Так же нормы подразделяются на моральные и правовые

Тема 1. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации

 

  1. Понятие и специфические черты культуры

Понятие.

Слово «cultura» со вре­мен Цицерона означает «возделывание», «обработка», «уход», «улучшение». Оно противопоставлено другому понятию — «natura», т. е. природа. Следовательно, под куль­турой понимается прежде всего «созданное», «внеприродное». Мир культуры, любой предмет или явление, входящее в этот мир, воспринимаются не как результат действия при­родных сил, а как результат усилий самих людей, направ­ленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано природой. Зиг­мунд Фрейд подчеркивает, что «термин «культура» обозна­чает всю сумму достижений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию от­ношений между людьми.

Специфические черты.

1) Культура — явление социальное. С одной стороны, она не существует «вне человека», а следовательно, не может существовать «вне общества». С другой стороны, нет ни общества, ни социальной группы «вне культуры».

2) Культура — это уровень самосознания обще­ства в конкретный период человеческой истории. С этой точ­ки зрения культура есть исторический процесс, т. е. совокуп­ность постоянно изменяющихся явлений. Развитие культуры определяется и внешними факторами, и внутренними специфическими законами, присущими той или иной сфере куль­туры.

3) Культура — процесс творческий. Человек творит культуру, куль­тура творит человека. В философском понимании культура рассматривается как определенный тип человеческой дея­тельности, как «способ деятельности человека по овладению, миром. Другими словами, культура выражает меру овладения человеком своих отношений к самому себе, к обществу, к природе.

4) Культура определенного общества в конк­ретный исторический период — это многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — «живая» человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие и передающая это наследие новым поколениям.

5) Культура диалогична по своей сути. Она предполагает понимание и освоение феноменов культуры, и на этой основе включенность в культурный процесс потребителей культуры – народных масс, личностей, различных социальных групп.

 

  1. Нормы и ценности как элементы культуры

 

Ядром культуры являются ценности. Ценности - социально значимые, одобряемые обществом явления действительности: предметы, представления, идеи, отношения.

Ценности определяют как:

● состояние социальных связей, идей, которые предпочтительны для социального субъекта;

● критерий оценки реальных явлений;

● регулятор социальных взаимодействий.

М.Вебер указывал на соотношения смысла человеческого акта и ценностей. Ценности ориентируют человека, побуждают его к активной деятельности.

В каждом обществе своя система ценностных ориентаций и иерархия ценностей, которая делится на:

● общечеловеческие ценности (ценность жизни, рождения, любви и т.д.);

● общесоциальные ценности конкретного общества (индивидуализм или коллективизм, свобода или подчинения и т.д.)

Так же ценности классифицируются по принадлежности к подсистемам или сферам социокультурной жизни людей, ценности общества, группы и личности:

● политические (свобода слова, законность);

● художественные (гармония, прекрасное);

● нравственные (совесть, добро, зло);

● правовые (правовой статус, юридические права);

● экономические (собственность, доход, богатство).

Культура является механизмом воспроизведения, развития, сохранения и передачи ценностей. С помощью ценностей человек выбирает ориентиры, в соответствии с которыми соотносит свою жизнь.

В социологических исследованиях изучаются ценности личности и группы, выявляется ценностная иерархия, доминирование одних ценностей над другими, ценностные ориентации различных слоев населения и т.д.

Нормы

Социальные нормы представляют собой образцы конкретного поведения. Социальные нормы воспроизводятся на основе социальных ценностей.

Нормы выполняют функции формирования ожидаемого поведения и исключения влияния субъективных мотивов и обстоятельств.

Конкретная сфера деятельности определяет содержательную сторону норм. В различных культурах способы нормирования отличаются. Например, во всех обществах есть нормы, регулирующие сексуальные отношения людей. Так, нормы многих современных стран допускают сексуально свободное поведение девушек до замужества, в отличие от норм в этих же странах в 1950–1960-ых гг.

Т. Парсонс классифицировал социальные нормы следующим образом:

● нормы, которые устанавливают порядок в отношениях в обществе и группе;

● экономические нормы, которые выделяют критерии хозяйственной деятельности, профессионализма;

● политические нормы, поддерживающие принципы политической системы страны;

● культурные нормы, которые закрепляют принципы коммуникации между индивидами и различными группами.

Так же нормы делятся на:

● универсальные («не убий»);

● частные (хозяйственные, научные и т.д.);

● групповые (нормы студентов, военных и т.п.);

● межиндивидуальные.

Нормы могут классифицироваться по форме фиксации:

● формальные (устав, закон) и неформальные (мнение);

● устные и письменные нормы.

По степени обобщенности выделяют нормы:

● общего принципа деятельности (например, деятельности менеджера);

● конкретного образца определенного действия (например, нормы поведения менеджера при найме работников).

Так же нормы подразделяются на моральные и правовые.

Правовые нормы выражаются в законе или другом акте, имеют конкретное применения и санкции за их несоблюдение. Моральные нормыподдерживаются общественным мнением, моральным долгом личности.

 

Компонентами культуры, которые регулируют общественную жизнь, являются обычаи и традиции.

 

Обычаи– образцы поведения, одобренные определенным обществом и выполняющие форму регуляции социальной деятельности (обычаи гостеприимства, празднования Рождества, Пасхи). В современном обществе обычаи консервативны и действуют в сфере быта и морали. Традиции– образцы поведения, которые имеют более широкие сферы применения, нежели обычаи. Кроме сферы быта и морали традиции действует в экономике, политике, праве, религии, науке, искусстве.

В отличие от социальных ценностей нормы имеют более строгий характер, предписывающую объективную силу (ценности – субъективную силу).

Нормы и ценности как компоненты культуры регулируют жизнедеятельность людей и являются способом освоения индивидом окружающей действительности.

 

  1. Культурная картина мира

 

Человечество едино по своим корням, однако в процессе развития разветвляется на множество разнообразных, особенных культур. Каждая из них в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), создает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировоззрение. Своеобразие каждой культуры находит свое проявление в культурной картине мира, которая формируется в процессе возникновения и развития самой культуры.

Термин картина мира был введен впервые Людвигом Витгенштейном в "Логико-философском трактате", но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера.

В различных культурах люди по-своему воспринимают окружающий мир и тем самым создают неповторимый образ этого мира, свое особое представление о нем, получившее название «культурная картина мира».

Таким образом, культурная картина мира – это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличать одну культуру от другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: