Общая плотность занятия: отношение педагогически оправданных затрат времени на занятии к общей продолжительности занятия.
Моторная плотность занятия: отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общей продолжительности занятия.
Основными способами выполнения физических упражнений на занятии являются:
1.Фронтальный (вся группа выполняет они и те же упражнения одновременно)
2.Поточный (один за другим)
3.Индивидуальный (один выполняет, а все остальные смотрят)
4.Самостоятельный (преподаватель дает задание – студент выполняет самостоятельно)
5.Групповой (задание выполняется группой занимающихся)
Общая плотность занятия зависит от того насколько правильно, организационно грамотно построено занятие. Поэтому основной способ увеличения общей плотности занятия – более рациональное его построение.
В увеличении моторной плотности большую роль играет выбор способов выполнения физических упражнений на занятии. Наименее емкий для увеличения моторной плотности способ – индивидуальный, наиболее емкий – фронтальный. Однако такое выделение приблизительно. Большую роль здесь играют длительность интервалов отдыха и характер упражнений.
В отличие от общей плотности не всегда нужно стремиться повышать моторную плотность. Такое повышение должно быть оправдано с точки зрения решаемых на занятии задач.
Общая физическая подготовка (ОФП).
Общая физическая подготовка (ОФП) это процесс направленный на гармоничное развитие всех физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости).
ОФП нацелена на обеспечение базовой физической подготовленности.
С точки зрения спортивной тренировки ОФП необходимо рассматривать в комплексе с специальной физической подготовкой (СФП). ОФП определяет неспецифическую подготовленность спортсмена. СФП в какой-то мере строится на основе ОФП и призвана развивать те качества, которые необходимы именно в данном виде спорта.
В физкультурной деятельности в отличие от спортивной СФП отсутствует.
С точки зрения общегосударственной системы физического воспитания – ОФП является базовой, первичной. Именно в рамках этого направления физического воспитания осуществляется физкультурное оздоровление общества (занятия ФК, массовый спорт).
Средства ОФП как можно более широкий набор двигательных действий, которые не используются в данном виде спорта.
Методы физического воспитания.
Метод физического воспитания это способ взаимосвязанной деятельности студента и преподавателя, направленный на решение задач обучения, воспитания и развития.
Методы обучения двигательным действиям образуют 3 группы:
1. Словесного воздействия (рассказ)
2. Наглядного воздействия (показ)
3. Практические – специфические методы ФВ, отличающиеся повышенной мышечной активностью
Практические методы делятся на 2 группы:
1. Методы строго регламентированного упражнения (по жестким правилам)
2. Методы частично регламентированного упражнения
Методы строго регламентированного упражнения включают:
а) метод разучивания в целом
б) метод разучивания по частям
Метод разучивания в целом – выполнение упражнений, не нарушая их двигательных характеристик.
При использовании данного метода в сложных упражнениях возникает множество ошибок, которые потом сложно исправить. Кроме того, многократное повторение всего упражнения приводит к быстрому утомлению.
На стадии закрепления двигательного навыка данный метод используется всегда. На стадии начального обучения – только в отдельных случаях (двигательное действие простое, обучающийся хорошо двигательно подготовлен, двигательное действие не поддается разделению)
Метод разучивания по частям заключается в многократном выполнении отдельных частей двигательного действия с последующим соединением их в единое целое.
Позволяет сосредоточить внимание на наиболее важных частях двигательного действия. Исключается закрепление ошибок в тех частях упражнения которые в данный момент не разучиваются. Менее утомителен.
Однако даже самое методически грамотное разделение всегда нарушает структуру движения.
Широко распространен методический прием этого метода – использование подводящих упражнений.
Методы частично регламентированного упражнения:
1. Игровой (наличие игрового сюжета)
2. Соревновательный (соревновательная ситуация)