II. Спрос и предложение

Раздел 4. Экономика

Тема 4.3.Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

 

Содержание занятия

I. Рынок

Понятие «рынок»

В повседневной жизни рынком называют определен­ное место (базар, ярмарку), где происходит торговля. В науке понятие «рынок» обозначает совокупность усло­вий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью по­купки или продажи этого товара (услуги).

Типология рынка

Современная экономика - это система рынков, которая класси­фицируется по различным основаниям.

Ø По экономическому назначению выделяют рынки:

• потребительских товаров и услуг;

• средств производства;

• инвестиций, т. е. долгосрочных вложений;

• иностранных валют;

• ценных бумаг;

• научно-технических разработок и инноваций;

• информации;

• рабочей силы.

Ø По отношению к действующему законодательству:

• легальный (законный);

• нелегальный (теневой) рынки.

Ø По географическому признаку:

• местный;

• региональный;

• нацио­нальный;

• мировой рынки.

Ø По характеру продаж:

• розничный;

• оптовый.

Ø Существуют отраслевые рынки:

• автомобильный;

• продоволь­ственный и т. д.

Ø По степени ограничения конкуренции:

свободный рынок

• монополистический рынок

 (?) - Что мы называем конкуренцией?

Конкуренцией в экономической науке называют про­тивоборство, соперничество между производителями това­ров и услуг за возможность увеличения прибыли. В конкурентной борьбе участвует множество самостоятельных товаропроизводителей (от ремесленников, фермеров до крупных фирм). Каждый из них на свой страх и риск ре­шает вопросы, что и как производить. Его товары на рынке встречаются с аналогичными товарами других производителей, и каждый стремится завоевать потреби­теля.

(?) – Каким образом можно этого добиться?

Для того чтобы продолжить производство, нужно продать товар и использовать вырученные средства для создания новой партии товаров. С целью обойти конку­рентов многие производители используют рекламу, стара­ются придать товару внешне привлекательный вид, не­редко предлагают на рынок новые товары, которых нет у соперников. Иногда для того, чтобы продать товар, приходится идти на снижение цены. Тот, у кого издерж­ки велики, не может снижать цену. Его товар не будет продан или будет продан с убытком. Мелким производи­телям трудно выдерживать конкуренцию. Крупные име­ют значительные шансы на победу, так как у них боль­ше возможностей для совершенствования производства.

(?) – Какова роль конкуренции?

Конкуренция способствует рациональному использо­ванию ограниченных ресурсов, стимулирует снижение издержек производства и реализации, повышение эффек­тивности производства, улучшение потребительских свойств товаров; в то же время она приводит к диффе­ренциации доходов производителей и потребителей, в крайнем случае - к разорению. Роль конкуренции заклю­чается в том, что она способствует установлению на рынке опре­деленного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Различают такие виды конкуренции, как совершенная и несо­вершенная. При совершенной конкуренции существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Самому потребителю безразлично, у какой фирмы он будет приобретать эту продукцию. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения продукции данного вида настолько мала, что любое решение о повышении или понижении цены, принятое одной фирмой, не отражается на ценах других производителей. Появление новых фирм в отрасли не встречает каких-либо пре­пятствий или ограничений. Выход из отрасли также абсолютно свободен. Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к ин­формации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затра­тах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Несовершенная конкуренция связана с заметным ограничени­ем свободного предпринимательства. Такая конкуренция имеет место при незначительном количестве фирм в каждой сфере пред­принимательской деятельности. Какая-либо группа предпринима­телей (или даже один предприниматель) может произвольно вли­ять на конъюнктуру рынка. Проникновение новых предпринима­телей на рынок затруднительно. Отсутствуют заменители продук­ции, выпускаемой привилегированными производителями.

Промежуточным видом конкуренции выступает монополисти­ческая конкуренция.

Как вы знаете, в конце XIX в. крупные товаропро­изводители в ряде стран стали объединяться в союзы (картели, синдикаты, тресты). В определенных отраслях эти союзы сосредоточили большую часть производства то­варов, иными словами, стали монополиями.

Монополии - крупные хозяйственные объединения, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и сбыта товаров.

Монополия – ситуация на рынке, при которой продажу товара осуществляет один-единственный продавец.

Суть моно­полии — экономический диктат путем установления мо­нопольно высоких (или низких) цен для получения монопольно высокой прибыли.

Вы это изучали в школе G

Основные формы монополий:

Картель: участники сохраняют производственную самостоятельность, при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции, прибыль распределяется согласно доле участия;

Синдикат: сохраняется производственная и юридическая самостоятельность предприятий, определяются объем производимой продукции, цены, условия продажи; централизован сбыт;

Трест: участники теряют производственную, а часто и юридическую состоятельность; чаще всею возникают в отраслях, производящих однородную продукцию;

Концерн: многоотраслевое объединение с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью

Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсония. В некоторых отраслях встречается двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель. Например, в сфере военного производства заказчиком выступает государство, а поставщиком - какая-нибудь одна-единственная фирма.

Чистая монополия и чистая монопсония — сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в рыночной экономике складывается олигополия, которая предполагает существование нескольких крупных фирм, выпускающих как однородную, так и разнородную продукцию. Вступление новых фирм в отрасль затруднительно. Особенность олигополии заключается во взаимной зависимости фирм при принятии решений о ценах на свою продукцию.

В России в 90-х гг. XX в. были приняты антимоно­полистические законы. Статья 34 Конституции РФ содер­жит следующую норму: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недоб­росовестную конкуренцию». В 1995г. вступила в силу но­вая редакция принятого еще в 1991г. Закона «О конку­ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Гражданский кодекс РФ (ст. 10) не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотреблений доминиру­ющим положением на рынке. В 1999г. был принят За­кон «О защите конкуренции на рынке финансовых ус­луг». Виды запрещенной монополистической деятель­ности, указанные антимонопольным законодательством, подразделяются на индивидуальные злоупотребления и согласованные действия. Предусмотрено содействие раз­витию конкуренции и государственный контроль за со­блюдением принятых законов, предупреждение, ограни­чение и пресечение монополистической деятельности.

Это интересно G

«Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. На долю только трех крупнейших компаний (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и МПС), по оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП и 16% всей прибыли. На предприятиях этих структур задействовано 4% занятых в экономике и используется 23% основных фондов страны. Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30%) потребляется на внутреннем рынке и является одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий.

Без сомнений, эффективность функционирования естественных монополий определяет конкурентоспособность экономики России на международных рынках <…>

Государство достаточно жестко регулирует в настоящее время деятельность монополий. Поэтому главная цель, которую преследуют монополисты при продвижении реформ - под рыночными лозунгами минимизировать государственное регулирование.

Журнал «Экономика России: ХХI век» № 11, 2010

 

Функции рынка

Рынок выполняет ряд функций:

Прежде всего это информаци­онная функция. Она проявляется в определении цен на товары и услуги, предложения и спроса на них.

Регулирующая функция проявляется в изменении структуры производства, регулирова­нии цен, внедрении новых технологий и т.д.

Рынок выступает посредником между производителями и потребителями (посред­ническая функция), позволяя им найти наиболее выгодный вари­ант купли-продажи.

Стимулирующая функция нацеливает про­изводителя на повышение эффективности производства.

Таким образом, рынок регулирует производство, «сигнализирует» через цены производителю, что, как и для кого производить.

 

II. Спрос и предложение

В рыночной экономике продукты продаются и покупа­ются. Что определяет их цены? Это, пожалуй, главный вопрос, который пытались решить не только продавцы и покупатели, но и экономисты всех времен.

Наиболее краткий ответ на него таков: цену определя­ет соотношение спроса и предложения.

Сначала разбе­ремся, что такое спрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: