Вопрос № 2. Коррупция как социально-правовое явление

Коррупция (от лат. corruptio - разламывать, портить, повреж­дать) – это социальное явление, характеризующееся с одной стороны подкупаемостью, продажностью должностных лиц, и с другой – корыстным использованием официальных служебных полномочий, связанного с ними авторитета, возможностей, связей.

В нашей стране нет юридически оформленной трактовки явления «коррупции». Это связано с тем, что коррупционными в той или иной мере были все государства России: Киевская и Московская Руси, Московское царство и Российская империя, Советский Союз и современная Российская Федерация. Сегодня под этим явлением законодатели понимают должностные преступления, ответственность за которые предусмотрена в главе 30 УК «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» и в главе 23 «Преступления против службы в коммерческих и иных организациях»

Выделяют следующие виды коррупционных наруше­ний: 1) гражданско-правовые проступки; 2) административные проступки и 3) преступления.

К гражданско-правовым коррупционным проступкам отно­сятся, например, принятие в дар и дарение подарков государствен­ным и муниципальным служащим в связи с их должностным поло­жением, если стоимость подарка при этом превышает пять мини­мальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ).

К административным коррупционным проступкам относят­ся: а) административное правонарушение, ответст­венность за которое предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях, - мелкое хищение государственного имущества путем злоупотребления служебным положением (ст. 49); б) дисциплинарные проступки (вид административных нарушений), выражающиеся в нарушении государственными и муни­ципальными служащими законодательства о государственной службе.

Коррупционные преступления - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном полу­чении государственными или муниципальными служащими ка­ких-либо преимуществ (имущества, услуг или льгот).

К коррупционным преступлениям в первую очередь можно отнести: 1) получение взятки (ст. 290 УК РФ), 2) дача взятки (ст. 291 УК РФ), 3) служебный подлог (ст. 292 УК РФ), 4) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), 5) незаконное участие в предпринимательской деятель­ности (ст. 289 УК РФ). Кроме перечисленных можно также выделить: 6) превышение должностных полномочий; 7) преступления против службы в коммерческих организациях; 8) привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; 9) незаконное освобождение от уголовной ответственности и другие.

Общий объем коррупционной преступности (в узком смысле слова) составляет в России более 14 тыс. преступлений в год. Из них получение взятки - более 3,5 тыс., дача взятки - более 2 тыс. случаев в год.

Способы совершения коррупционных преступлений:

1) «коррупционная сделка» - лицо, находящееся на государственной или коммерческой службе незаконно, вопреки интересам службы, использует свои служебные полномочия в интересах определенного гражданина или указанных им других лиц, за финансовое или иное вознаграждение;

2) «коррупционное вымогательство» - должностное лицо вымогает дополнительное вознаграждение за выполняемые им служебные обязанности;

3) «коррупционный подкуп» - гражданин предлагает должностному лицу принять определенное вознаграждение за реализацию им официальных полномочий или иных возможностей в интересах гражданина или третьих лиц.

В дальнейшем в связи с полученным незаконным вознаграждением должностное лицо выполняет указанные взяткодателем действия. При этом взятка, во-первых, берется либо до (чаще), либо после (в этом случае ее нужно различать с благодарностью) совершения необходимых действий, а, во-вторых, совершаемые должностным лицом действия могут быть либо предписаны ему по должности, либо выходить за рамки его должностных полномочий.

Обращаю внимание, что коррупция не сводится лишь к получению денежных средств. Выгода может быть получена в форме оказываемых услуг, приобретения статуса, политического влияния или престижа.

Коррупционная преступность имеет свою особенность - этот вид преступности отличается высоким общественным положением субъектов коррупции. Так, среди привлеченных к ответственности в 2008 году коррумпированных должностных лиц 41,1% были сотрудниками министерств, комитетов и их структурных подразделений, 26,5% - сотрудники правоохранительных органов, 11,7% - работники контролирующих органов, 3,2% - работники таможенной службы, 0,8% - депутаты, 7,8% - прочие.

Высокий статус коррупционеров, несовершенство антикоррупционного законодательства в России и в целом коррупционность самой России объясняет высокую латентность коррупционной преступности. В РФ в настоящее время выявляется менее 2% (это еще оптимистическая цифра), по мнению специалистов 0,1% от реального числа таких преступлений.

К объективной причине латентности относится то, что все его участники получают выгоду и не заинтересованы в сообщении об этом преступлении и его раскрытии, поскольку обе стороны преступления подлежат уголовной ответственности. Кроме того, в большинстве случаев отсутствуют видимые признаки преступления, поскольку за взятку совершаются правомерные действия.

Субъективными факторами латентности коррупционных преступлений являются: 1) отсутствие реальной государственной политики в противодействии этому социальному явлению; 2) недостаточно высокий профессиональный уровень сотрудников, привлекаемых к этой деятельности; 3) несоответствие этических норм, установленных в России, с личными принципами многих должностных лиц. Отсутствие служебного роста, низкая заработная плата и отсутствие необходимости декларировать доходы и расходы свои, своих родных и близких для государственных и муниципальных служащих способствуют существованию у нас коррупции.

Основные направления профилактики коррупции: формирование правового государства и становление в России гражданского общества, контролирующего данное государство; признание существования коррупции и разработка мер по ее искоренению; оценка эффективности стратегии и методики по искоренению коррупции. Коррупция как социальное явление неустранима до тех пор, пока существует государственно организованное общество. Однако ее можно уменьшить до допустимых пределов.

Средства локализации и уменьшения коррупции:

1) формирование и развитие системы предварительного анализа и прогнозирования коррупции. Подобная система позволит выявить проблемы при осуществлении должностных полномочий, недостатки должностных лиц, предпосылки злоупотребления служебным положением;

2) этическая подготовка должностных лиц, в рамках которой необходимо обеспечить создание, развитие и внедрение этических стандартов, формирование положительно направленных нравственных ориентиров, формирование здорового морального климата в коллективах;

3) набор и отбор на службу квалифицированных кадров, для чего необходимо определить должный начальный уровень квалификации и личностные характеристики потенциальных сотрудников;

4) обеспечение дисциплинарного порядка. Правила и порядок влияют на степень подверженности служащего воздействию факторов коррупции. Контроль, подотчетность и должная дисциплина повышают защищенность от коррупции и предотвращают случаи злоупотребления служебным положением. Также проведение жесткой дисциплинарной политики необходимо для увеличения шансов обнаружения и задержания коррумпированных сотрудников.

5) формирование системы ежегодного декларирования доходов и расходов как должных лиц, так и их ближайших родственников с установлением соответствующих санкций как за сокрытие доходов, так и в случае невозможности объяснения источников для тех или иных расходов;

6) активная и грамотная реализация уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: