«КОРНИ УРАВНЕНИЙ»
Образец решения:
Пример 1
Уравнения - равносильны?
Решение:
Пример 2
Проверить на равносильность уравнения: .
Решение:
Ответ: равносильны, так как они не имеют корней.
Пример 3
Определить уравнение-следствие при решении уравнений и
Решение:
Уравнение имеет корень 5, уравнение
имеет корни
Так как корень уравнения
является корнем уравнения
, то уравнение
является следствием уравнения
.
Пример 4
Решить двумя способами уравнения и сделать вывод:
а) =
б)
Решение:
а) первый способ:
ОДЗ:
( = (
,
,
Оба корня принадлежат ОДЗ уравнения, но это не меняет сути дела и мы вынуждены выполнить проверку корней.
Проверка: при получим
- неверное равенство,
- посторонний корень;
при , получим
или
- верное равенство, 5 - корень исходного уравнения.
Ответ: 5
второй способ:
Исходное уравнение равносильно системе:
Решение системы исходного уравнения
Ответ: 5
б) первый способ:
|
|
ОДЗ:
![]() ![]() | ![]() |
Решений нет
Значит, ОДЗ уравнения пустое множество, уравнение решений не имеет
Ответ: корней нет
второй способ:
Исходное уравнение равносильно системе:
![]() ![]() | ![]() |
Системы решений не имеют, значит, и исходное уравнение тоже решений не имеет
Ответ: корней нет.
Вывод: При решении иррациональных уравнений – возведение обеих частей уравнения в четную степень, принадлежность полученных корней ОДЗ уравнения не позволяет сделать вывод, о том являются ли эти корни посторонними или нет. Поэтому выполнение проверки корней обязательно и это этап решения уравнения. Если корень не принадлежит ОДЗ, то он, конечно, посторонний корень уравнения. В то же время, записывая систему равносильную уравнению, мы не нарушаем логики решения: ведь уравнение с пустой ОДЗ равносильно системе, не имеющей решений.
Пример 5
Решить уравнение:
ОДЗ:
Решение: Данное уравнение равносильно системам, на основании определения
модуля:
и
![]() | ![]() |
Ответ:
Пример 6
Являются ли уравнения равносильными:
Решение:
![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Ответ:
Выполнить задания.
|
|
1. Добавьте дополнительное условие так, чтобы уравнения:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
1. Критерии оценивания:
Оценка | Обоснование оценивания |
«Отлично» | Все задания выполнены правильно |
«Хорошо» | Правильно выполнены любые 4 задания |
«Удовлетворительно» | Правильно выполнены любые 3 задания |
«Неудовлетворительно» | Правильно выполнено менее 3 заданий |