Глава 4. Функции предпринимательства и личные качества предпринимателя

Ни за рубежом, ни в России пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, включающая рассмотрение всех его функций, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. Исторически можно выделить отдельные важнейшие функции предпринимательства, которые развивались в определенной последовательности.

Так, классики политический экономии, включая А. Смита, считали, что предприниматель – собственник капитала, организующий производство в целях получения прибыли и удовлетворения потребительского спроса. Другой классик – Ж. Б. Сэй – обращал внимание на то, что предприниматель прежде всего – организатор производства (не обязательно собственник), менеджер, говоря современным языком. Он несет ответственность не только за производство и реализацию благ, но и обеспечение рабочими местами своих работников. Прибыль является его вознаграждением именно за эту функцию. Р. Кантильон и некоторые другие экономисты особо выделяли то обстоятельство, что предпринимательство – рискованное ремесло, а значит, функция предпринимателя – нести бремя неопределенности и риска. Получаемый предпринимателем доход и отражает именно эту функцию, в том числе и то, что предприниматель гарантирует своим работникам оплачиваемую занятость.

Новую функцию предпринимательства, возникшую уже в ХХ веке, полнее других описал американский экономист Й. Шумпетер. Он посчитал, что главное в предпринимательстве – осуществление организационно-хозяйственных инноваций. Действительно, в современных условиях данная функция особенно востребована экономикой, и без нее немыслим успех в бизнесе. С учетом вышеуказанных функций рассматривается и теория «трех волн предпринимательства». «Три волны» развития теории предпринимательской функции – так условно можно охарактеризовать в ней развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства. «Первая волна», которая возникла еще в XVIII веке, была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем. «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. «Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя: на способности реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельности в выборе и принятии решений, наличии управленческих способностей, а также на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивании экономической системы.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно, с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрпренерству.

Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, – «интра- капитал». Появление интрапренерства связано с тем, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных про­изводственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала – капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей. Если речь идет о действительном феномене предпринимателя, то предприниматель – не просто человек, занимающийся предпринимательской деятельностью. Чтобы быть предпринимателем, необходимо обладать определенными деловыми качествами. Под деловыми качествами мы понимаем способность определять потребности, в соответствии с ними формулировать деловую задачу, проявлять решимость и энергию в претворении данной задачи в жизнь при условии рационального использования ресурсов.

Вот основные качества предпринимателя:

- желание идти на риск («разумный» риск);

- готовность к любым изменениям на рынке;

- склонность к инновациям (нововведениям).

Одна из главных задач будущего предпринимателя – сформулировать стратегию, создать определенный сценарий своих действий, в соответствии с которым его бизнес должен развиваться в будущем. В основе предпринимательского мышления лежит предпринимательская идея. Она – основа любого делового начинания. Однако важно не только придумать, но и перейти от фантазий к реальности.

Истинный предприниматель – тот, кто сумеет претворить свою идею в жизнь, поэтому одним из самых важных для него качеств является переход от мысли к практическим действиям. Предприниматель должен создать свою тактику, тысячу раз все обдумать, прежде чем начать действовать. Не каждый может выстоять и довести свое дело до конца. Иногда на осуществление замысла уходят долгие годы, надо преодолеть тысячи препятствий, чтобы добиться своего.

Вот и еще одно качество – упорство, поэтому не каждый человек может стать предпринимателем. Предпринимательство – талант и в какой-то степени состояние души. Его невозможно впрыснуть, как вакцину, передать по наследству, поэтому часто предпринимательские черты ассоциируются с понятиями «инициатива», «смелость», «динамизм». Для предпринимателя денежные выгоды стоят на втором плане, а главная роль, которую такие люди возлагают на себя, – это организация и воплощение в жизнь интересного проекта. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

Контрольные вопросы:

1. Кто такой предприниматель в понимании классиков политической экономии?

2. Что означает термин «интрапренер»?

3. Какими качествами должен обладать предприниматель?

4. Каковы основные функции предпринимателя?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: