграция образовательных областей Формируемые интегративные качества
1 2 3 4 5

Сентябрь, 3-я неделя*

Планета детства

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;   Способствовать развитию умений различать, сопоставлять образы двух контрастных произведений.   «Болезнь куклы», муз. П. Чайковского [9, с. 83]**. «Новая кукла», муз. П. Чайковского [25, с. 10].

 

• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация).

• Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучива-

ние).

• Физическая культура (дви-

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполнять несложные физические упражнения.

Любознательный, активный: проявлять высокую речевую активность.

Эмоционально отзывчивый: сопереживать персонажам литературных произведений.

Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: использовать различные формы общения.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы

б) развитие слуха и голоса. Способствовать развитию чувства ритма; создавать условия для организации и проведения упражнения в умении различать ритмические рисунки песен Е. Тиличеевой, интервалы в пределах чистой секунды, малой терции. «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой [2, с. 18].
  Способствовать формированию звуковысотного восприятия, умения различать интервалы от октавы до примы. «Спите, куклы», муз. Е. Тиличеевой [2, с. 16].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Побуждать петь не спеша, негромко, напевно, выразительно, передавая характер музыки.   «Если все вокруг по- дружатся», муз. Е. Архиповой, сл. П. Синявского***.

гательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движения).

• Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, ситуативный разговор).

• Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение)

и правила поведения: чутко реагировать на оценку действий.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: рассказывать об эпизодах раннего детства.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять деятельность, используя сформированные умения и навыки

б) песенное творчество. Побуждать детей к импровизациям на слоги «ку-ку-ку», «динь-динь-дилень». Музыкально-игровое упражнение «Сочини песенку».
Музыкально-ритмические движения:    
а) упражнения; Обратить внимание детей на логические акценты музыкальных фраз, способствовать развитию умения отличать их движениями; создавать условия для организации и упражнения детей в действии с мячом. «Упражнение с мячами», муз. А. Петрова [6, с. 93]; «Вместе весело шагать», муз. А. Бурениной [1, с. 67].
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; Способствовать развитию умения выполнять полуприседания с выставлением ноги на пятку. «Из-под дуба», русская народная мелодия, обр. Н. Метлова [9, с. 22].
в) пляска; Способствовать развитию у детей выразительности движений, образного мышления, чувства ритма, способности к импровизации. «Мячик», муз. А. Бурениной [1, с. 68].
  Создавать условия для обучения умениям отмечать движением разный ха- «Потанцуем вместе», латвийская народная

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
  рактер музыки двух музыкальных частей, ощущать момент выполнения затактового поскока, поворачиваться вполоборота, не опуская рук при выполнении трех перетопов. мелодия, обр. Я. Кепитаса [8, с. 198]; «Кукляндия», муз. А. Бурениной [1, с. 69].    
г) игры, хороводы. Способствовать развитию быстроты реакции, выдержки, умений слышать и точно передавать в движении начало и окончание звучания музыкальных фраз. «Бери флажок», венгерская народная мелодия, обр. Н. Метлова [8, с. 165].    
II. Пальчиковая гимнастика. Способствовать хорошей тренировке пальцев рук, повышению психического тонуса детей. «Дружба», муз. Т. Ткаченко [42, с. 7].    
III. Игра на инструментах (индивидуально – подгруппами) Способствовать развитию умения играть мелодию на металлофоне, треугольнике, ксилофоне и других музыкальных инструментах индивидуально, в ансамбле и оркестре «Спите, куклы», муз. Е. Тиличеевой [2, с. 16]    

Сентябрь, 4-я неделя

«Каков уход, таков и плод»

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;   Создавать условия для ознакомления с новой песней лирического характера; способствовать развитию умения   «Осень», муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой [9, с. 6].   • Музыка (музыкально-художественный Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: ощущать потребность в двигательной активности; выполнять несложные движения. Любознательный, активный: про-

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
  определять характер музыки; побуждать детей к творчеству, воображая картину осени.  

вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация, музыкальное упражнение-игра).

• Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движения).

• Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, отгадывание загадок).

• Познание

(познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение,

являть высокую речевую активность, познавательный интерес
к миру.

Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: применять различные формы общения; владеть речевыми умениями, адекватно используя вербальные и невербальные средства общения.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия

на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы

и правила поведения: планировать действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач;

вычленять существенные родовые признаки и группировать предметы, доказывать правильность обобщений.

б) развитие слуха и голоса. Создавать условия для закрепления знаний детей о длительности звуков; организации и проведения упражнения в составлении простых попевок. Музыкальное упражнение-игра «Музыкальная поляна», авт. З. Роот [31, с. 14].
Пение: а) усвоение певческих навыков;     Создавать условия для обучения пению протяжному, напевному и легкому, отрывистому с постепенным ускорением или замедлением темпа, без музыкального сопровождения. «Осенняя песенка», муз. Л. Семеновой, сл. В. Газизовой [14, с. 18].
б) песенное творчество. Создавать условия для импровизирования на заданный текст польки. «Полька», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долиновой [9, с. 53].
Музыкально-ритмические движения:    
а) упражнения; Создавать условия для обучения детей умениям воспринимать и различать звучание музыки в высоком, среднем и низком регистре, изменять движения в связи со сменой частей, ходить простым хороводным шагом, держась за руки, по кругу, сужать, расширять круг. «Хороводный шаг», русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой [8, с. 45].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; Создавать условия для обучения детей выразительному исполнению русского танцевального шага на легком беге (с закидыванием пятки назад вверх). «Учимся танцевать», муз. Т. Ломовой [8, с. 116].

экскурсия).

• Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение)

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать взрослого и выполнять его инструкции; владеть разнообразными речевыми умениями; проявлять волевые усилия в поиске ответа на вопросы.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные умения и навыки

в) пляска; Способствовать развитию у детей умения передавать в движении веселый оживленный характер музыки, улучшению качества исполнения танцевальных движений, встречающихся в пляске. «Веселый танец», украинская народная мелодия, обр. П. Расс-Серебряной [8, с. 221].
г) игры, хороводы. Создавать условия для закрепления умений согласовывать свои действия со строением музыкального произведения, своевременно включаться в действие игры; способствовать улучшению качества поскока и стремительного бега. «Кто скорее?», муз. Т. Ломовой [8, с. 159].    
II. Пальчиковая гимнастика. Способствовать развитию мелкой моторики рук. «Домик», муз. Т. Ткаченко [42, с. 9].    
III. Игра на инструментах (индивидуально – подгруппами) Совершенствовать навыки и умения детей, полученные ими при обучении игре на металлофоне в старшей группе «Кап-кап-кап», румынская народная песня, обр. Т. Попатенко [9, с. 38]    

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

Октябрь, 1-я неделя

Содержание домашних животных

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;   б) развитие слуха и голоса.   Создавать условия для ознакомления детей с содержанием нового произведения, содержанием пьесы, характером музыки, композитором; способствовать развитию эстетических чувств детей. Способствовать формированию звуковысотного восприятия: создавать условия для организации и проведения упражнения с целью обучения детей умению различать неполный звукоряд (пять ступеней), последовательность из трех звуков мажорного трезвучия, идущих вверх и вниз.   «Гуси», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной [10, с. 25].   «Котя, котенька, коток», русская народная песня, обр. Н. Метлова [9, с. 85]. Музыкально-игровое упражнение «Цирковые собачки», авт. Е. Тиличеева [2, с. 30].

 

• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация, музыкальное упражнение-игра).

• Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движения).

• Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа,

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: ощущать потребность в двигательной активности; выполнять несложные движения.

Любознательный, активный: проявлять высокую речевую активность, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.

Эмоционально отзывчивый: сопереживать персонажам литературных произведений; эмоционально реагировать на музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: использовать различные формы общения; владеть речевыми умениями, адекватно используя вербальные и невербальные средства общения.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия

на основе первичных ценностных

Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения умению петь протяжно, точно интонируя, подстраиваясь к тону, заданному педагогом, выражая свое эмоциональное отношение к содержанию песен.   «Мой щенок», муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского [24, c. 114].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) песенное творчество. Побуждать детей к импровизациям на слоги «ку-ку-ку», «динь-динь-дилень». Музыкально-игровое упражнение «Сочини песенку».

отгадывание загадок).

• Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение).

• Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия).

• Чтение художественной литературы (чтение, обсужде-

ние)

представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: планировать действия, направленные на достижение конкретной цели; управлять поведением в соответствии с требованиями со стороны взрослых
и первичными ценностными представлениями; реагировать на оценку своих действий и поступков, воздерживаться от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач; вычленять существенные родовые признаки и группировать предметы, доказывать правильность обобщений.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать взрослого и выполнять его инструкции; владеть разнообразными речевыми умениями; проявлять

Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; Создавать условия для обучения детей умениям вслушиваться в музыкальные фразы, самостоятельно отмечать изменением движений смену музыкальных фраз, отрабатывать легкий, естественный бег с высоким подъемом ног. Помогать детям осваивать выразительное исполнение русского плясового шага для кадрили (на легком пружинистом шаге). «Цирковые лошадки», муз. М. Красева [8, с. 54].     «Как пошли наши по- дружки», русская народная мелодия, обр. М. Иорданского [8, с. 42].
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; Побуждать детей выполнять игровые образные движения; создавать условия для закрепления умений легко и энергично скакать с ноги на ногу, бегать широко, стремительно. «Котик и козлик», муз. Е. Тиличеевой, сл. В. Жуковского [9, с. 69]; «Птичий двор», муз. А. Бурениной [1, с. 139].
в) пляска; Способствовать развитию у детей чувства ритма, координации движений, воображения, способности к импровизации; создавать условия для организации и упражнения в выразительной импровизации знакомых де- Танец-игра «Найди себе пару», муз. А. Спадевеккиа [1, с. 79].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
  тям движений в свободных плясках, стремлении к искренности движений в соответствии с характером музыки.    

волевые усилия в поиске ответа на вопросы.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные умения и навыки

г) игры, хороводы. Создавать условия для обучения детей умениям передавать в движениях веселый характер музыки, выражать в действии оттенки динамики, ритм, воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения; способствовать улучшению ритмической точности движений, пружинящего бега и легкого поскока. «Ищи», муз. Т. Ломовой [8, с. 157]; разученные с детьми игры, хороводы.  
II. Пальчиковая гимнастика. Способствовать развитию мелкой моторики рук. «Домик», муз. Т. Ткаченко [42, с. 9].    
III. Игра на инструментах (индивидуально – подгруппами) Создавать условия для обучения детей приемам игры на двух пластинах, добиваясь точной координации движений «Спите, куклы», муз. Е. Тиличеевой [2, с. 16]    

Октябрь, 2-я неделя

 «С нами старый скворушка до весны прощается...»

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;   Создавать условия для обучения детей умениям различать средства музыкальной выразительности («Как рас-   «Песня жаворонка», муз. П. Чайковского [9, с. 80].   • Музыка (музыкально-художественный Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: ощущать потребность в двигательной активности; выполнять несложные движения.

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
  сказывает музыка?»), чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказываться о ней.  

вид детской деятельности: музыкальное упражнение-игра).

• Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движения).

• Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, отгадывание загадок).

• Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение).

• Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельнос-

Любознательный, активный: проявлять высокую речевую активность, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.

Эмоционально отзывчивый: сопереживать персонажам литературных произведений; эмоционально реагировать на музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: применять различные формы общения; владеть речевыми умениями, адекватно используя вербальные и невербальные средства общения.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия

на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы

и правила поведения: планировать действия, направленные на достижение конкретной цели; управлять поведением в соответствии с требованиями со стороны взрослых

б) развитие слуха и голоса. Создавать условия для обучения детей чистому интонированию мелодии, ритмической точности. «Не летай, соловей», русская народная песня, обр. В. Кикты [9, с. 9].
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения пению не спеша; способствовать развитию умения передавать грустный характер песни. «Скворушка прощается», муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен [24, с. 10].
б) песенное творчество. Создавать условия для импровизации на заданный текст польки. «Полька», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долиновой [9, с. 53].
Музыкально-ритмические движения:    
а) упражнения; Совершенствовать умения детей ходить в соответствии с четким, бодрым характером музыки, следить за осанкой и координацией движений; создавать условия для обучения плавным движениям рук; способствовать развитию умения точно менять движения в соответствии с музыкальной фразой. Музыкальное упражнение «Марш», муз. И. Дунаевского [8, с. 23]; «Маленький вальс», муз. Н. Леви [9, с. 20].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; Способствовать развитию умений детей передавать в движении плавный и легкий характер музыки, исполнять переменный шаг. «Белолица, круглолица красная девица», русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой [8, с. 124].

ти: наблюдение, экскурсия).

• Чтение художественной литературы (чтение, обсужде-

ние)

и первичными ценностными представлениями; реагировать на оценку своих действий и поступков, воздерживаться от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач; вычленять существенные родовые признаки и группировать предметы, доказывать правильность обобщений.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать взрослого и выполнять его инструкции; владеть разнообразными речевыми умениями; проявлять волевые усилия в поиске ответа на вопросы.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные умения и навыки

в) пляска; Создавать условия для организации и упражнения детей в легком беге, ритмических хлопках, притопах и кружении в парах. «Парная полька», чешская народная мелодия, обр. О. Вайнштейн [8, с. 193].
г) игры, хороводы. Создавать условия для обучения детей слышать и точно передавать в движении начало и окончание звучания музыкальных фраз; способствовать развитию внимания, быстроты реакции, выдержки. «Бери флажок», венгерская народная мелодия, обр. Н. Метлова [8, с. 165].
II. Пальчиковая гимнастика (подгруппами). Способствовать развитию у детей мелкой моторики рук. «Птички», муз. Т. Ткаченко [42, с.19].  
III. Игра на инструментах (индивидуально – подгруппами) Создавать условия для обучения игре на металлофоне, треугольнике, ксилофоне и других музыкальных инструментах индивидуально, в ансамбле и оркестре «Антошка», русская народная песня, обр. В. Кикты [9, с. 45]  

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

Октябрь, 3-я неделя

чудо-дерево

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;   Создавать условия для ознакомления детей с различными вариантами бытования народных песен.   «Во поле береза стояла», русская народная мелодия, обр. Н. Римского-Корсакова и обр. А. Гурелева [29, с. 3–6].

 

• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: музыкальное упражнение-игра).

• Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движения).

• Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, отгадывание загадок).

• Труд (трудо-

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: ощущать потребность в двигательной активности; выполнять несложные движения.

Любознательный, активный: проявлять высокую речевую активность, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.

Эмоционально отзывчивый: сопереживать персонажам литературных произведений; эмоционально реагировать на музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: применять различные формы общения; владеть речевыми умениями, адекватно используя вербальные и невербальные средства общения.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия

на основе первичных ценностных

б) развитие слуха и голоса. Создавать условия для обучения детей умению удерживать интонацию на одном звуке, петь ритмически точно. «Я иду с цветами», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой [9, с. 11].
Пение: а) усвоение певческих навыков; Создавать условия для обучения выразительному пению с точным интонированием мелодии; способствовать развитию чувства ритма, работе над звуковысотностью, чистотой интонации. «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой [9, с. 87]; «Во поле береза стояла», русская народная песня, обр. Н. Римского-Корсакова [29, с. 88].
б) песенное творчество. Побуждать детей импровизировать, исполняя веселую плясовую мелодию на заданный текст. «Плясовая», муз. Т. Ломовой, сл. А. Шибицкой [9, с. 52].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     Создавать условия для обучения детей выполнению полуприседаний с выставлением ноги на пятку.     «Из-под дуба», русская народная мелодия, обр. М. Иорданского [9, с. 22].

вой вид детской деятельности: поручение).

• Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия).

• Чтение художественной литературы (чтение, обсужде-

ние)

представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы

и правила поведения: планировать действия, направленные на достижение конкретной цели; управлять поведением в соответствии с требованиями со стороны взрослых
и первичными ценностными представлениями; реагировать на оценку своих действий и поступков, воздерживаться от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач; вычленять существенные родовые признаки и группировать предметы, доказывать правильность обобщений.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать взрослого и выполнять его инструкции; владеть разнообразными речевыми умениями; проявлять

б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; Совершенствовать навык творческой передачи действий отдельных персонажей, побуждать детей к поискам выразительных движений. «Плетень», русская народная мелодия, обр. А. Лядова [9, с. 24].
в) пляска; Создавать условия для обучения детей умениям отмечать движением разный характер музыки двух музыкальных частей, ощущать момент выполнения затактового поскока, выполняя три перетопа, поворачиваться вполоборота, не опуская рук. «Танец березок», русская народная песня, обр. Н. Римского-Корсакова [3, с. 89].
г) игры, хороводы. Способствовать развитию тембрового слуха; создавать условия для организации и проведения упражнения в умении самостоятельно начинать и заканчивать движение, выполнять хороводный шаг. «Узнай по голосу», муз. В. Ребикова [8, с. 172]; «Ай да березка», муз. Т. Попатенко [8, с. 182].
II. Пальчиковая гимнастика. Способствовать развитию мелкой моторики рук. «Дружба», муз. Т. Ткаченко [42, с. 7].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
III. Игра на инструментах (индивидуально – подгруппами) Совершенствовать умения и навыки детей при обучении игре на металлофоне «Во саду ли, в огороде», русская народная песня, обр. В. Агафонникова [9, с. 116]   волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные умения и навыки

Октябрь, 4-я неделя

краски осени

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Побуждать детей эмоционально воспринимать пьесу лирического характера, выражать свое отношение к ней, высказываясь о ее характере и содержании, различать музыкальное вступление и заключение.     «Осень», муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой [9, с. 6].

 

 

• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: музыкальное упражнение-игра).

• Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движения).

• Коммуникация (коммуни-

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: ощущать потребность в двигательной активности; выполнять несложные движения.

Любознательный, активный: проявлять высокую речевую активность, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире; использовать разные способы познания мира природы; действовать в различных видах детской деятельности.

Эмоционально отзывчивый: сопереживать персонажам литературных произведений; эмоционально реагировать на музыкальные и художест-

венные произведения, мир природы.

б) развитие слуха и голоса. Создавать условия для обучения детей пению с чистым интонированием мелодии, умению подстраиваться к голосу взрослого, подражая взрослому. «Эхо», муз. Е. Тиличе- евой, сл. Л. Дымовой [9, с. 85].
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения умению петь не спеша, чуть грустно и нежно, передавая лирический характер песни.   «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко [9, с. 13].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) песенное творчество. Создавать условия для импровизации мелодии различного характера по образцу и самостоятельно. «Осенью», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой [9, с. 96–97].

кативный вид детской деятельности: беседа, отгадывание загадок).

• Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение).

• Познание

(познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия).

• Чтение художественной литературы (чте-

ние, обсуждение).

• Художественное творчество (продуктивный вид детской деятельности: выполнение творческой работы)

Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: применять различные формы общения; владеть речевыми умениями, адекватно используя вербальные и невербальные средства общения; участвовать в коллективных делах; владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия

на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы

и правила поведения: планировать действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач; вычленять существенные родовые признаки и группировать предметы, доказывать правильность обобщений.

Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     Создавать условия для обучения детей умению передавать в движении легкий характер музыки, улучшать качество поскока.     «Давайте поскачем», муз. Т. Ломовой [8, с. 60].
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; Способствовать развитию музыкальности, способности к импровизации. «Упражнение с осенними листьями», муз. А. Бурениной [1, с. 83].
в) пляска; Побуждать детей легко, грациозно исполнять танец, выразительно передавать движения с листиками. «Осенняя сюита», муз. Т. Суворовой [35, с. 14].
г) игры, хороводы. Создавать условия для обучения детей умениям внимательно следить за развитием музыкального предложения, своевременно вступать на свою фразу, передавая несложный ритмический рисунок; совершенствовать легкий поскок. «Кто скорей ударит в бубен», муз. Л. Шварца [8, с. 163].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
II. Пальчиковая гимнастика (подгруппами). Обеспечивать хорошую тренировку пальцев рук; способствовать повышению психического тонуса детей. «Прогулка», муз. Т. Ткаченко [42, с. 10].

 

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать взрослого и выполнять его инструкции; владеть разнообразными речевыми умениями; проявлять волевые усилия в поиске ответа на вопросы.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные умения и навыки

III. Игра на инструментах (индивидуально – подгруппами) Создавать условия для обучения игре на металлофоне, треугольнике, ксилофоне и других музыкальных инструментах индивидуально, в ансамбле и оркестре «Кап-кап-кап», румынская народная песня, обр. Т. Попатенко [9, с. 38]

Ноябрь, 1-я неделя

«край родной, навек любимый»

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;   Создавать условия для ознакомления с новой песней лирического характера; способствовать развитию умения определять характер музыки.   «Наш край», муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца [24, с. 9].

 

• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение).

• Чтение художественной

литературы

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: ощущать потребность в двигательной активности; выполнять несложные движения.

Любознательный, активный: задавать вопросы; проявлять высокую речевую активность.

Эмоционально отзывчивый: понимать эмоциональное состояние людей, высказывать мнение о причинах эмоционального состояния; эмоционально реагировать на про-

б) развитие слуха и голоса. Создавать условия для обучения детей пению в вопросно-ответной форме с чистым интонированием мелодии при повторении за взрослым. «Наш дом», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой [9, с. 11].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения детей умению петь протяжно, точно интонируя, подстраиваясь к тону, заданному педагогом, выражая свое эмоциональное отношение к содержанию песен.   «Здравствуй, Родина моя», муз. и сл. Ю. Чичкова [9, с. 12].

(чтение, обсуждение, разучивание).

• Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движения).

• Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа).

• Познание

(познавательно-исследовательский вид детской деятельности: экскурсия).

• Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение)

изведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: использовать различные формы общения.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия

на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы

и правила поведения: планировать действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: знать
о своей принадлежности к государству, символах государства, «малой» и «большой» Родине.

б) песенное творчество. Создавать условия для обучения детей умениям исполнять песни подвижно, радостно, выражая чувство любви к своим близким, Родине, выдерживать паузы, отчетливо произносить слова. «Марш», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой [9, с. 16].
Музыкально-ритмические движения:    
а) упражнения; Способствовать развитию умения расставлять логические акценты в музыкальных фразах; создавать условия для обучения умению отмечать логические акценты движениями; упражнять в действии с мячом. Помогать детям осваивать выразительное исполнение русского плясового шага для кадрили (на легком пружинистом шаге). «Упражнение с мячом», муз. А. Петрова [8, с. 93].   «Пружинящий шаг», муз. Т. Ломовой [8, с. 42].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; Создавать условия для обучения детей умениям различать разнохарактерные части музыкального произведения, соблюдать темповые изменения. «Поездка за город», муз. В. Герчик [8, с. 167].

 

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать взрослого, владеть речевыми умениями.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные умения и навыки

в) пляска; Создавать условия для обучения детей умениям выразительно и точно исполнять движения в соответствии с образом и характером музыки, в танцах с зафиксированными движениями добиваться слаженности, синхронности движений; в свободных плясках побуждать детей импровизировать, комбинируя знакомые элементы. «Россия – Родина моя» (танец с цветами), муз. В. Мурадели [38, c. 7].
г) игры, хороводы. Создавать условия для закрепления умений согласовывать свои действия со строением музыкального произведения, своевременно включаться в действие игры; способствовать улучшению качества поскока и стремительного бега. «Кто скорее?», муз. Т. Ломовой [8, с. 159].
II. Пальчиковая гимнастика. Способствовать развитию у детей мелкой моторики рук. «Дружба», муз. А. Ткаченко [42, с. 7].  
III. Игра на инструментах (индивидуально – подгруппами) Совершенствовать навыки и умения детей, полученные ими при обучении игре на металлофоне «Кап-кап-кап», румынская народная песня, обр. Т. Попатенко [9, с. 38]  

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

Ноябрь, 2-я неделя

Золотая осень

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;   Создавать условия для ознакомления детей с танцевальной музыкой, обращая их внимание на то, что движения под музыку могут быть различного характера.   «Вальс», муз. Д. Кабалевского [29, с. 44].

 

• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация, музыкальное упражнение и музыкально-дидактическая игра).

• Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движения).

• Коммуникация (коммуникативный вид

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: ощущать потребность в двигательной активности; выполнять несложные движения.

Любознательный, активный: задавать вопросы; использовать разные способы познания мира: проявлять высокую речевую активность.

Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: использовать различные формы общения; владеть речевыми умениями.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия

на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы

и правила поведения: планировать действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: приме-

б) развитие слуха и голоса. Способствовать формированию звуковысотного восприятия; создавать условия для организации и проведения упражнения в умении различать последовательность из 3, 4, 5 ступеней лада, идущих вверх и вниз. Музыкальное упражнение-игра «Музыкальные лесенки», авт. Е. Тиличеева [2, с. 28, 29].
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения умению петь протяжно, напевно и легко, отрывисто, постепенно ускоряя или замедляя темп, без музыкального сопровождения.   «Осенняя песенка», муз. Л. Семеновой, сл. В. Газизовой [14, с. 18].
б) песенное творчество. Создавать условия для импровизации на заданный текст польки. «Полька», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долиновой [9, с. 53].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; Способствовать развитию умений передавать в движении плавный и легкий характер музыки, исполнять переменный шаг. Создавать условия для обучения умениям выполнять плавные движения руками, точно менять движения в соответствии с музыкальной фразой. «Марш со сменой ведущего», муз. Т. Ломовой [8, с. 33].   «Белолица, круглолицакрасная девица», русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой [8, с. 124].

детской деятельности: беседа).

• Познание (познавательно-исследовательский вид детской

деятельности: наблюдение).

• Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение)

нять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач; вычленять существенные родовые признаки и группировать предметы.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать взрослого, владеть речевыми умениями.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные умения и навыки

б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; Побуждать детей к поиску выразительных движений вальса. «Вальс», муз. Д. Кабалевского [8, с. 236].
в) пляска; Создавать условия для обучения детей выразительному исполнению русского танцевального шага при легком беге (с закидыванием пятки назад вверх). «Учимся танцевать», муз. Т. Ломовой [8, с. 116].
  Способствовать развитию умения передавать в движении веселый оживленный характер музыки, улучшению качества исполнения танцевальных движений, встречающихся в пляске. «Веселый танец», украинская народная мелодия, обр. П. Расс-Серебряной [8, с. 221].
г) игры, хороводы. Создавать условия для закрепления умений согласовывать свои действия со строением музыкального произведения, своевременно включаться в действие игры; способствовать улучшению качества поскока и стремительного бега. «Кто скорее?», муз. Т. Ломовой [8, с. 159].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
II. Пальчиковая гимнастика. Способствовать развитию мелкой моторики рук. «В гости», муз. Т. Ткаченко [42, с. 8].

 

 

III. Игра на инструментах (индивидуально – подгруппами) Создавать условия для обучения исполнению в ансамбле ритмического рисунка на ударных (треугольник, бубны, барабан) инструментах; способствовать развитию умения вовремя вступать со своей партией «Латвийская полька», латвийская народная мелодия, обр. М. Раухвергера [9, с. 74]

Ноябрь, 3-я неделя

права человека

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;   Способствовать развитию у детей умений чувствовать характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.   «Кавалерийская», муз. Д. Кабалевского [9, с. 40].

 

• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация, музыкально-дидактическая игра).

• Физическая культура (двигательный вид

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: ощущать потребность в двигательной активности; выполнять несложные движения.

Любознательный, активный: задавать вопросы; использовать разные способы познания мира: проявлять высокую речевую активность.

Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: использовать различные формы общения; владеть речевыми умениями.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия

б) развитие слуха и голоса. Способствовать развитию чувства ритма, интонации в пределах чистой секунды, малой терции; создавать условия для организации и проведения упражнения в умении различать ритмические рисунки песен Е. Тиличеевой из «Музыкального букваря». «Гармошка», «Спите, куклы», муз. Е. Тиличеевой [2, с. 18, 16].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения умениям петь весело, легко, бодро, подвижно, четко произносить слова, брать дыхание между фразами. «Как на тоненький ледок», русская народная песня, обр. Т. Попатенко [24, с. 49].

детской деятельности: музыкально-ритмические движения).

• Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, ситуативный разговор).

• Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение).

• Познание

(познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, решение проблемных

ситуаций)

на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы

и правила поведения: управлять поведением в соответствии с требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями, принятыми в обществе; проявлять волевые усилия; чутко реагировать на оценку своих действий
и поступков, воздерживаться от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

слушать взрослого, владеть речевыми умениями.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные умения и навыки

б) песенное творчество. Побуждать детей самостоятельно импровизировать, исполняя простейшие мелодии. Музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто поет», авт. З. Роот [31, с. 5].
Музыкально-ритмические движения:    
а) упражнения; Создавать условия для обучения детей умению переходить с шага на бег и наоборот, в соответствии с изменениями метрической пульсации музыки (замедление, ускорение); способствовать развитию внимания, чувства ритма, улучшению качества шага и бега. «Ускоряй и замедляй», муз. Т. Ломовой [8, с. 58].
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; Способствовать развитию умения детей передавать в движении плавный и легкий характер музыки, совершенствовать движение переменного шага. Побуждать детей выполнять игровые образные движения. «Белолица, круглолица красная девица», русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой [8, с. 124]. «Котик и козлик», муз. Е. Тиличеевой, сл. В. Жуковского [30, с. 41].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
в) пляска; Создавать условия для закрепления умений легко и энергично скакать с ноги на ногу, бегать широко, стремительно. «Смени пару», карело-финская полька, муз. Т. Суворова [34, с. 17].

 

 

  Способствовать развитию умений выразительно импровизировать, исполняя знакомые движения в свободных плясках, стремиться к искренности движений в соответствии с характером музыки. Свободная пляска, русские плясовые движения, мелодии.
г) игры, хороводы. Создавать условия для закрепления умений воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения; способствовать улучшению ритмической точности движений, пружинящего бега и легкого поскока. «Ищи», муз Т. Ломовой [8, с. 157].
II. Пальчиковая гимнастика (подгруппами).   Способствовать развитию у детей мелкой моторики рук. «Человечки», муз. Т. Ткаченко [42, с. 11].
III. Игра на инструментах (индивидуально – подгруппами) Создавать условия для обучения игре на металлофоне, простейших духовых инструментах, добиваясь слаженности звучания «Дон-дон», русская народная мелодия, обр. Р. Рустамова [9, с. 72]

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

Ноябрь, 4-я неделя

обувь. одежда

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;   Побуждать детей сравнивать разные танцы, отмечая характерные особенности каждого; способствовать развитию представления об изобразительных возможностях музыки.   «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова [9, с. 82].

 

• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация, музыкальное упражнение и музыкально-дидактическая игра).

• Физическая культура (д








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow