Раздел I. Предпринимательство

Воронежский филиал федерального государственного

Образовательного учреждения

 высшего профессионального образования

«Российская академия государственной службы при

Президенте Российской Федерации»

Кафедра экономики, финансов и менеджмента

В.И. Нестеренко

 

 

Организация и управление предпринимательской деятельностью

Учебное пособие

 

 

Воронеж

2018

 

 

Рецензенты:

д.э.н., профессор ВГУИТ – Воронин В.П.

                                к.э.н., доцент ВГУ –  Лылов А.И.

 

 

Учебное пособие рекомендовано

в качестве учебного пособия для студентов,

обучающихся по направлению подготовки

38.03.02. «Менеджмент»

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………..……………………..5

Раздел I. Предпринимательство……………………………………………….….7

Глава 1. История российского предпринимательства………………………..….7

1.1 Зарождение предпринимательства (конец IX–XV в.). Предпринимательство во второй половине XV–XVII в…………………….…..7

1.2 Эпоха Петра I как стремительное развитие предпринимательства….…...10    1.3 Развитие предпринимательства в период XIX – начало XX в. Реформа 1861 г. и её последствия……………………………………………………….…11

1.4 Послереволюционное советское предпринимательство…………………...12

1.5Предпринимательство в России в постсоветский период…………………14  

Контрольные вопросы………………………………………………….…....20

 

Глава 2. Роль предпринимательства в рыночной экономике………………..21

 Контрольные вопросы…………………………………………………………...24

          

Глава 3. Предприятие как хозяйствующий субъект…………………………..25

Контрольные вопросы…………………………………………………….....28

 

Глава 4. Функции предпринимательства и личные качества

предпринимателя…………………………………………………………………29

Контрольные вопросы…………………………………………………….....31     

 

Глава 5. Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы предприятия …………………………………………………………………...32

Контрольные вопросы…………………………………………………….....34

      

Глава 6. Организационно-правовые формы предпринимательства…………..35

6.1 Коммерческое кооперативное предприятие………………………………..36

6.2 Полное товарищество………………………………………………………..36

6.3 Товарищество на вере………………………………………………………..37

6.4 Общество с ограниченной ответственностью……………………………...37

6.5 Акционерное общество………………………………………………………38

6.5.1 Публичное акционерное общество………………………………………..39

6.5.2 Непубличное акционерные общества……………………………………..40

6.6 Производственные кооперативы…………………………………………….40

6.7 Индивидуальный предприниматель без образования юридического

лица………………………………………………………………………………..40

 

Глава 7. Планирование бизнеса………………………………………………….45

Контрольные вопросы…………………………………………………………....54

Глава 8. Реклама и ее роль в бизнесе…………………………………………….55

Контрольные вопросы…………………………………………………………….66

 

Раздел II. Государственное регулирование предпринимательской

деятельности………………………………………………………………………67

 

Глава 9. Функции, принципы, цель и задачи государственного регулирования предпринимательства…………………………………………………………....67

9.1 Функции государственного регулирования предпринимательства……….67

9.2 Принципы государственного регулирования предпринимательства………..69

9.3 Цель и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности………………………………………………………………………..73

Контрольные вопросы……………………………………………………………..75

 

Глава 10. Ограничительная деловая практика и ее правовое регулирование…...76

10.1 Содержание понятия «ограничительная деловая практика»……………….76

10.2 Мониторинг влияния мер государственного регулирования на развитие предпринимательства в России……………………………………………………79

Контрольные вопросы……………………………………………………………...84

Глава 11. Государственное предпринимательство и его формы………………...85

11.1 Казенные предприятия………………………………………………………..85

11.2Государственные коммерческие предприятия………………………………88

11.3 Акционерные общества с государственным капиталом…………………….89

11.4 Государственные унитарные предприятия…………………………………..94

11.5 Государственные корпорации………………………………………………..94

Контрольные вопросы……………………………………………………………..97

 

Глава 12. Антимонопольное регулирование и его значение в развитии предпринимательства………………………………………………………..98

12.1 Общие понятия………………………………………………………….98

12.2 История антимонопольного регулирования…………………………98

12.3 Антимонопольное регулирование в РФ……………………………………102

12.4 Федеральная служба по тарифам…………………………………………...103

Контрольные вопросы……………………………………………………………104

 

Глава 13. Налогообложение предпринимательской деятельности………….105

13.1Понятие фискальной политики, ее виды и значение………………………105

13.2 Налоги как основной элемент фискальной политики……………………..110

13.3Федеральные, региональные и местные налоги…………………………....113

13.3.1 Федеральные налоги……………………………………………………….113

13.3.2  Налог на добавленную стоимость………………………………………..114

13.3.3  Акцизный налог…………………………………………………………...115

13.3.4 Единый социальный налог………………………………………………...117

13.3.5  Налог на прибыль организаций…………………………………………..117

13.3.6  Налог на доходы физических лиц………………………………………..117

13.3.7  Налог на добычу полезных ископаемых…………………………………118

13.3.8  Водный налог……………………………………………………………...119

13.3.9  Государственная пошлина………………………………………………..121

13.4Региональные налоги………………………………………………………..122

13.4.1 Налог на имущество организаций………………………………………...122

13.4.2  Налог на игорный бизнес…………………………………………………123

13.4.3  Транспортный налог………………………………………………………124

13.5Местные налоги……………………………………………………………...125

13.5.1 Земельный налог…………………………………………………………...125

13.5.2  Налог на имущество физических лиц………………………………….…126

Контрольные вопросы……………………………………………………………129

 

Глава 14. Денежно-кредитная политика и ее значение в развитии предпринимательства…………………………………………………………...130  

14.1 Кредитная система и денежно-кредитная политика государства…………130

14.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики………...…………134

14.2.1 Политика обязательных резервов…………………………………………134

14.2.2 Рефинансирование коммерческих банков………………………………..135

14.2.3 Операции на открытом рынке…………………………………………….137

Контрольные вопросы………………………………………………………….....137

 

Глава 15. Социально-психологический климат, необходимый для успешной предпринимательской деятельности…………………………………………..138

15. 1 Понятие и сущность социально-психологического климата…………..…138

15.2 Факторы, влияющие на формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе………………………………………..139

Контрольные вопросы …………………………………………………………...142

 

Глава 16. Государственное управление системой противодействия теневой экономике…………………………………………………………………………143

Контрольные вопросы……………………………………………………………148

 

Библиографический справочник…………………………………………………149

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предпринимательство – это особый вид деятельности, особое поприще, преуспеть на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности к творчеству, неординарному мышлению. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами.

За терминами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жестокой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития, как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Рыночная среда заставляет предприятие работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности людей. Работа в условиях рынка требует от предпринимателей и менеджеров высокой компетентности при осуществлении бизнеса.

Рыночный механизм в России не станет эффективным, пока дух и идеи товарно-денежных отношений не проникнут в каждое звено сложного экономического комплекса.

Знание основ предпринимательской деятельности должно обеспечить любого предпринимателя – кем бы он ни был по специальности и какое служебное место ни занимал – умением сопоставлять потребности рынка с результатами собственной работы и достигать при этом предпринимательского успеха.

Несмотря на значительные трудности в развитии отечественного рынка, происходит постепенное укрепление экономической, материальной и правовой базы для повышения заинтересованности промышленных предприятий и оптово-посреднического звена в формировании рыночной деятельности.

В новых условиях хозяйствования трудовые коллективы вплотную сталкиваются с необходимостью самостоятельного решения многих сложных задач по реализации предпринимательской деятельности, начиная с проблемы организации материального обеспечения, оптимизации производственного процесса и заканчивая успешным сбытом продукции в условиях высокой конкурентоспособности зарубежных товаров и услуг.
Решению этих задач способствует данное учебное пособие, в котором последовательно освещены основные принципы и элементы предпринимательской деятельности.

В числе рассматриваемых вопросов существенное место занимает раскрытие современной проблематики предпринимательства и его специфики.

Предприниматель – не просто деятельный человек, который трудится ради своего благополучия. Это прежде всего специалист, чей профессионализм обусловлен интеллектом и широким кругозором. Успех его деятельности базируется на сочетании опыта, интуиции и первоклассного образования.

Предпринимательство – это целесообразная деятельность, направленная на извлечение доходов, прибыли. Предпринимательством является организация предприятия с целью производства и поставки товаров на рынок, торгового предприятия для осуществления купли-продажи товаров, организация финансового учреждения, фондовой биржи и т. д. Предпринимательство означает поиск новых экономических возможностей.
Учебное пособие позволит студентам изучить особенности и новые направления предпринимательской деятельности с учетом основных рыночных перемен в системе производственных и научно-технических взаимоотношений российских предприятий и организаций с внутренними и зарубежным партнерами.

 

 




Раздел I. Предпринимательство


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: