Тема 1. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации
- Понятие и специфические черты культуры
Понятие.
Слово «cultura» со времен Цицерона означает «возделывание», «обработка», «уход», «улучшение». Оно противопоставлено другому понятию — «natura», т. е. природа. Следовательно, под культурой понимается прежде всего «созданное», «внеприродное». Мир культуры, любой предмет или явление, входящее в этот мир, воспринимаются не как результат действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано природой. Зигмунд Фрейд подчеркивает, что «термин «культура» обозначает всю сумму достижений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми.
Специфические черты.
1) Культура — явление социальное. С одной стороны, она не существует «вне человека», а следовательно, не может существовать «вне общества». С другой стороны, нет ни общества, ни социальной группы «вне культуры».
2) Культура — это уровень самосознания общества в конкретный период человеческой истории. С этой точки зрения культура есть исторический процесс, т. е. совокупность постоянно изменяющихся явлений. Развитие культуры определяется и внешними факторами, и внутренними специфическими законами, присущими той или иной сфере культуры.
3) Культура — процесс творческий. Человек творит культуру, культура творит человека. В философском понимании культура рассматривается как определенный тип человеческой деятельности, как «способ деятельности человека по овладению, миром. Другими словами, культура выражает меру овладения человеком своих отношений к самому себе, к обществу, к природе.
4) Культура определенного общества в конкретный исторический период — это многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — «живая» человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие и передающая это наследие новым поколениям.
5) Культура диалогична по своей сути. Она предполагает понимание и освоение феноменов культуры, и на этой основе включенность в культурный процесс потребителей культуры – народных масс, личностей, различных социальных групп.
- Нормы и ценности как элементы культуры
Ядром культуры являются ценности. Ценности - социально значимые, одобряемые обществом явления действительности: предметы, представления, идеи, отношения.
Ценности определяют как:
● состояние социальных связей, идей, которые предпочтительны для социального субъекта;
● критерий оценки реальных явлений;
● регулятор социальных взаимодействий.
М.Вебер указывал на соотношения смысла человеческого акта и ценностей. Ценности ориентируют человека, побуждают его к активной деятельности.
В каждом обществе своя система ценностных ориентаций и иерархия ценностей, которая делится на:
● общечеловеческие ценности (ценность жизни, рождения, любви и т.д.);
● общесоциальные ценности конкретного общества (индивидуализм или коллективизм, свобода или подчинения и т.д.)
Так же ценности классифицируются по принадлежности к подсистемам или сферам социокультурной жизни людей, ценности общества, группы и личности:
● политические (свобода слова, законность);
● художественные (гармония, прекрасное);
● нравственные (совесть, добро, зло);
● правовые (правовой статус, юридические права);
● экономические (собственность, доход, богатство).
Культура является механизмом воспроизведения, развития, сохранения и передачи ценностей. С помощью ценностей человек выбирает ориентиры, в соответствии с которыми соотносит свою жизнь.
В социологических исследованиях изучаются ценности личности и группы, выявляется ценностная иерархия, доминирование одних ценностей над другими, ценностные ориентации различных слоев населения и т.д.
Нормы
Социальные нормы представляют собой образцы конкретного поведения. Социальные нормы воспроизводятся на основе социальных ценностей.
Нормы выполняют функции формирования ожидаемого поведения и исключения влияния субъективных мотивов и обстоятельств.
Конкретная сфера деятельности определяет содержательную сторону норм. В различных культурах способы нормирования отличаются. Например, во всех обществах есть нормы, регулирующие сексуальные отношения людей. Так, нормы многих современных стран допускают сексуально свободное поведение девушек до замужества, в отличие от норм в этих же странах в 1950–1960-ых гг.
Т. Парсонс классифицировал социальные нормы следующим образом:
● нормы, которые устанавливают порядок в отношениях в обществе и группе;
● экономические нормы, которые выделяют критерии хозяйственной деятельности, профессионализма;
● политические нормы, поддерживающие принципы политической системы страны;
● культурные нормы, которые закрепляют принципы коммуникации между индивидами и различными группами.
Так же нормы делятся на:
● универсальные («не убий»);
● частные (хозяйственные, научные и т.д.);
● групповые (нормы студентов, военных и т.п.);
● межиндивидуальные.
Нормы могут классифицироваться по форме фиксации:
● формальные (устав, закон) и неформальные (мнение);
● устные и письменные нормы.
По степени обобщенности выделяют нормы:
● общего принципа деятельности (например, деятельности менеджера);
● конкретного образца определенного действия (например, нормы поведения менеджера при найме работников).
Так же нормы подразделяются на моральные и правовые.
Правовые нормы выражаются в законе или другом акте, имеют конкретное применения и санкции за их несоблюдение. | Моральные нормыподдерживаются общественным мнением, моральным долгом личности. |
Компонентами культуры, которые регулируют общественную жизнь, являются обычаи и традиции.
Обычаи– образцы поведения, одобренные определенным обществом и выполняющие форму регуляции социальной деятельности (обычаи гостеприимства, празднования Рождества, Пасхи). В современном обществе обычаи консервативны и действуют в сфере быта и морали. | Традиции– образцы поведения, которые имеют более широкие сферы применения, нежели обычаи. Кроме сферы быта и морали традиции действует в экономике, политике, праве, религии, науке, искусстве. |
В отличие от социальных ценностей нормы имеют более строгий характер, предписывающую объективную силу (ценности – субъективную силу).
Нормы и ценности как компоненты культуры регулируют жизнедеятельность людей и являются способом освоения индивидом окружающей действительности.
- Культурная картина мира
Человечество едино по своим корням, однако в процессе развития разветвляется на множество разнообразных, особенных культур. Каждая из них в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), создает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировоззрение. Своеобразие каждой культуры находит свое проявление в культурной картине мира, которая формируется в процессе возникновения и развития самой культуры.
Термин картина мира был введен впервые Людвигом Витгенштейном в "Логико-философском трактате", но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера.
В различных культурах люди по-своему воспринимают окружающий мир и тем самым создают неповторимый образ этого мира, свое особое представление о нем, получившее название «культурная картина мира».
Таким образом, культурная картина мира – это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличать одну культуру от другой.