Раздел 4. Экономика
Тема 4.3.Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.
Содержание занятия
I. Рынок
Понятие «рынок»
В повседневной жизни рынком называют определенное место (базар, ярмарку), где происходит торговля. В науке понятие «рынок» обозначает совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).
Типология рынка
Современная экономика - это система рынков, которая классифицируется по различным основаниям.
Ø По экономическому назначению выделяют рынки:
• потребительских товаров и услуг;
• средств производства;
• инвестиций, т. е. долгосрочных вложений;
• иностранных валют;
• ценных бумаг;
• научно-технических разработок и инноваций;
• информации;
• рабочей силы.
Ø По отношению к действующему законодательству:
• легальный (законный);
• нелегальный (теневой) рынки.
Ø По географическому признаку:
• местный;
|
|
• региональный;
• национальный;
• мировой рынки.
Ø По характеру продаж:
• розничный;
• оптовый.
Ø Существуют отраслевые рынки:
• автомобильный;
• продовольственный и т. д.
Ø По степени ограничения конкуренции:
• свободный рынок
• монополистический рынок
(?) - Что мы называем конкуренцией?
Конкуренцией в экономической науке называют противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли. В конкурентной борьбе участвует множество самостоятельных товаропроизводителей (от ремесленников, фермеров до крупных фирм). Каждый из них на свой страх и риск решает вопросы, что и как производить. Его товары на рынке встречаются с аналогичными товарами других производителей, и каждый стремится завоевать потребителя.
(?) – Каким образом можно этого добиться?
Для того чтобы продолжить производство, нужно продать товар и использовать вырученные средства для создания новой партии товаров. С целью обойти конкурентов многие производители используют рекламу, стараются придать товару внешне привлекательный вид, нередко предлагают на рынок новые товары, которых нет у соперников. Иногда для того, чтобы продать товар, приходится идти на снижение цены. Тот, у кого издержки велики, не может снижать цену. Его товар не будет продан или будет продан с убытком. Мелким производителям трудно выдерживать конкуренцию. Крупные имеют значительные шансы на победу, так как у них больше возможностей для совершенствования производства.
(?) – Какова роль конкуренции?
Конкуренция способствует рациональному использованию ограниченных ресурсов, стимулирует снижение издержек производства и реализации, повышение эффективности производства, улучшение потребительских свойств товаров; в то же время она приводит к дифференциации доходов производителей и потребителей, в крайнем случае - к разорению. Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
|
|
Различают такие виды конкуренции, как совершенная и несовершенная. При совершенной конкуренции существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Самому потребителю безразлично, у какой фирмы он будет приобретать эту продукцию. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения продукции данного вида настолько мала, что любое решение о повышении или понижении цены, принятое одной фирмой, не отражается на ценах других производителей. Появление новых фирм в отрасли не встречает каких-либо препятствий или ограничений. Выход из отрасли также абсолютно свободен. Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
Несовершенная конкуренция связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Такая конкуренция имеет место при незначительном количестве фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности. Какая-либо группа предпринимателей (или даже один предприниматель) может произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Проникновение новых предпринимателей на рынок затруднительно. Отсутствуют заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Промежуточным видом конкуренции выступает монополистическая конкуренция.
Как вы знаете, в конце XIX в. крупные товаропроизводители в ряде стран стали объединяться в союзы (картели, синдикаты, тресты). В определенных отраслях эти союзы сосредоточили большую часть производства товаров, иными словами, стали монополиями.
Монополии - крупные хозяйственные объединения, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и сбыта товаров.
Монополия – ситуация на рынке, при которой продажу товара осуществляет один-единственный продавец.
Суть монополии — экономический диктат путем установления монопольно высоких (или низких) цен для получения монопольно высокой прибыли.
Вы это изучали в школе G
Основные формы монополий:
Картель: участники сохраняют производственную самостоятельность, при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции, прибыль распределяется согласно доле участия;
Синдикат: сохраняется производственная и юридическая самостоятельность предприятий, определяются объем производимой продукции, цены, условия продажи; централизован сбыт;
Трест: участники теряют производственную, а часто и юридическую состоятельность; чаще всею возникают в отраслях, производящих однородную продукцию;
Концерн: многоотраслевое объединение с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью
Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсония. В некоторых отраслях встречается двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель. Например, в сфере военного производства заказчиком выступает государство, а поставщиком - какая-нибудь одна-единственная фирма.
Чистая монополия и чистая монопсония — сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в рыночной экономике складывается олигополия, которая предполагает существование нескольких крупных фирм, выпускающих как однородную, так и разнородную продукцию. Вступление новых фирм в отрасль затруднительно. Особенность олигополии заключается во взаимной зависимости фирм при принятии решений о ценах на свою продукцию.
|
|
В России в 90-х гг. XX в. были приняты антимонополистические законы. Статья 34 Конституции РФ содержит следующую норму: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». В 1995г. вступила в силу новая редакция принятого еще в 1991г. Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Гражданский кодекс РФ (ст. 10) не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотреблений доминирующим положением на рынке. В 1999г. был принят Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Виды запрещенной монополистической деятельности, указанные антимонопольным законодательством, подразделяются на индивидуальные злоупотребления и согласованные действия. Предусмотрено содействие развитию конкуренции и государственный контроль за соблюдением принятых законов, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности.
Это интересно G
«Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. На долю только трех крупнейших компаний (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и МПС), по оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП и 16% всей прибыли. На предприятиях этих структур задействовано 4% занятых в экономике и используется 23% основных фондов страны. Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30%) потребляется на внутреннем рынке и является одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий.
Без сомнений, эффективность функционирования естественных монополий определяет конкурентоспособность экономики России на международных рынках <…>
|
|
Государство достаточно жестко регулирует в настоящее время деятельность монополий. Поэтому главная цель, которую преследуют монополисты при продвижении реформ - под рыночными лозунгами минимизировать государственное регулирование.
Журнал «Экономика России: ХХI век» № 11, 2010
Функции рынка
Рынок выполняет ряд функций:
Прежде всего это информационная функция. Она проявляется в определении цен на товары и услуги, предложения и спроса на них.
Регулирующая функция проявляется в изменении структуры производства, регулировании цен, внедрении новых технологий и т.д.
Рынок выступает посредником между производителями и потребителями (посредническая функция), позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.
Стимулирующая функция нацеливает производителя на повышение эффективности производства.
Таким образом, рынок регулирует производство, «сигнализирует» через цены производителю, что, как и для кого производить.
II. Спрос и предложение
В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Что определяет их цены? Это, пожалуй, главный вопрос, который пытались решить не только продавцы и покупатели, но и экономисты всех времен.
Наиболее краткий ответ на него таков: цену определяет соотношение спроса и предложения.
Сначала разберемся, что такое спрос.