Тема 1
Все предметы и материалы с момента принятия их к транспортированию
и до сдачи получателю являются грузами.
Рисунок 1 Транспортная классификация грузов.
В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные.
Грузы, которые можно перекатывать, называются катными.
По степени опасности грузы подразделяют на группы:
1-я — малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.);
2-я — опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные);
3-я — пылящие, или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.);
4-я — опасные грузы.
Перевозка опасных грузов регламентируется специальными нормативными документами.
Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы (масса одного грузового места более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катных).
Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах.
|
|
Крупногабаритным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам ПС, определенных в нормативных документах.
Рисунок 2 Классы грузов
Длинномерным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, выступает за задний борт более чем на 2 м.
По степени загрузки ПС грузы подразделяют на четыре класса, сведения о которых приведены в таблице рис 2.
Класс груза в значительной степени определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.
В зависимости от режима хранения и требуемых условий перевозки грузы подразделяют на обычные, скоропортящиеся, антисанитарные и живность.
Физико-химические и биологические свойства грузов могут привести к изменению массы, объема или целостности груза и снижению его качества.
Качество груза — это совокупность свойств, определяющих степень пригодности продукции к использованию по назначению.
Основные показатели качества груза регламентированы стандартами и техническими условиями производителя. Для проверки качества груза используют органолептический, лабораторный или натурный (обмер и взвешивание) методы.
Неизбежные потери груза относятся к естественной убыли, которая при перевозках нормируется. Нормы убыли устанавливаются производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые перевозчик не несет ответственность. Как правило, нормы убыли зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т.п.
|
|
Выбор способа выполнения ПРР зависит от вида перевозимого груза и его упаковки — транспортной тары.
Типы и размеры транспортной тары в основном регламентированы стандартами. Грузоотправитель обязан предъявлять груз перевозчику в транспортной таре, соответствующей требованиям стандартов, что обеспечивает максимальную сохранность продукции при доставке и рациональное использование объема кузова АТС.
Транспортная тара предназначена для защиты груза от воздействия внешних факторов и обеспечения удобства ПРР, транспортирования, складирования и крепления к АТС. Для перевозки на АТ предъявляется груз в самой разнообразной таре, которую можно классифицировать по следующим признакам:
• сфера обращения: разовая; многооборотная;
• способность сохранять свою форму: жесткая (из металла, дерева, пластмассы и т.п.);
· полужесткая (складные ящики из полимерных материалов, картона и т.п.);
· мягкая (мешки из ткани, бумаги, пленки и т.п.).
К основным видам жесткой тары относятся:
· ящики (деревянные, фанерные, полиэтиленовые, из гофрированного картона);
· обрешетки из реек;
· барабаны (картонные, фанерные, стальные, деревянные);
· бочки (деревянные, стальные, алюминиевые, полимерные);
· фляги (для молока и лакокрасочных материалов);
· тара стеклянная;
· контейнеры;
· средства пакетирования (поддоны, кассеты, обвязки).
Пакетом называется укрупненная грузовая единица товара (груза),
уложенная в один блок, размеры и масса которого соответствуют требованиям рационального использования перегрузочного оборудования и ПС. Средства пакетирования предназначены для снижения затрат времени и сокращения ручного труда, при этом непосредственно груз может быть упакован не в транспортную, а только в потребительскую тару.
Для создания пакетов используют средства пакетирования — технические средства, предназначенные для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу. По конструктивным признакам средства пакетирования подразделяют на следующие виды:
• поддоны: плоские (паллеты); стоечные; ящичные.
Рекомендованные размеры поддонов в плане 1 200x 1 000 мм (ISO 3676), допускается 1 200 х 800 мм («Европул»). В соответствии с ГОСТ 19434— 74 «Грузовые единицы, транспортные средства и склады. Основные присоединительные размеры» (с изм. 1979 г.) размеры пакета, сформированного на поддоне, не должны превышать 1 240 х 840 или 1 240 х 1 040 мм в зависимости от типа поддона. Для загрузки крупнотоннажных контейнеров могут использоваться пакеты с размерами в плане 1 140 х 1 140 мм, высотой 1 350 мм и массой до 1,25 т.
На внутренних перевозках чаще всего используют деревянные однонастильные поддоны размером 1 200 х 800 мм грузоподъемностью 1 т, которые имеют собственную массу около 40 кг. Поддон рассчитывается
на выполнение не менее 15 погрузочно-разгрузочных операций и его гарантийный срок службы составляет 1 год;
• кассеты, представляющие собой пространственную раму, которая со всех сторон защищает груз от повреждения. Кассеты используют для пакетирования хрупких материалов;
• стропы, изготовленные из синтетических лент. Стропы используют для пакетирования мешковых и киповых грузов. Грузоподъемность стропов колеблется от 0,9 до 1,2 т, а собственная масса не превышает 1,5 кг. На создание одного пакета может потребоваться до 10 м строп.
При перевозке продовольственных грузов непосредственно в магазины можно использовать тару-оборудование, которая состоит из трубчатого каркаса на колесиках с решетчатыми стенками и полками. Тара-оборудование позволяет существенно снизить трудоемкость доставки груза за счет снижения числа перегрузочных и учетных операций без необходимости использования мощных средств погрузки-разгрузки. Товар после изготовления фасуется в потребительскую тару и укладывается в тару-оборудование, в которой и доставляется непосредственно в торговый зал. Основание тары-оборудования имеет размеры в плане 840 х 620 мм, высоту 925... 1 600 мм, грузоподъемность до 300 кг и собственную массу 47...82 кг.
|
|
Наряду со средствами пакетирования наиболее прогрессивным способом перевозки грузов является использование контейнеров.
Контейнер — это транспортное оборудование, предназначенное для многократного использования и приспособленное для механизированной погрузки-разгрузки и кратковременного хранения груза объемом более 1 м3. Контейнеры обеспечивают выполнение следующих основных функций:
• укрупнение грузовых единиц;
• функции съемного специализированного кузова;
• защита от различных воздействий в качестве внешней тары;
• временной складской емкости.
Для ГАП используют контейнеры разных типов: от сеточных для торговли до крупногабаритных международного стандарта. Последние имеют особое значение для АТ, поскольку в них перевозят большинство грузов в международном сообщении и несколькими видами транспорта. Размеры контейнеров и присоединительные размеры специализированного ПС удовлетворяют принципу модульности, т.е. вместо более крупного контейнера можно разместить несколько меньших.
Рисунок 3 Характеристики универсальных контейнеров
Для внутренних перевозок широко используют контейнеры массой брутто 1,25; 2,5 и 5 т, стандарт на которые разработан еще в 1935 г.
В табл. 5.2 приведены технические характеристики наиболее распространенных типов контейнеров, используемых на АТ. Для увеличения объема контейнеров допускается увеличивать их высоту до 2 591 мм (в обозначении таких контейнеров добавляется еще одна буква: (1АА, IBB, ICC, 1DD) и до 2 896 мм (1ААА, 1ВВВ). Прочность контейнеров обеспечивает возможность их штабелирования в шесть ярусов.
Рисунок 4 Расположение надписей на маркировке
|
|
Помимо универсальных на АТ большое распространение получили специализированные контейнеры, которые позволяют организовать массовую перевозку больших объемов отдельных видов грузов с высоким качеством. Виды специализированных контейнеров примерно соответствуют типам кузовов АТС.
Все грузы, принимаемые к перевозке, должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинакова. Правила маркировки определяет ГОСТ 14192 — 96 «Маркировка грузов» (с изм. от 22.06.2000), являющийся межгосударственным стандартом стран СНГ.
Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.
Расположение надписей на транспортной маркировке приведено на рис.4. Показанные штриховыми линиями блоки на рис. 4 необязательные надписи или обозначения.
Рисунок 5 Пример транспортной маркировки
Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Манипуляционные знаки должны соответствовать ГОСТ Р 51474 — 99 «Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами». Знаки наносят непосредственно на тару или упаковку, ярлыки или этикетки на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки. В зависимости от размера и формы тары габаритные размеры манипуляционного знака должны составлять 100; 150 или 200 мм.
Предупредительные надписи используют на маркировке в тех случаях, когда способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционным и знаками (например, «За обвязку не поднимать»).
Способ нанесения маркировки должен обеспечить ее сохранность в течение всего транспортного процесса. Маркировка может быть выполнена непосредственно на таре (грузе без упаковки) или на отдельной табличке (бирке), надежно прикрепленной к грузу.
Тема 2