1. К заданию №20.
Алгоритм выполнения задания:
1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчиненных предложений.
2. Определите причинно – следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).
4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.
5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.
6. Выберите правильный вариант ответа.
2. К заданию №21.
Прочитайте текст и выполните задания 20-21
(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.
|
|
(3)За жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости, провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежащую на конторке. (6)Он читал.
(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделав лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:
- Через час будет готово.
- (9)Нельзя ли поскорее? – спросил Свойкин. – (10)Мне решительно невозможно ждать.
(11)Провизор не ответил. (12)Свойкин опустился на диван и принялся ждать.
(13)Свойкин был болен. (14)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (15)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором.
- (16)Должно быть, у меня горячка начинается. (17)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (18)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!
(19)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал.
(20)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.
«(21)Странные люди, ей-богу! – подумал он. – (22)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».
|
|
- (23)Получите! – вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина. – (24)Внесите в кассу рубль шесть копеек!
- (25)Рубль шесть копеек? – забормотал Свойкин, конфузясь. – (26)А у меня только всего один рубль… (27)Как же быть-то?
- (28)Не знаю! – отчеканил провизор, принимаясь за газету.
- (29)В таком случае вы извините… (30)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.
- (31)Этого нельзя! (32)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите!
(33)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (34)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (35)Придя к себе и найдя на столе несколько монет, он присел на кровать отдохнуть. (36)Какая-то сила потянула его голову к подушке.(37)Он прилёг, как бы на минутку. (38)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (39)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (40)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошел в аптеку и вновь беседует там с провизором.
(По А.П. Чехову)
Антон Павлович Чехов (1860-1904г.) – выдающийся русский писатель, классик мировой литературы.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Свойкин считает, что проявление черствости и бессердечия не так трогает здоровых людей, как больных.
2) По мнению Свойкина, «святая» обязанность врача – лечить не только тело, но и
душу больного.
3) Свойкин считает, что к здоровым людям провизор относится внимательно и
сочувственно.
4) Свойкин считает, что провизоры только на первый взгляд чёрствые и бессердечные люди.
5) Учитель считает, что святое дело – помощь больным – не должно оказываться в руках бесчувственных людей.
Ответ: ___________________________________________.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3-4 представлено описание.
2) В предложениях 7-8 представлено повествование.
3) В предложениях 21-22 содержится рассуждение.
4) Предложение 33 содержит объяснение того, о чём говорится в предложении 32.
5) В предложениях 34-35 представлено рассуждение.
Ответ: ___________________________________________.
Задания: