Предпринимательство в России в постсоветский период

 

В современных социально-экономических отношениях, сложившихся в последние годы в России, особая роль принадлежит предпринимательству. Предпринимательство является движущей силой при формировании рыночной экономики, при этом оно осуществляет значимые социальные и экономические функции, прежде всего это повышение уровня социальной защищённости населения, а также стимулирование экономического роста и научно-технического прогресса. Оно является одним из важнейших видов человеческой деятельности, обеспечивая реализацию творческих потребностей человека в формировании своего места в экономике, в то же время оно обеспечивает личные доходы, позволяющие реализовать потребности в других областях. Формирование предпринимательства требует наличия ряда определённых условий: экономических; социальных; правовых. Экономическими условиями являются:

 – предложение товар, услуги и спрос на них; – виды (ассортимент) товаров, востребованные потребителями;

– объём денежных средств, который может быть направлен на приобретение товара;

 – имущественная поддержка. Социальными условиями формирования предпринимательства считаются:

 – условия работы (рабочее место, уровень заработной платы, психологический климат в коллективе);

 – предоставление покупателю товара, отвечающего моде, вкусу, нравственно-культурным и религиозным убеждениям;

 – предоставление социальных условий работникам, охрана здоровья, сохранение рабочих мест; – подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, стажировка.

К правовым условиям формирования предпринимательства относятся законы, нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для его становления и развития:

– упрощённая и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий;

– защита предпринимателя от чиновничьей бюрократии; – совершенствование налогового законодательства с целью стимулирования развития предпринимательства;

– создание государственных центров по поддержке и развитию предпринимательства;

– усовершенствование методов учёта и форм статистической отчётности.

В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Возрождение российского предпринимательства напрямую связано с началом проведения реформ в Советском Союзе – перестройкой. Приход в 1985 г. нового руководства страны во главе с М. С. Горбачёвым породил в советском обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ. Наряду с общим оживлением («гласностью», «плюрализмом» и т. п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощённой крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т. п.) в ущерб АПК и социальной сфере.

В ряде союзных республик СССР (в основном Прибалтики), краев и областей начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчётных цехов малых производств на средних и крупных 33 предприятиях) и рациональных размеров предприятий, работающих на потребительский рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.

Первым решительным шагом в этом направлении стал арендный подряд (индивидуальный и семейный). Широкое распространение он получил в сфере бытового обслуживания. Для развития арендных отношений, которые служили важной ступенью на переходе к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г. Вводимые этим законом формы хозяйственного расчёта способствовали в дальнейшем освоению на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных отношений. Бытовое обслуживание стало пионером в распространении индивидуального и семейного арендных подрядов. Арендный подряд осваивали также кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермерские хозяйства. Аренда, как и впоследствии кооперативы, давала импульсы к разгосударствлению – необходимому подготовительному этапу системной приватизации.

С мая 1987 г., после принятия закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», начался очень быстрый рост числа граждан, желающих самостоятельно заниматься бизнесом. Повсеместный и быстрый рост числа граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД) (с 429 тыс. чел. в 1988 г. до 723 тыс. в 1989 г., или на 69 %), показал значительный потенциал индивидуального и семейного частного предпринимательства. Этим законом снимались ограничения на занятия народными художественными и кустарными промыслами, ремесленничеством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания, надомным трудом; упрощалась регистрация занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; снижались налоги; повышалась ответственность за предоставляемые декларации о доходах, получение патента и т. п.

Несмотря на значительные сложности развития индивидуальной трудовой деятельности, в обществе постепенно менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям. Ключевым в реформировании экономики явился закон «О кооперации в СССР», принятый в 1988 г. Кооперативы дали предпринимателям необычную для тех лет хозяйственную свободу, позволили легализовать накопившийся за долгие годы заряд предпринимательской активности.

В то время малое предпринимательство было наиболее динамично развивающимся сектором советской экономики. За короткий период (1988–1989) количество кооперативов в общественном питании, сфере бытовых услуг, строительстве и производстве товаров возросло более чем в 10 раз, аналогичным образом изменилась и численность занятых. При этом объём реализуемых ими товаров и услуг увеличился в 20 раз. Кооперативы, обладавшие мощным зарядом легализуемой предпринимательской активности, отличала предельная для тех реальных условий гибкость в хозяйственной деятельности.

Бурное развитие новых кооперативов в 1988–1989 гг. можно считать началом возрождения предпринимательства в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы формирования начального капитала. Изучение действующих кооперативов, проведённое с участием работников Государственной комиссии по экономической реформе в 1989–1990 гг., показало, что эффективность их хозяйственной деятельности была в 5–6 раз выше аналогичных (порой соседних) государственных предприятий. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы оплаты труда (поощрения, наказания) – всё говорило о том, что эти кооперативы – прообраз малых частных предприятий. Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и механизмы окупаемости, возвратности, самоконтроля способствовали проявлению предприимчивости, ответственности, нацеленности на конечный результат и умению противостоять известному риску. А именно эти черты органически свойственны малому частному предпринимательству, что ярко проявилось на постсоветском пространстве.

В принятых позже законах о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990 г.) в РСФСР признавалась многоукладность экономики с правом на частную собственность граждан (на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику).

В Законе «О собственности в РСФСР» (декабрь 1990 г.) было зафиксировано право собственника при осуществлении предпринимательской деятельности на заключение договоров с гражданами об использовании их труда. Фактически фиксировалось равенство различных форм собственности. Признавалась недопустимость установления государством ограничений или, наоборот, предоставления им льгот предприятиям той или иной формы собственности.

Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990 г.) признал в качестве таковой общественно полезную хозяйственную деятельность, нацеленную на получение прибыли (дохода), связанную с ответственностью за используемое имущество (собственность) и рисками. Этот закон определил общие правовые нормы создания предприятий разных форм собственности. Но в нём не были рассмотрены малые предприятия, а среди организационно-правовых форм предприятий в качестве субъектов предпринимательской деятельности не были упомянуты кооперативы.

Дискриминация в отношении малых предприятий была прекращена специальным постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» (июль 1991 г.). Наряду с критериями, определяющими размеры малых предприятий, постановление рассматривало организационно-экономические условия развития малых предприятий, устанавливало налоговые льготы для них, уравнивало в правах малые предприятия разных форм собственности. Постановление инициировало работу по развитию малых предприятий и созданию программ их развития. Становление и развитие предпринимательской деятельности в России, в постсоветский период, связано с коренным преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку и происходило в неблагоприятных условиях:

– Неготовность самого общества к проводимым реформам.

– Слабая правовая база.

– Большая налоговая нагрузка.

– Усиливающая бюрократизация и коррумпированность общества.

– Криминализации общества.

– Отсутствие свободных финансовых средств.

– Высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам (их уровень достигал 220–360 % годовых).

– Слабый инвестиционный рынок.

– Отсутствие государственной поддержки становления и развития предпринимательства и т. д.

– Большая инфляция, достигшая 840 % в 1993 г.

Российская экономика – это экономика переходного периода и преобразования, которые происходят в экономике РФ, напрямую связаны с трансформацией самого Российского общества.

Одной из главных целей трансформации является создание экономики с рыночными отношениями. Россия выбрала в начале 90-х гг. свой механизм преобразования экономики – «шоковая терапия». Сегодня можно утверждать, что потери от неоправданной «шоковой терапии» оказались очень большими. Резкая смена экономической политики показала полную неприспособленность субъектов хозяйствования к работе в новых условиях. Либерализация внешнеэкономической деятельности, а затем и либерализация цен привели к тому, что Российский рынок стал стремительно наполняться дефицитной импортной продукцией и в первую очередь так называемыми товарами народного потребления. Ни по цене, ни по качеству и тем более по соответствию цены и качества отечественные товары в своём большинстве не оказались конкурентоспособными своим зарубежным аналогам. При этом и само отечественное промышленное производство не было готово к конкуренции с зарубежными производителями, о чём свидетельствуют макроэкономические показатели тех лет.

Происходящие сегодня реформы в Российской Федерации говорят о переходном периоде развития экономических отношений, в том числе и предпринимательства. На этом этапе (транзитивном или переходном) экономическая среда предпринимательского бизнеса в современной России не является полностью сформированной. Признаками транзитивности российской национальной системы предпринимательства являются:

– Российская система предпринимательства – одна из самых молодых национальных систем (1991–2017).

– Несбалансированный характер развития разных видов предпринимательского бизнеса.

– Низкий уровень инфраструктуры малого и среднего бизнеса.

– Сильное влияние криминального элемента на деятельность бизнесменов и государственных чиновников, что органически вытекает из высокого уровня бюрократизации и коррумпированности органов власти.

– Высокая составляющая доли теневой экономики в общем её объёме.

– Высокий уровень правонарушений, совершаемых предпринимателями и остающихся без правовых последствий.

– Высокий удельный вес криминального капитала, оборачивающегося в легальном бизнесе на территории России или инвестированного российскими предпринимателями за рубеж.

– Высокий уровень сращивания субъектов предпринимательского бизнеса с политической элитой.

На сегодняшнем этапе эффективность российской экономики во многом зависит от состояния добывающих отраслей, при этом основной вклад вносят экспортно-ориентированные отрасли и в первую очередь нефтяная и газовая. То есть сегодня не получается порвать с зависимостью национальной экономики от цен на мировые энергоносители.

Продолжается наращивание влияния государства на национальную экономику, в частности, в таких областях, как нефтедобыча, авиастроение, машиностроение и автомобилестроение, а также банковский сектор. Это влияние государство обеспечивает через своё участие как акционер, в т. ч. создание госкорпораций.

Одной из важных и трудноразрешимых проблем построения рыночных отношений в российской экономике является проведение структурных преобразований её отраслевого хозяйства, ранее ориентированного на индустрию производства и добывающие отрасли. Возрождение отечественного предпринимательства нацелено на то, чтобы устранить эти перекосы. Становление бизнес-слоя. Черты российского предпринимателя. Предприниматели входят в особый слой общества – бизнес-слой, формирование которого происходит вместе с развитием предпринимательства. Бизнес-слой – общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наёмными работниками, в свободное время тоже пытающихся «делать деньги». Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой, посреднической, страховой и финансовой деятельности. Бизнес-слой не однороден по своему составу.

В нём можно выделить несколько основных групп:

– предприниматели – частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющих последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму; – физические лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;

– бизнесмены-менеджеры – наёмные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;

– полу-предприниматели – наёмные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, которые не являются управленцами и совмещают основную работу с каким-нибудь видом предпринимательства; – менеджеры-совладельцы – хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но располагающие пакетами акций управляемых предприятий;

– «классические» менеджеры – хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма.

Характерными чертами российского предпринимателя является следующее:

1. Сам по себе бизнес является преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает более 80 %.

2. Отличительной чертой российского предпринимателя является их уровень образования.

По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80 %. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38 %, имеющих второе высшее – 6,5 %. И если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель – самый интеллектуальный предприниматель в мире. В первые годы (90-е гг. прошлого столетия) современного российского предпринимательства преобладало мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. На сегодняшнем этапе развития предпринимательства, очень остро встал вопрос о профессионализме кадров и особенно рабочих специальностей. Дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. И если на первом этапе развития предпринимательства ощущался дефицит специалистов с экономическим и юридическим высшим образованием, то сегодня не хватает специалистов технических профессий.

 

Контрольные вопросы

1. Как зарождалось предпринимательство в IX в.?

2. Охарактеризуйте основные направления предпринимательской деятельности в конце IX–XV в.

3. Предпринимательская деятельность во второй половине XV–XVII в.

4. Охарактеризуйте особенности предпринимательской деятельности в период царствования Ивана Грозного. 

5. Эпоха Петра – как стремительное развитие промышленного предпринимательства.

6. Каковы основные преобразования, начатые Петром I?

7. Развитие предпринимательства в период XIX–XX вв.

8. Реформа 1861 г. и её влияние на развитие предпринимательства.

9. Какова специфика предпринимательства в отдельные периоды существования России?

9. В чем сущность политики «военного коммунизма»?

10. Годы НЭПа как оживление предпринимательской деятельности.

11. В чем особенности постсоветского этапа развития предпринимательства в России?

 

 

Глава 2. Роль предпринимательства в рыночной экономике              

 

В современной экономике предпринимательство - это самостоятельная инициативная деятельность хозяйствующих субъектов с целью получения предпринимательского дохода.

Характерными чертами предпринимательства являются:

- поисковый характер, ориентирована на постоянное отыскание новых бизнес-идей;

- представляет организационную работу;

- подчинена особым целям: направлена на получение прибыли или иной выгоды, обретение большей степени свободы и независимости;

 - осуществляется самостоятельно.

Функции:

- комбинационная, выражающаяся в соединении экономических ресурсов в единый процесс воспроизводства, их замене и замещении, привлечении дополнительных ресурсов и т.д.;

- инновационная, связанная с обнаружением новых возможностей, позволяющих увеличить поток доходов;

- социальная, реализующаяся в более полном и качественном удовлетворении потребностей населения, возрастании социальной стабильности общества;

- экономическая, способствующая росту и развитию экономики, приращению ВВП, обеспечению непрерывности кругооборота и оборота капитала, его расширенному воспроизводству.

В современной российской экономике сформировались 4 формы предпринимательства: единоличное, партнерское, корпоративное и государственное. Единоличное предпринимательство– самая простая, экономичная форма, когда в одном лице персонифицированы функции собственника и менеджера. Эта форма эффективна в сфере обслуживания, торговли и т.д., но не позволяет реализовать преимущества специализации, имеет ограниченные возможности для роста ввиду недостатка финансовых ресурсов, привлечения средств из внешних источников. Индивидуальный предприниматель несет неограниченную ответственность, т.е. в случае банкротства покрытие долгов осуществляется не только активами предприятия, но и личным имуществом. Партнерская форма предполагает объединение капиталов и других ресурсов несколькими предпринимателями и образование совместного имущества. Корпоративная форма предпринимательства - наиболее сложный способ организации предпринимательской деятельности, функции которой распределены между собственниками, менеджерами, функциональными службами и специалистами, отдельными предпринимательскими единицами. Государственное предпринимательство связано с деятельностью государственных институтов, нацеленных на прибыльное использование государственной собственности. Оно осуществляется опосредованно – в этом его специфика.

Предприниматель постоянно находится под воздействием самых разнообразных факторов, т.е. параметров, определяющих возможности и характер проявления свойств предпринимательской функции. Внешние факторы:

Природно-демографические– определяют отраслевую специализацию и размещение предприятий, уровень издержек и возможности использования рабочей силы.

Социально-культурные– оказывают влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику организации предпринимательства и деловую этику.

Технологические– обуславливают не только характер и формы осуществления производств, но и способы предпринимательской деятельности.

Экономические – определяют условия распределения ограниченных ресурсов и уровень предпринимательской активности.

Институциональные– обусловливают интенсивность товарообменных операций, расширяя возможности для предпринимательской деятельности.

Правовые.

Политические.

К внутренним факторам:

Развитость отношений собственности.

Особенности внутренней организации хозяйственных ячеек.

Наемный работник как исполнитель идей предпринимателя так же относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависят эффективность и качество реализации предпринимательской идеи. Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

В современных условиях рыночного хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда. Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях, только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса.

Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя. В условиях рынка от предпринимателя требуется умение – и даже предрасположенность – действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Основные источники денежных средств при организации бизнеса таковы:

- личные сбережения (в этом случае их должно быть много);

- средства друзей, родственников или партнеров (в этом случае не стоит рассчитывать на большую сумму);

- кредит в банке (в данном случае вам придется предоставить банку информацию о своем финансовом положении и проекте, под который берутся деньги).

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает возможность иметь партнера по бизнесу, от вида взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль – это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен спрос потребителя.

Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход – доход от управления – излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается из двух элементов: обычной прибыли делового человека и излишка над обычной прибылью делового человека. Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве, платы за риск или управление бизнесом.

Большой признательностью пользуются предприниматели в развитых странах, особенно в США, так как считается, что такие люди добровольно идут на риск, связанный с реализацией своих проектов, которые служат всему обществу, а в случае неудачи несут полную ответственность за себя. Все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель при планировании и организации своей деятельности не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Таким образом, целью предпринимателя является необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей. Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

- новизна товара и его соответствие интересу потребителя; • его качество;

- цена, доступность товара;

- степень универсальности товара;

- внешний вид и упаковка;

- позитивные отличия товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

- возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

- соответствие товара общепринятым или государственным стандартам;

- престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Таким образом, если в отношении общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то в отношении самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт. Не подлежит сомнению, что фигура предпринимателя относится к числу центральных и в условиях становления рынка. Именно с его деятельностью прежде всего связываются прогресс современного общества, динамизм экономической системы.

В России и других бывших социалистических странах предприниматель и предпринимательство в течение десятилетий практически отсутствовали. Ныне здесь формируется принципиально иная социальная структура. Возникают и быстро утверждаются чуждые советскому обществу новые типы хозяйствующих субъектов – предпринимателей, место и значимость которых в переходной экономике еще не вполне прояснены в силу новизны этой проблемы. В числе этих типов особое место занимает со временный предприниматель, подчиняющийся законам рыночной экономики, типичным продуктом которой он и является. Народному хозяйству России предстоят крупнейшие не только социальные, но и технико-технологические преобразования. Отсюда вытекает неизбежность роста численности предпринимательского слоя.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы характерные черты присущи предпринимательству?

2. В чем заключаются основные функции предпринимательства?

3. В чем особенности государственного предпринимательства?

4. Основные источники денежных средств при организации бизнеса.

5. Какими средствами воздействует предприниматель на потребителя?

6. Какие факторы, воздействуют на предпринимателя?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: