Конспект урока
Класс, индивидуальное обучение
Тема урока: «Лес. Растения леса».
Цель: уточнить и расширить представления учащегося о растениях леса.
Задачи: - активизация словаря, отработка навыка согласования слов в предложении;
- коррекция мышления, памяти, внимания;
- воспитание любви к природе.
Оборудование: картинки изображением леса, картинки с изображениями деревьев,
ягод, слова «Деревья», «Кустарники», «Травы»,
«Ягоды», «Грибы», картинка «Незнайка», картинки для
раскрашивания деревьев к домашнему заданию, банки с вареньем
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Настрой на хороший, плодотворный урок.
Введение в тему урока.
|
|
Учитель предлагает учащемуся закрыть глаза, послушать запись («Звуки леса») и сказать где он оказался. Во время прослушивания записи появляются картнки с изображением леса. Дети отвечают на вопрос учителя, на доске и тетрадях записывается тема урока: «Лес. Растения леса».
Актуализация опорных знаний и закрепление нового.
Учитель:
- Давай вспомним и скажем что растет в лесу.
Учащейся:
- В лесу растут деревья, кустарники, травы, грибы, лишайники и мхи. (Верно). Их делят на ярусы.
а) -Сейчас мы будем отгадывать деревья по загадкам или характерным признакам.
Могучий, огромный, столетний.(Дуб)
Кудрявая, нарядная, белая.(Береза)
Никто не пугает, а вся дрожит.(Осина)
Она в иголках круглый год,
Вокруг нее ребята водят хоровод.(Ель)
Кудри в речку опустила и чем-то загрустила.(Ива)
Высокий, стройный, прямой,
Лист у него красивый, резной.(Клен)
- Посмотри на картинки и скажи, какое дерево лишнее? (Ель)
- Почему? (Все деревья – лиственные, а ель – хвойное)
- Какое еще хвойное дерево нам знакомо? (сосна)
- Как называется лес, в котором растут только лиственные деревья? (Лиственный лес)
- Как называется лес, в котором растут только хвойные деревья? (Хвойный лес)
- А лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья, называется смешанным.
б) Игра «Найди пару». Необходимо изображение ветки с плодом отнести к соответствующему дереву. Учащиеся при этом произносят, например,
|
|
это ветка дуба – дубовая ветка, плодами дуба являются желуди;
это ветка сосны – сосновая ветка, плодами сосны являются шишки и т.д.
Физкультминутка.
Игра на внимание.
Если учитель произносит слово «дерево», учащиеся поднимают руки вверх, если слово «кустарник» - руки в стороны, слово «трава» - руки вниз.
Игра «Назови ласково».
Учитель: Учащиеся:
Дуб - дубок
Ель - елочка
Ветка - веточка
Береза - березка
Лист - листик
Ягода - ягодка
Куст - кустик
в) – А теперь мы отправляемся за ягодами.
- Если ягоды растут в лесу, то они какие? (Лесные).
Изображения лесных и садовых ягод:
Задание: отобрать лесные ягоды.
- Назовите оставшиеся ягоды.
- Где они растут?(В саду, это садовые ягоды)
- Как мы употребляем лесные ягоды в пищу?(В сыром виде, варим компоты, варенье)
Игра «Сварим варенье».
Упражнение в словообразовании прилагательных от существительных.
Варенье из черники – черничное,
из земляники – земляничное,
из брусники – брусничное,
из ежевики – ежевичное,
из малины – малиновое
г) – Только что из леса к нам пришел Незнайка, он набрал целую корзину грибов
Ученик называет грибы и отбирает съедобные.
- Чем опасны остальные грибы? (Мухомор и бледная поганка - ядовитые, могут вызвать у человека отравление при употреблении в пищу)
- Нужно ли уничтожать ядовитые грибы в лесу? (Нет, например, мухомор является лекарством для некоторых лесных зверей и птиц)
Д)
«Лес наше богатство, наше здоровье».
- Согласен ли ты с этим утверждением? (Да)
- Какую пользу приносит нам лес? (Растения леса очищают воздух, поэтому человеку легко в лесу дышать, человек пользуется дарами леса)
- Нужно ли беречь лес и как это сделать? (Да, лес нужно беречь: человек не должен ломать деревья, кустарники, рвать цветы, разжигать и оставлять без присмотра костры, мусорить в лесу).
4. Задание на дом.
Нарисовать растение леса (на выбор) и кратко описать его, написав главные характеристики растения.
5. Итог урока. Объявление оценок.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?(О лесе и его растениях).
- Назови растения леса.(Деревья, кустарники, травы,ягоды, грибы).
- Чем полезен лес для здоровья человека?(В лесу чистый воздух).