Тема 2. Развитие методики преподавания географии в общеобразовательной и коррекционной школе

Формирование географии как школьного предмета

Предметом школьного изучения в мировой педагогической практике география стала сравнительно поздно. Во второй половине XVII века она появилась в школах Западной Европы, а в России - в начале XVIII века. Преобразования Петра I ускорили политическое и экономическое развитие России, следовательно, появилась потребность в людях, владеющих географическими знаниями. Географию изучали в различных специализированных школах - математических, навигационных, горных.

Возникает потребность в первых учебниках по географии. Вначале использовались переводные географические руководства. В 1710 г. была издана книга неизвестного европейского автора «География или краткое земного круга описание». Одним из первых был переведен в 1718 г. труд крупного голландского ученого того времени Варения «География генеральная», но он отличался очень сложным содержанием и большим объемом. В 1719 г. был издан учебник Иоганна Гюбнера пол названием «Земного круга краг кое описание», который содержат сведения по физической географии, а также подробные карты и описания европейских государств. Однако сведения о России крайне скудны и ошибочны.

Первая половина XVIII века время активных научных географических исследований России. В это время организуется ряд крупных экспедиций для изучения берегов Каспийского моря, островов Северного Ледовитою океана, Камчатки. Курильских островов. Известный географ и историк петровского времени В.Н. Татищев издал сжатый и написанный на высоком научном уровне очерк о России, ставший, по существу, первым учебником, по географии. Огромный вклад в развитие географии внес М.В. Ломоносов. Он организовывал сбор самых различных сведений физико- и экономико-географического содержания, характеризующих различные территории нашей страны. При нем были изданы первый атлас России и две генеральные физические карты страны. Учебники же того времени мало соответствовали современным принципам образования, они отличались большим содержанием географической номенклатуры, что делало географию скучной и неинтересной.

В 1786 г. был принят «Устав народных училищ Российской империи», который предписывал учредить народные училища 2 типов: «малые» с двухгодичным обучением, и «главные», в которых было 4 класса, однако учились в них 5 лет. Так как в 4 классе обучились два года. География в них изучалась с 3 по 4 класс по 2-3 урока в неделю. Вначале рассматривали введение в географию Европы. Затем изучали географию России и всеобщую географию. К началу XIX века география преподавалась во всех средних учебных заведениях. В гимназиях ее изучали с 3 по 8 класс. Однако период подъема географического образования был не долог. Во второй четверти XIX века, в годы николаевской реакции, в школы ввели изучение классических языков, а географию стати преподавать только в I классе. Для этого курса также было характерно обилие географической номенклатуры, требующей постоянного заучивания. Такое положение сохранялось до конца XIX века. Н.В. Гоголь называл школьную географию того времени «безжизненным, сухим скелетом», но вместе с тем отмечал ее воспитательное значение.

Методическая мысль того времени искала возможности для облегчения работы учащегося, преодоления трудностей усвоения сухого номенклатурного материала. Огромное влияние на развитие методики преподавания географии оказал К.Д.Ушинский. Отводивший школьной географии роль очень важного для воспитания предмета. Он резко критиковал преподавание географии в шкалах, отмечал, что «из всех наук география пользуется в нашем отечестве наименьшим почетом. Что касается собственно русской географии, то мы не имеем поэтому предмету ни одного сносного учебника». К.Д.Ушииский выдвинул ряд важных в педагогическом отношении принципов преподавания географии. Среди чих - переход в изучении географии от известного к неизвестному и принцип наглядности.

Идеи К.Д.Ушинского были восприняты его учеником Д.Д. Семеновым, который внес заметный вклад в развитие методики географии. По его мнению, изучение географии должно быть систематичным и последовательным. В 1860-1867 гг. он написал «Учебник по географии» в трех частях, в котором впервые реализовал родиноведческий принцип (теперь он называется краеведческим), обеспечивающий изучение географии не по книгам и картам, а путем непосредственных наблюдений. Однако, несмотря на все усилия ученых, преподавание географии в шкалах оставалось прежним номенклатурно-описательным, и главная причина этому была в отсутствии квалифицированных педагогических кадров. Например, учебник по географии К. Смирнова для второго класса не содержал пи одной иллюстрации, ни одного вопроса или задания к тексту и насчитывал около 1000 номенклатурных названий, 3/4 из которых можно было бы без ущерба для обучения исключить.

В конце XIX - начале XX века па изучение географии в первых пяти классах большинства школ отводилось 10 уроков в неделю. Появляются новые учебники, в которых нашли отражение прогрессивные педагогические идеи. Например, учебники Г.И. Иванова, изданные в 1902 г., отличались интересным, доступным для учащихся текстом, включали отрывки из сочинений известных ученых - географов.

Периоды формирования Содержание и структура программы Причины изменения программы
В 1927 г был разработан первый учебный план тля вспомогательной школы. предусматривающий пятилетнее образование и профессиональную подго­товку детей с нарушением интеллекта Географии как самостоятельному предмету не было выделено места в учебном плане Учебный материал на протяжении всех 5 лет обучения пода­вятся комплексами, которые знакомили детей с каким-либо явлением природы или жижи людей. «Сельское хозяйство», «Машкран» и.т.д. Вокруг них группировался учебный материал географии истории. естествознания, концентрически усложняясь от класса к классу Потеря самостоятель­ности отдельных естест­воведческих предметов и. как следствие, отсутствие систематических знаний, навыков ориентировки по карте
В 1932 1934 гг разработан и утвержден учебный план для вспомогательной шкоты на основе учебного плана массовой школы Географические знания согласно данному плану в первые два гола обучения входили в общий курс природоведения Учебный материал преподносился с максимальной простотой и образностью в ярких, интересных и несложных рассказах, возбуждая познавательную активность с 3 по 7 класс география изучалась как самостоятельный предмет. Детям давались элементарные географические понятия, простейшие знания о природных и экономических условиях СССР, о внешнеэкономических связях, а также обзорные сведения о карте мира   Выявление основного недостатка этой программы - слабый учет познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта при отборе учебного материала

 

В 1914 г. был принят новый план школы, который предусматривал изучение географии в старших классах гимназий и реальных училищ. После революции была создана единая трудовая школа с девятилетним сроком обучения. Она состояла из 2 ступеней: первая 1-5 классы, вторая - 6 9 классы. Однако общегосударственных программ, а соответственно и учебников по предмету не было, поэтому пользовались дореволюционными. В дальнейшем география как учебный предмет вообще была ликвидирована. Государственным Ученым советом было решено укреплять связи образования с трудом, поэтому учебные предметы в школах первой ступени были заменены «комплексными темами» из разных областей знаний. Они были сгруппированы по трем направлениям «природа», «труд», «общество». Такое положение сохранялось до 1927 г. В 30-е гг. были изданы учебники Н.Н. Баранского по экономической географии СССР и И.А. Витнера по географии зарубежных стран, которые выдержали десятки переизданий и получили Государственную премию СССР. В настоящее время существует много учебников по географии, а также имеется вариативность в выборе той или иной программы обучения географии. В рамках единого федерального Государственного стандарта можно варьировать региональные и местные компоненты обучения географии.

 

Этапы формирования программы по географии для вспомогательной школы

География как учебная дисциплина коррекционной школы имеет свою историю становления. Она во многом отражает отношение общества, как к самому предмету, так и к категории детей с нарушением интеллекта.

Рассмотрим схематично основные периоды формирования программы, но географии для коррекционной школы.

 

В 1936 - 1938 гг вспомогательная школа становится учреждением только для детей с нарушением интеллекта Вводятся новые принципы отбора детей в такие школы после комплексного обследования. врачом, педагогом психологом В этот период перед вспомогательной школой ставилась задача передать учащимся знання в полном объеме учебного материала начальной общеобразовательной школы Обучение географии велось с 4 класса на нее отводилось по 2 часа в неделю. сохранялись все разделы программы начальной школы и полный объем знаний по конкретному материалу, в то ж время опускались некоторые детали, которые требуют значительного отвлечения, запоминания, числовых операций и т.д Необходимость увеличение часов на про­фессионально-трудовое обучение и на дисциплины политехнического цикла куда входила и география
С 1942 по 1946 г программа несколько дорабатывалась и изменялась, с учетом требовании времени В программе 1942 г было увеличено ко­личество часов на географию до 3 часов в неделю В первых послевоенных программах подчеркивалась необходимость особых требований к курсу географии - развитие научного мышления и освобождение от суеверий и предрассудков, к которым склонен малоподвижный ум таких детей Добавлялись некоторые сведения из программ для среднего звена массовой школы, с учетом принципов практической значимости и доступности Программа включала сведения о Земле, Солнце. Луне, извержениях вулканов, землетрясениях, атмосферных явлениях Назревшая необходимость создания специальных программ по географии для вспомо гательной школы, ориентированных на осо­бенности познавательных возможностей учащихся. а не на программу начальной и средней общеобразовательной школы
В 1952-1960 гг учебные планы вспомогательной школы пересматриваются с учетом усиления профессиональной подготовки и политехнического обучения В 1-3 классах 1 час в неделю выделяется для уроков естествознания и зоографии, в 4 классе в часы русского языка включается 1 час в неделю для объяснительного чтения по географии, в 5 7 классах количество часов географии сокращается до 1 в связи с уменьшением общей нагрузки учащихся. Существенной чертой является включение в программу начальной школы пропедевтической работы - непосредственное знакомство с окружающей средой, использование их внешкольного опыта, систематизация и обобщение наблюдений Эта работа способствовала более успешному усвоению систематического курса в 5-7 классах Переход на 8-летнее обучение. Модернизация обучения - приведение учебников в соответствие с требованиями учебных программ, планов
С 1960 г положительность обучения во вспомогательной школе доведена до 8 лет География преподавалась с 5 по 7 класс по 2 часа в неделю. Курс имел следующую структуру. 5 класс - «Формы поверхности суши, земной шар. Солнце источник света и тепла на Земле. От местности в ближайшем окружении к карте»; 6 класс - «Союзные республики»: класс - «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне, Части света» Возрастающие требо­вания к содержанию об­разования во вспомога­тельной шкоте Необхо­димость распределить географический материал на 8 лет обучения
1970- 1980 гг. География как учебный предмет приобрела структуру и содержание, которые использовались до геополитических изменений в СССР География стала изучаться с 5 по 8 класс по 2 часа в неделю в пределах каждого года обучения материал делился на разделы, указывалось примерное количество учебного времени, отведенного на их изучение Разделы, в свою очередь, разделены на темы. По каждой теме давалась географическая номенклатура. В курсе географии было принято Следующее расположение учебного материала по годам обучения 5 класс «Начальный курс физической географии»: 6 класс «Природа нашей Родины»; 7 класс - «География материков. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне». класс «География СССР» Необходимость совершенствования программы в следующих направлениях соответствия растущим требованиями к знаниям и умениям учеников большей коррекционной направленности учебного материала. Соответствия материала последним геополитическим изменениям

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: