Аэродинамическая сила является равнодействующей сил давления и трения, возникающих при движении аппарата относительно воздушной среды. В общем случае она зависит от формы, размеров, компоновки аппарата, плотности среды, ее вязкости и скорости звука, величины и ориентации вектора воздушной скорости, скорости вращения относительно центра масс и т.д. В проекциях на оси скоростной системы координат с учетом допущения о плоском движении полная аэродинамическая сила дает следующие составляющие:
, ,
где | – сила лобового сопротивления; | |
– коэффициент лобового сопротивления; | ||
– плотность атмосферы; | ||
– воздушная скорость; | ||
– характерная площадь аппарата; | ||
– подъемная сила; | ||
– коэффициент подъемной силы. |
В случае совместного торможения нескольких устройств, как, например, АЗ, парашюта и аэростата, их действие считается независимым и может быть представлено следующим образом:
где | – коэффициент лобового сопротивления аппарата; | |
– характерная площадь аппарата; | ||
– коэффициент сопротивления парашюта; | ||
– площадь парашюта; | ||
– коэффициент сопротивления АЗ; | ||
– характерная площадь АЗ; | ||
– коэффициент сопротивления аэростата: | ||
– характерная площадь аэростата. |
На участке спуска аэростата аэродинамические характеристики представляются аэродинамическими характеристиками сферической (венерианской) оболочки аэростата.
|
|
При проведении расчетов по дрейфу аэростатной станции рассматривалась только одна составляющая полной аэродинамической силы – сила лобового сопротивления. Так как форма аэростата сильно влияет на аэродинамические силы, то для их определения использовался поправочный коэффициент , зависящий от степени наполнения оболочки:
, где: .